kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай.

Форма урока – урок изучения нового, проблемный.

Цели: обучающие - познакомить ребят с путешествиями европейцев в Азию, сформировать представление о причинах этих путешествий, природе и географии Индии и Китая, дать знания о товаре, который везли из Азии купцами ;

Развивающие – формировать: навыки работы с учебником, географическими картами, умение говорить и высказывать свои суждения; развивать уверенность в себе.

Воспитательные – воспитывать положительное отношение к знаниям, способствовать развитию интереса к предмету география, расширять кругозор.

Методическое оснащение: Настенная карта «Физическая карта полушарий», картины, выставка литературы к теме, атласы и контурные карты, учебники, тетради, черный ящик.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай»

Цель урока: познакомиться с путешественниками и их маршрутами, с природой и географией Индии и Китая.

Ребята, что может помочь нам в достижении этой цели?

(книги, энциклопедии, учебники, карты, словари, специалисты)

В классе присутствуют жители города Венеция – венецианцы и города Тверь – Тверяне, а также специалисты: историки, географы, библиографы, которые помогут нам.

Учитель проводит актуализацию знаний: опрос домашнего задания

Ребята, скажите, а кто-нибудь в древние времена бывал в Азии?

(Александр Македонский с военными походами, и арабы)

На прошлом уроке мы изучали плавания арабов в Индию, давайте вспомним.

Блиц опрос:

1) Родина арабов (показать на карте Аравийский полуостров)

2) Какую религию они исповедовали (Ислам)

3)На каком материке, и в какой части света находится Аравия (показ на карте)

4)Куда плавали арабы (показ на карте Средиземного моря, острова Мадагаскар, Индии и Китая)

5) Во время плавания, какими ветрами пользовались (муссонами)

6) Что привозили из Азии арабы - (перец, гвоздику, корицу, т. е. пряности)

7)Известный арабский путешественник, который посетил Азию, Африку, Восточную Европу, поднимался даже по Волге. (Ибн Баттута)

Арабы уже имели представление об Азии и успешно плавали в Индию и Китай, а вот европейцы еще смутно представляли себе эту часть света.

Почему европейцы не плавали в это время в Азию? ( Их не пускали арабы, не знали, как плыть, маршруты держались в тайне)

А может быть, и не нужно было открывать Азию европейцам, не зачем?

( они слышали о богатстве Индии и Китая, арабы перепродавали им товар, привезенный из Азии, и им самим хотелось там побывать.)

Проблема урока – Совершить открытие Азии вместе с европейцами. ПОНЯТЬ, ЧТО ЖЕ ПОДВИГЛО ИХ НА СТОЛЬ ОПАСНОЕ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Кто же были эти европейцы? (Марко Поло и Афанасий Никитин)

Марко Поло родился в Венеции, что это за город?

Рассказывает представитель венецианцев. Венеция – город в Северной Италии, расположен преимущественно на 118островах Венецианской лагуны в Адриатическом море. В этом удивительном городе вместо улиц – каналы, через них перекинуты 400 мостов и мостиков, стены домов опускаются прямо в воду.

Венеция родина многих выдающихся людей, одним из которых является Марко Поло, который первым из европейцев совершил путешествие в Китай.

Давайте послушаем и соотечественников Афанасия Никитина, родиной которого является город Тверь

Рассказывает представитель тверян.

Тверь – с 1246 года столица Тверского Великого княжества расположена в верхнем течении реки Волга в устье реки Тверца на Валдайской возвышенности. Город в древней Руси имел следующую структуру – в центре города располагались княжеские палаты и торговая площадь. Здесь же стоял главный храм – гордость и украшение города. В нем проводили богослужения, хранили главные ценности. В 1485 году Тверское Великое княжество вошло в состав Русского государства. Здесь в Твери родился Афанасий Никитин, который первым из европейцев побывал в Индии.

Учитель – Спасибо горожане. Хотелось бы больше узнать о ваших отважных соотечественниках: Кто они? Что нам о них известно?

Рассказ библиографа1 о Марко Поло и библиографа 2 – об Афанасии Никитине.

1.Марко Поло происходит из купеческой семьи. Его отец и дядя вели обширную торговлю, в частности в Персии. С детства Марко отличался острой наблюдательностью и хорошей сообразительностью.

В 1271 году Марко Поло отправился в Китай вместе с отцом и дядей, когда ему было 17 лет, и провёл в чужих странах 24 года. Семья Поло двигалась по суше Великим шёлковым путем.

Феноменальная память Поло запечатлела мельчайшие детали путешествия: то, что видел своими глазами, он не забывал никогда. Рассказы о его путешествии вызвали живой интерес среди европейцев, и Марко решил записать их. Получилась целая книга, героями которой стали страны и народы, их жизнь и обычаи, их занятия и легенды. Эта книга существенно расширила кругозор европейцев, дала им первые сведения о странах, о которых они знали разве что понаслышке.

