расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения, обогащать словарный запас учащихся;
развивать творческую инициативу каждого участника игры, логическое мышление;
воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку, коллективизм.
Оборудование: плакаты: К.Г.Паустовский “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом”.
“Словарь – твой друг, без него, как без рук”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Словария»
Путешествие в страну словария
Цель:
расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения, обогащать словарный запас учащихся;
развивать творческую инициативу каждого участника игры, логическое мышление;
воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку, коллективизм.
Оборудование: плакаты: К.Г.Паустовский “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом”.
“Словарь – твой друг, без него, как без рук”
СЛАЙД №1
Учитель: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас в этом зале.
Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:
СЛАЙД № 2
“Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”. Сегодня мы и поговорим о том, где “хранятся”
слова. А “Хранятся” они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: “ Словарь – твой друг, без него, как без рук”
В умелых руках словари могут оказать значительную пользу.
СЛАЙД № 3
О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоля Франса “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”
И наша игра посвящается словарям, которая пройдет в виде соревнований между командами. Добро пожаловать в страну Словарию.
СЛАЙД № 4
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем мы играть.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только наши знания.
Кто победит,
Для нас пока секрет,
Игра “конечно” даст ответ!
Соревнуясь, мы
Останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
Учитель:
Я желаю всем успеха
Вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.
Разрешите представить команды:
1 команда: “Смекалистые”
Девиз:
Мы смекалистые дети,
Всё хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Много правил мы прошли.
2 команда: “Догадливые”
Девиз:
Сколько слов в словаре,
Столько у нас знаний
И попробуйте теперь
Вы сразиться с нами.
3 команда “Сообразительные”
Девиз:
Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятерки получать.
Команды будет оценивать жюри
СЛАЙД № 5 Знакомство с толковым словарем.
Это толковый словарь. Его назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит примеры употребления в речи. В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов.
Толковых словарей много и у каждого словаря свой автор, но самым первым составителем словаря стал Владимир Иванович Даль.
Конкурс № 1. Толкование слов СЛАЙД № 6
Конкурс будет проходить в 2 этапа. Максимальная оценка за 1 этап конкурса 3 балла
Этап 1. Узнай слово по его толкованию. Перед вами толкования четырёх слов. Запишите эти 4 слова на маркерной доске.
Полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. (Дорога) СЛАЙД №7
Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку. (Карандаш) СЛАЙД № 8
Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке. (Орех) СЛАЙД № 9
Подвижный орган во рту, который является органом вкуса. (Язык) СЛАЙД №10
Просим жюри оценить 1 этап 1конкурса
СЛАЙД № 11
Этап 2. Узнай слово по толкованию своего одноклассника. Максимальная оценка за 2 этап 1 конкурса 3 балла. Слово записываете на маркерной доске.
СЛАЙД12. Сорока
СЛАЙД 13. Одежда
СЛАЙД 14. Воробей Просим жюри оценить 2 этап 1конкурса
Учитель: Ребята, в нашем учебнике русского языка тоже есть словари, которыми мы пользуемся на уроках один толковый, а как называется другой? (орфографический)
Правильно, в нем показано, как правильно писать слова. Вы уже знаете правописание многих словарных слов и сейчас мы проведем конкурс на самую длинную цепочку из словарных слов.
Конкурс № 2 Словарные слова СЛАЙД 15
Максимальная оценка за этот конкурс 3 балла
За 1 минуту каждый участник команды на листочках записывает как можно больше словарных слов, записывая их правильно. Капитан команды сдаёт листочки в жюри.
Игра с залом (Загадки к словарным словам) Оценка жюри за 2 конкурс
Словарь иностранных слов. СЛАЙД 16
Перед вами словарь иностранных слов. Он имеет 1 500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а так же сведения о его происхождении.
Учитель: Ребята, русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.
Конкурс № 3 (капитанов) СЛАЙД № 17
Максимальная оценка за этот конкурс 3 балла
Капитанам команд предлагается разгадать ребусы. Ответы записываете на маркерной доске.
Пока капитаны готовятся мы немного поиграем.
Игра на внимание.
