kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Западно-Казахстанская область

Бокейординский район

СОШ имени А. Кусанова

Учитель русского языка и литературы

Сапарова Гульмира Мынайдаровна

 

9класс

 

Русская речь

 

     

Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Источники:

Русский язык. Теория.5-9 классы.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. М.Дрофа, 2010,методический журнал «Русский язык и литература в казахской школе»

Цели урока:

 - показать особенности  сложноподчиненных предложений с придаточными причины

- закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

 

Методы и приемы обучения:

Технологии:

 Технология развития критического мышления(приёмы: верные и неверные утверждения, информационные компьютерные технологии.

Методы обучения:

частично-поисковый; рефлексивный

Формы обучения:

Фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты:

Учащиеся умеют: 
- распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными; 
- моделировать и употреблять в речи СПП разных видов; 
- характеризовать синтаксическую структуру СПП; 

Основные идеи:

    Научить учащихся работать в группе, развивать логическое мышление через чтение и письмо. Вызвать интерес к уроку.

 

Ход урока:

1.Орг.момент. Урок начинается с круга радости.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Просыпается земля

Вместе с ней и я.

- Вот с таким настроением, мы начнем сегодняшний урок.

- А теперь предлагаю делиться на группы.

 Проверка готовности учеников к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 108. Ученики читают свои версии придаточных предложении цели.

Актуализация полученных знании.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение”. Но чтобы приступить к выполнению практических заданий, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом поможет нам задание, направленное на развитие такого качества, как избирательность внимания. Это упражнение также способствует формированию тезауруса.

3. Упражнение на избирательность внимания.+ взаимопроверка. (3 мин)

Задание 1. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком “+” в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+

1.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

 

2.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

 

3.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

4.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

 

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

10.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

Ключ к заданию: 2, 5, 6, 7, 9, 10,

Задание 2. Заполните «слепую» схему № 1 (для первой группы):

 

Это задание развивает умение систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
Помня о необходимости развития монологической речи учащихся, можно дополнить задание: «Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений».

 «Слепая» схема № 2 (для второй группы)

Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

?

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

?

 

4. Постановка темы и цели урока:

Стадия вызова.

- Ребята как вы понимаете слово  ПРИЧИНА ? (ученики называют свои версии).

- Составьте предложение где бы называли причину того или иного действия. Например: Я купила цветы, так как сегодня день рождение моей подруги.

2        ученика работают у доски.

- Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?

- Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

- Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины

5. Объяснение нового материала

  Придаточные предложения причины раскрывают (обо­значают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Чтение предложений из упр. 116 и их устный разбор.

-  На какие вопросы отвечают придаточные причины? (почему? отчего? по какой причине?)

-  Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?

Стадия осмысления

6. Первичное применение усвоенных знаний

Упражнение 118. Конструирование предложений

Из двух простых предложений составьте сложное с придаточным времени:

1. Трава зазеленела и стала быстро расти. Прошли дожди
2. В пустыне растительность крайне скудная. В пустыне не хватает влаги
3.Вода в реке заметно прибывала Снег быстро таял.

Задание 3. Схематический диктант. (упражнение 121)

Тренирует умение на слух определять структуру предложения.
Ученики записывают только схемы предложений – первые трое на доске (кто быстрее? кто без ошибки?), остальные в тетради.

1)  Все тела падают, потому что Земля имеет силу притяжения.
2) Бегущий человек не может сразу остановиться ,потому что он продолжает движение по инерции..
3) Луна постоянно вращается вокруг Земли ,так как действует сила всемирно тяготения ) Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.
г) После того как мы пообедали, мы пошли гулять.

Творческое задание. Работа в группе.

Упражнение 116 для первой группы, упражнение 122 для второй группы. В целях осмыслить изученный материал, ученики в группах  работают над постером

Постер должен быть:

1.      Обширным

2.      Эстетичекий оформленный

 

Рефлексия.  

 - Как называется тема сегодняшнего урока?

 - С какими союзами соединяются?

 - На какой вопрос отвечает СПП с придаточными причины?

-  К какой группе относятся

Оценивание.