об Афанасии Никитине известно немного, давайте заглянем в Большой энциклопедический словарь. Женя Осипов читает в словаре.

Русский купец из города Твери Афанасий Никитин

путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию в 1468-1474гг. На обратном пути посетил африканский берег Сомали, Турцию. Путевые заметки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле Учитель : - Это решительные и сильные люди, которые не испугались трудностей и отправились в далёкую Азию.

Вместе со штурманами мы проделаем сейчас этот путь и отметим его на к\к Рассказ историков и штурманов: 1 – о Китае и маршруте Марко Поло (карта на экране)

Китай – огромная страна на востоке Азии. ( показывает на карте). Омывается морями Желтым, Восточно-Китайским, Южно-Китайским, но попасть сюда морским путем Марко Поло не мог, так как арабы не пропускали корабли венецианцев на восток, захватив в свои руки торговые пути.

Через Средиземное море, потом по долине реки Тигр до Персидского залива пролегал путь семьи Поло. От Ормуза караван направился через пустыни и горы Центральной Азии и спустя много месяцев достиг Китая. Целых 17 лет семья Поло занималась торговлей в «Поднебесной», причем хан Хубилай даже назначил Марко правителем одной из провинций и давал много поручений. Хан не хотел отпускать Поло на родину, помогло лишь стечение обстоятельств. Монгольская и китайская принцессы были обещаны в жены правителю Персии, и семья Поло вызвалась их сопровождать. Весной 1292 года флотилия из 14 кораблей отплыла из порта Зайтун . Путь пролег вдоль восточных и южных берегов Азии, через проливы между бесчисленными островами Индонезии, вокруг Индокитая, мимо Цейлона. Наконец корабли достигли гавани Ормуз, а далее по суше. Только в 1295 году семья Поло вернулась на родину.

Ребята отметьте путь Марко Поло красными стрелочками на к\к

Штурман Афанасия Никитина: (карта на экране)

В 1466 году послы Ширван-шаха возвращались домой в Баку, от двора великого князя московского. Услышав о том, тверской купец Афанасий Никитин тоже решил попытать торгового счастья в иноземных странах. Занял он денег, снарядился в дорогу и поплыл с товарами вниз по Волге до Нижнего Новгорода. А там присоединился к посольскому каравану, ведь плыть вместе безопасней. Караван был разграблен в устье Волги астраханскими татарами, товары пропали, Афанасий добрался до Персии, а затем до города- порта Ормуз.

Здесь он узнал, что в Индии базары намного дешевле и особенно ценятся арабские кони.

Купив породистого скакуна, погрузился на корабль и переплыл Аравийское море.

провел в Индии Никитин почти 3 года.

Стосковавшись по родине, он собрался в путь. В приморском городе Добулу сел он на корабль и отплыл в Ормуз. и через центральный горный Иран . Затем по Черному (Стамбульскому) морю к Феодосии, где встретил московских купцов. С ними он и проделал остатки пути, но не суждено было ему вернуться в родной город. Афанасий Никитин заболел и умер, не дойдя до Смоленска. Спутники же Афанасия похоронили, а тетрадь его доставили к княжескому двору. Отмечаем путь Афанасия Никитина синим цветом. (стр. учебника 157)

Учитель: Долгим и трудным был путь в Азию, много пришлось пройти, а вот вы уже засиделись. И Марко Поло и АФ. Никитин возвращались домой по Индийскому океану.

Зарядка: зарядка «Цунами»

Учитель : Да, теперь мы знаем маршруты этих путешествий, узнаем побольше о природе и истории этих стран?

Найдите в параграфе описание природы Китая (стр. 153)

А теперь найдите описание Индии стр. 157«В жаркой Индии…» потом географ добавляет

 Географ -Индия – страна на полуострове Индостан, омывается водами Аравийского моря и Бенгальского залива ( отмечаем на к\к). На юге страны расположено плоскогорье Декан, на севере хребты Гималаев опускаются к Индо-Гангской низменности тремя гигантскими ступенями. В ледниках Гималаев берут начало многие реки Индии, среди них Брахмапутра и самая большая река страны Ганг

  1. Учитель – Из всего, что вы сегодня узнали об Индии и Китае вы можете предположить, а что же привозили из этих плаваний европейцы? Загадочный ящик ( в нем чай, специи, шелк, драгоценные камни, браслет из ракушек, ваза индийская, тетрадь

« Хождение за три моря» и «Книга Марко Поло».) Ребята называют, что в ящике, а учитель демонстрирует эти предметы.