Капитанам было предложено разгадать 3 ребуса. Проверим, как они справились с заданием.
1. Трамвай. СЛАЙД № 18 – 19
К истокам слова: это слово из английского языка, от TREM (трем) – “вагон”, и WAY (уэй) – “дорога”. Так называется городская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.
2. Тетрадь. СЛАЙД № 20 -21
К истокам слова: слово тетрадь образовано от греческого ТЕТРА, что значит четыре. Сначала тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. А сейчас это сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма и рисования.
3. Ранец. СЛАЙД № 22-23
К истокам слова: мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием принесли в Россию как заплечный походный мешок – RANZEN (ранзен)– наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150-200 слово стало обозначать ученическую сумку.
Слово жюри, оцените 3 конкурс
Словарь синонимов. СЛАЙД № 24
Учитель: Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
Словарь антонимов. СЛАЙД № 25
В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни.
Минус – плюс, огонь-вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда противоположны.
Игра с залом. Игра “Наоборот”. Просим жюри подвести итоги 3 конкурсов
Словарь фразеологизмов. СЛАЙД № 26
Фразеологический словарь дает толкование и происхождение устойчивых оборотов речи (фразеологизмов). Фразеологические обороты в словаре расположены строго по алфавиту.
Вы все знаете такое выражение “ Знать назубок.” Это значит, например превосходно выучить стихотворение или вообще отлично в чем-либо разбираться. А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит подлинная, не поддельная.
Конкурс № 4 Фразеологические обороты СЛАЙД № 27
Конкурс будет проходить в 2 этапа. Максимальная оценка за каждый этап конкурса 5 баллов
1 этап. Доскажи фразеологический оборот. Чья команда быстрее!
СЛАЙД № 28
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь)
СЛАЙД № 29
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо: ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)
СЛАЙД № 30
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
Просим жюри оценить 1 этап 4 конкурса
Этап 2. Угадай, какой фразеологический оборот нарисовал художник. Если команда знает ответ, поднимает руку.
СЛАЙД № 31
1. Корова языком слезала
СЛАЙД № 32
2. Развесить уши
СЛАЙД № 33
3. Яблоку упасть некуда
СЛАЙД № 34
4. Кот в мешке.
СЛАЙД № 35
5. Намотать на ус.
СЛАЙД № 36
6. Зарубить на носу.
Просим жюри оценить 2 этап 4 конкурса
Сценка “Вечером” СЛАЙД № 37
(Бабушка и внук Саша)
Вы ребята, не зевайте, фразеологические обороты запоминайте.
– Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,– сказала бабушка.
А Саша стучит.
– Прекрати стук, пожалуйста!
А Саша стучит.
– Как об стенку горох, ему хоть кол на голове теши, а он все свое…Сейчас отберу молоток!
А Саша стучит. Сказано -сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
– Отдай!
– Завтра! А сейчас не видать тебе молотка, как своих ушей!
Саша заплакал.
– Я машину чиню….
– Всему свое время.
– Зачем молоток унесла?
– Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился! Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
– Не все, мы не спим!
– Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Оценка жюри за 4 конкурса
Словообразовательный словарь СЛАЙД 38
Учитель: Перед вами словообразовательный словарь. С его помощью любой человек сможет правильно сделать словообразовательный анализ или разобрать слово по составу. Словарь станет надежным помощником всем желающим постичь тайны русского словообразования.
Конкурс № 5 СЛАЙД № 39
Составьте слово. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов. Команда записывает ответ на доске.
СЛАЙД № 40
Корень в слове “снежинка”,
Приставка в слове “подъехали”.
Суффикс в слове “лесник”,
Окончание в слове “ученики”. (Подснежники)
СЛАЙД № 41
Приставка в слове “посмотрел”,
Корень в слове “дороженька”,
Суффикс в слове “лыжник”. (Подорожник)
СЛАЙД № 42
Корень мой ищи в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Сейчас оценку за 5 конкурс даст жюри.
СЛАЙД № 43
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешки,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Слово предоставляется жюри.
СЛАЙД № 44
СЛАЙД № 45–47
На этом наш праздник закончен. Спасибо всем за внимание!