Критерии оценки

16-13 баллов – оценка 5

13-10 баллов – оценка 4

 10-7  баллов – оценка 3

 Домашнее задание. Упражнение119, стр. 95.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. »

Западно-Казахстанская область

Бокейординский район

СОШ имени А. Кусанова

Учитель русского языка и литературы

Сапарова Гульмира Мынайдаровна


9класс


Русская речь


Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Источники:

Русский язык. Теория.5-9 классы.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. М.Дрофа, 2010,методический журнал «Русский язык и литература в казахской школе»

Цели урока:

- показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины

- закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.


Методы и приемы обучения:

Технологии:

Технология развития критического мышления(приёмы: верные и неверные утверждения, информационные компьютерные технологии.

Методы обучения:

частично-поисковый; рефлексивный

Формы обучения:

Фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты:

Учащиеся умеют: 
- распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными; 
- моделировать и употреблять в речи СПП разных видов; 
- характеризовать синтаксическую структуру СПП; 

Основные идеи:

Научить учащихся работать в группе, развивать логическое мышление через чтение и письмо. Вызвать интерес к уроку.


Ход урока:

1.Орг.момент. Урок начинается с круга радости.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Просыпается земля

Вместе с ней и я.

- Вот с таким настроением, мы начнем сегодняшний урок.

- А теперь предлагаю делиться на группы.

Проверка готовности учеников к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 108. Ученики читают свои версии придаточных предложении цели.

Актуализация полученных знании.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение”. Но чтобы приступить к выполнению практических заданий, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом поможет нам задание, направленное на развитие такого качества, как избирательность внимания. Это упражнение также способствует формированию тезауруса.

3. Упражнение на избирательность внимания.+ взаимопроверка. (3 мин)

Задание 1. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком “+” в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+

1.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

 

2.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

 

3.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

4.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

 

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

10.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

Ключ к заданию: 2, 5, 6, 7, 9, 10,

Задание 2. Заполните «слепую» схему № 1 (для первой группы):

Это задание развивает умение систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
Помня о необходимости развития монологической речи учащихся, можно дополнить задание: «Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений».

«Слепая» схема № 2 (для второй группы)

Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

?

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

?



4. Постановка темы и цели урока:

Стадия вызова.

- Ребята как вы понимаете слово ПРИЧИНА ? (ученики называют свои версии).

- Составьте предложение где бы называли причину того или иного действия. Например: Я купила цветы, так как сегодня день рождение моей подруги.

  1. ученика работают у доски.

- Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?

- Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

- Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины

5. Объяснение нового материала

Придаточные предложения причины раскрывают (обо­значают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Чтение предложений из упр. 116 и их устный разбор.

- На какие вопросы отвечают придаточные причины? (почему? отчего? по какой причине?)

- Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?

Стадия осмысления

6. Первичное применение усвоенных знаний

Упражнение 118. Конструирование предложений

Из двух простых предложений составьте сложное с придаточным времени:

1. Трава зазеленела и стала быстро расти. Прошли дожди
2. В пустыне растительность крайне скудная. В пустыне не хватает влаги
3.Вода в реке заметно прибывала Снег быстро таял.

Задание 3. Схематический диктант. (упражнение 121)

Тренирует умение на слух определять структуру предложения.
Ученики записывают только схемы предложений – первые трое на доске (кто быстрее? кто без ошибки?), остальные в тетради.

1) Все тела падают, потому что Земля имеет силу притяжения.
2) Бегущий человек не может сразу остановиться ,потому что он продолжает движение по инерции..
3) Луна постоянно вращается вокруг Земли ,так как действует сила всемирно тяготения ) Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.
г) После того как мы пообедали, мы пошли гулять.

Творческое задание. Работа в группе.

Упражнение 116 для первой группы, упражнение 122 для второй группы. В целях осмыслить изученный материал, ученики в группах работают над постером

Постер должен быть:

  1. Обширным

  2. Эстетичекий оформленный


Рефлексия.

- Как называется тема сегодняшнего урока?

- С какими союзами соединяются?

- На какой вопрос отвечает СПП с придаточными причины?

- К какой группе относятся

Оценивание.

Критерии оценки

16-13 баллов – оценка 5

13-10 баллов – оценка 4

10-7 баллов – оценка 3

Домашнее задание. Упражнение119, стр. 95.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Автор: Сапарова Гульмира Мынайдаровна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "166529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422971073"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства