Устный журнал- одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся. Проведению данного мероприятия предшествует большая подготовительная работа. Назначаются ответственные за ведение каждого раздела, подбирают материал, учитель помогает оформить его в виде сообщения, диалога или сценки и т.д
Содержание журнала должно расширять представление школьников о различных разделах русского языка, прививатьнавыки культуры речи, преодолевать речевые ошибки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устный лингвистический журнал "Слово о словах"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кременчугская средняя школа»
Устный журнал
«Слово о словах»
Составила
учитель русского языка и литературы
Костив Людмила Васильевна
Устный лингвистический журнал
«Слово о словах»
Цели: создание условий для осознания глубокого назначения русского языка как основного средства общения.
Задачи:
1. Способствовать пониманию русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа, уважительному отношению к русскому языку.
2. Содействовать стремлению к речевому самосовершенствованию.
Форма проведения:устный журнал
Возраст обучающихся:6 класс
Оборудование: компьютер, проектор,презентация, аудиозаписи песен, выставка книг.
План:
1 страница: «Великолепная наука»
2 страница:«Собиратель слов»
3 страница: «Русское литературное ударение»
4 страница: « Правильное употребление слов»
5 страница: « Ты и твоё имя»
Ведущий 1: «Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей,
словом можно разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.» (Л. Н. Толстой) (Слайд№1)
СЛОВО О СЛОВАХ (Слайд№2)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Солоухин В.А
Открываем 1-ую страницу журнала-
«Великолепная наука»
1 чтец: С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки, но ведь сказки и прибаутки- это язык.
Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Из живых бесед, со страниц сотен книг впервые узнаёт он о Вселенной.
2 чтец: Через слово он впервые знакомится с тем, чего ещё не видел (а возможно, никогда не увидит!). В звучном слове перед ним сверкают айсберги Артики, шумят водопады Америки и Африки. Раскрывается огромный мир звёздных пространств; зримыми становятся молекулы и атомы.
Новый человек роднится с древними мыслями, с тем, что сложилось в головах людей за тысячелетия до его рождения.
Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И это всё благодаря языку.
3 чтец: Радостная или горькая, гневная или нежная, летит над просторами Родины песня. Песня- это язык.
На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула- тоже язык.
Звучит аудиозапись:
Песенка о словах
(слова В.Вайнина, музыка С.Старобинского)
Ведущий 2: А знаете ли вы, откуда можно почерпнуть новые слова? Узнать их значения?
Открываем 2-ую страницу журнала-
«Собиратель слов» (Слайд №3)
4 чтец: В марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молоденький мичман.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
- Замолаживает...
- То есть как «замолаживает » ? - Мичман* смотрит недоумённо.
- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. - К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать - иначе пасмурнеть - в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.
5 чтец: Сколько слов знает обычно человек? Предполагают, 10-12 тысяч. Пушкиным использовано более 20 тысяч слов. В словаре Даля – 200 тысяч. Даль собирал не только слова, но и пословицы и поговорки- 37 тысяч. Он нашёл 110 пословиц со словом «глаз», 86- со словом «голова», 77- со словом «конь».
К «Толковому словарю живого великорусского языка» Даля постоянно обращаются писатели, лингвисты, журналисты и все, интересующиеся языком.
Ведущий 1: Открываем 3-ю страницу журнала-
«Русское литературное ударение»
Очень важно не только знать слова. Но и правильно их употреблять.
Говоря об ошибках в речи, мы чаще всего встречаемся с неправильной постановкой ударения.
Прослушайте аудиозапись и укажите ошибки.
Звучит текст:
1.-Алло! Кто это звонит? Что? Позвоните ещё.
2- Какими документами вы располагаете?
3. -Вот квартал пройдёте, так в конце квартала дом сдадим.
4.-Какие у вас места? Партер…
Кто заметил ошибки? Как правильно?
(Ученики объясняют, как правильно расставить ударение).
6 чтец:Особенность ударения в русском языке в том. Что оно разноместное, свободное. В отличие, например, от французского языка, где ударение падает на последний слог, чешского и финского, где оно падает на первый, польского- на предпоследний.
В русском языке при помощи ударения различаем значения некоторых слов.
-Объясните, что обозначают слова?
(После каждого слова один из участников объясняет его значение).
Атлас, чудный, хлопок, характерный.
Проверка с помощью слайдов: (Слайды № 4-7)
Атлас- собрание географических карт.
Атлас- материя.
Чудный- прекрасный.
Чудной- странный.
Хлопок- растение.
Хлопок- удар.
Характерный- с твёрдым характером.
Характерный- типичный.
У ряда существительных, обозначающих профессию, окончание ударное: учителя, профессора, доктора, мастера и др.
А можно ли сказать: офицера, шофера, инженера? (Если ударение в единственном числе падает на последний слог, то существительное во множественном числе принимает окончание - ы.)
7 чтец: Правильное произношение слов совсем не мелочь. Это часть языковой культуры человека.
Ведущий 2: Открываем 4-ю страницу журнала-
«Правильное употребление слов» (Слайд №8)
Наши корреспонденты в своих заметках отмечают, что некоторые ребята неправильно употребляют в речи глаголы поставить, положить, повесить, посадить. Давайте проверим, так ли это?
(Ребята находят правильные ответы)
Ключ на стол…
Ключ на гвоздь..
Сметану в холодильник…, а в борщ…
Ковёр на стену…, а на пол…
Масло на стол…, а в кашу…
Цветы в вазу…
Котлету на тарелку…
И еще, ребята, мне хочется обратить ваше внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди порой употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть? (Без приставок.) А когда — положить? (С приставками.) (Дети приводят различные примеры употребления данных слов.) Старайтесь, ребята, не путать эти слова.
Когда вы говорите, не торопитесь, не «глотайте» слова. Именно об этом напоминает вам песня «Игра» композитора В. Шаинского на слова Р. Рождественского. (Звучит запись песни «Игра».)
Ведущий 1: Открываем 5-ю страницу журнала-
«Ты и твоё имя»
В прошлый раз вы получили задания: объяснить значения своих имён.
Что обозначает ваше имя? Какое имя вам нравится и почему?
(Ученики объясняют значения своих имён)
Александр - защитник людей
Анатолий –восточный
Анна- благодать
Валентин - здоровый
Виктор- победитель
Владимир - владеющий миром
Галина- тишина
Геннадий - родовитый
Георгий - земледелец
Елена - светлая
Зоя- жизнь
Ирина- мир
Сергей – высокий
Марина – морская.
Много есть прекрасных имён, но бывают люди, которые выбирают своим детям «модные» имена. О них написал стихотворение С.Я. Маршак.
8 чтец:
В защиту детей
Если только ты умен, Ты не дашь ребятам Столь затейливых имен, Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала Сокращенно Дита, На родителей была Девушка сердита.
Для другой искал отец Имя похитрее, И назвал он наконец Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра Девочку Идейкой, А ребята со двора Стали звать Индейкой.
А один оригинал, Начинен газетой, Сына Спутником назвал, Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Век придется вековать Злополучным детям...
Ведущий 2 закрывает последнюю страницу журнала, называет тему следующего журнала и дату его проведения
... Гаснет устная словесность, Разговорная краса, Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.
(В. Шефнер)
Использованная литература
Лев Успенский. Слово о словах. /Зебра Е, 2009/
Э.А. Вартаньян. Путешествие в слово./ М. Просвещение, 2007/
И. Б.Голуб. Секреты русского языка. /КноРус, 2010/