  1. Учитель Мы совершили сегодня путешествия в далекую Азию вместе с европейцами. Что же нового вы узнали? (Узнали об истории и географии Индии и Китая, и определили, что же так манило купцов в эти страны.) Сейчас вы попробуете выполнить несколько заданий на эту тему. Закрепление - тесты- задания. (музыка)

  2. Домашнее задание: параграф 8, и творческое - сообщения о достопримечательностях Индии и Китая.

. Тесты – задания для закрепления и проверки знаний

1 вариант.

  1. Найди соответствие: имя путешественника и место пребывания

1) Марко Поло А) Индия,

2) Афанасий Никитин б) Китай

3) Ибн Батута В) Африка, Поволжье

2. Дай определение муссонам ….

3. По карте полушарий определи, какие горы, плоскогорья и низменности расположены в Индии:

4. Заполни таблицу с помощью карты: Афанасий Никитин посетил…

Страна

Часть света

полуостров.

5. Суша, окруженная водой с трех сторон это –

6. По какому «пути» проходило путешествие Марко Поло?

2 вариант.

1. Найди соответствие: город и его знаменитого представителя

1) Тверь А) Марко Поло

2) Венеция Б) Афанасий Никитин

2. Дай определение морю…

3. По карте полушарий определи, какие горы и равнины расположены в Китае

4. Заполни таблицу с помощью карты: какие моря, полуострова пересек Афанасий Никитин

Моря

Полуострова

Заливы.

5. Постоянный поток воды, текущий по руслу..

6. Перечисли товары, привезенные из Индии и из Китая.

Товары

Зеленый чай

Золото

Шелк

Слоновая кость

Фарфор

Пряности

Драгоценные камни

Черный чай

 


 


 


 


 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай" »



Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай.

Форма урока – урок изучения нового, проблемный.

Цели: обучающие - познакомить ребят с путешествиями европейцев в Азию, сформировать представление о причинах этих путешествий, природе и географии Индии и Китая, дать знания о товаре, который везли из Азии купцами ;

Развивающие – формировать: навыки работы с учебником, географическими картами, умение говорить и высказывать свои суждения; развивать уверенность в себе.

Воспитательные – воспитывать положительное отношение к знаниям, способствовать развитию интереса к предмету география, расширять кругозор.

Методическое оснащение: Настенная карта «Физическая карта полушарий», картины, выставка литературы к теме, атласы и контурные карты, учебники, тетради, черный ящик.



Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай»



Цель урока: познакомиться с путешественниками и их маршрутами, с природой и географией Индии и Китая.



Ребята, что может помочь нам в достижении этой цели?

(книги, энциклопедии, учебники, карты, словари, специалисты)

В классе присутствуют жители города Венеция – венецианцы и города Тверь – Тверяне, а также специалисты: историки, географы, библиографы, которые помогут нам.

Учитель проводит актуализацию знаний: опрос домашнего задания

Ребята, скажите, а кто-нибудь в древние времена бывал в Азии?

(Александр Македонский с военными походами, и арабы)

На прошлом уроке мы изучали плавания арабов в Индию, давайте вспомним.

Блиц опрос:

1) Родина арабов (показать на карте Аравийский полуостров)

2) Какую религию они исповедовали (Ислам)

3)На каком материке, и в какой части света находится Аравия (показ на карте)

4)Куда плавали арабы (показ на карте Средиземного моря, острова Мадагаскар, Индии и Китая)

5) Во время плавания, какими ветрами пользовались (муссонами)

6) Что привозили из Азии арабы - (перец, гвоздику, корицу, т. е. пряности)

7)Известный арабский путешественник, который посетил Азию, Африку, Восточную Европу, поднимался даже по Волге. (Ибн Баттута)



Арабы уже имели представление об Азии и успешно плавали в Индию и Китай, а вот европейцы еще смутно представляли себе эту часть света.

Почему европейцы не плавали в это время в Азию? ( Их не пускали арабы, не знали, как плыть, маршруты держались в тайне)

А может быть, и не нужно было открывать Азию европейцам, не зачем?

( они слышали о богатстве Индии и Китая, арабы перепродавали им товар, привезенный из Азии, и им самим хотелось там побывать.)



Проблема урока – Совершить открытие Азии вместе с европейцами. ПОНЯТЬ, ЧТО ЖЕ ПОДВИГЛО ИХ НА СТОЛЬ ОПАСНОЕ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Кто же были эти европейцы? (Марко Поло и Афанасий Никитин)

Марко Поло родился в Венеции, что это за город?

Рассказывает представитель венецианцев. Венеция – город в Северной Италии, расположен преимущественно на 118островах Венецианской лагуны в Адриатическом море. В этом удивительном городе вместо улиц – каналы, через них перекинуты 400 мостов и мостиков, стены домов опускаются прямо в воду.

Это крупный центр торговли между Западной Европой и Востоком. В средние века являлся республикой. Во главе венецианской республики стоял выбранный богатыми людьми глава города – дож. Он был обручен с морем, после своего избрания дож с борта корабля бросал в воду кольцо, просил у моря помощи и защиты и клялся ему в верности.

Венеция родина многих выдающихся людей, одним из которых является Марко Поло, который первым из европейцев совершил путешествие в Китай.



Давайте послушаем и соотечественников Афанасия Никитина, родиной которого является город Тверь

Рассказывает представитель тверян.

Тверь – с 1246 года столица Тверского Великого княжества расположена в верхнем течении реки Волга в устье реки Тверца на Валдайской возвышенности. Город в древней Руси имел следующую структуру – в центре города располагались княжеские палаты и торговая площадь. Здесь же стоял главный храм – гордость и украшение города. В нем проводили богослужения, хранили главные ценности. В 1485 году Тверское Великое княжество вошло в состав Русского государства. Здесь в Твери родился Афанасий Никитин, который первым из европейцев побывал в Индии.

Учитель – Спасибо горожане. Хотелось бы больше узнать о ваших отважных соотечественниках: Кто они? Что нам о них известно?

Рассказ библиографа1 о Марко Поло и библиографа 2 – об Афанасии Никитине.

1.Марко Поло происходит из купеческой семьи. Его отец и дядя вели обширную торговлю, в частности в Персии. С детства Марко отличался острой наблюдательностью и хорошей сообразительностью.

В 1271 году Марко Поло отправился в Китай вместе с отцом и дядей, когда ему было 17 лет, и провёл в чужих странах 24 года. Семья Поло двигалась по суше Великим шёлковым путем.

Феноменальная память Поло запечатлела мельчайшие детали путешествия: то, что видел своими глазами, он не забывал никогда. Рассказы о его путешествии вызвали живой интерес среди европейцев, и Марко решил записать их. Получилась целая книга, героями которой стали страны и народы, их жизнь и обычаи, их занятия и легенды. Эта книга существенно расширила кругозор европейцев, дала им первые сведения о странах, о которых они знали разве что понаслышке.

об Афанасии Никитине известно немного, давайте заглянем в Большой энциклопедический словарь. Женя Осипов читает в словаре.

Русский купец из города Твери Афанасий Никитин

путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию в 1468-1474гг. На обратном пути посетил африканский берег Сомали, Турцию. Путевые заметки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле Учитель : - Это решительные и сильные люди, которые не испугались трудностей и отправились в далёкую Азию.

Вместе со штурманами мы проделаем сейчас этот путь и отметим его на к\к Рассказ историков и штурманов: 1 – о Китае и маршруте Марко Поло (карта на экране)

Китай – огромная страна на востоке Азии. ( показывает на карте). Омывается морями Желтым, Восточно-Китайским, Южно-Китайским, но попасть сюда морским путем Марко Поло не мог, так как арабы не пропускали корабли венецианцев на восток, захватив в свои руки торговые пути.

Через Средиземное море, потом по долине реки Тигр до Персидского залива пролегал путь семьи Поло. От Ормуза караван направился через пустыни и горы Центральной Азии и спустя много месяцев достиг Китая. Целых 17 лет семья Поло занималась торговлей в «Поднебесной», причем хан Хубилай даже назначил Марко правителем одной из провинций и давал много поручений. Хан не хотел отпускать Поло на родину, помогло лишь стечение обстоятельств. Монгольская и китайская принцессы были обещаны в жены правителю Персии, и семья Поло вызвалась их сопровождать. Весной 1292 года флотилия из 14 кораблей отплыла из порта Зайтун . Путь пролег вдоль восточных и южных берегов Азии, через проливы между бесчисленными островами Индонезии, вокруг Индокитая, мимо Цейлона. Наконец корабли достигли гавани Ормуз, а далее по суше. Только в 1295 году семья Поло вернулась на родину.

Ребята отметьте путь Марко Поло красными стрелочками на к\к



Штурман Афанасия Никитина: (карта на экране)

В 1466 году послы Ширван-шаха возвращались домой в Баку, от двора великого князя московского. Услышав о том, тверской купец Афанасий Никитин тоже решил попытать торгового счастья в иноземных странах. Занял он денег, снарядился в дорогу и поплыл с товарами вниз по Волге до Нижнего Новгорода. А там присоединился к посольскому каравану, ведь плыть вместе безопасней. Караван был разграблен в устье Волги астраханскими татарами, товары пропали, Афанасий добрался до Персии, а затем до города- порта Ормуз.

Здесь он узнал, что в Индии базары намного дешевле и особенно ценятся арабские кони.

Купив породистого скакуна, погрузился на корабль и переплыл Аравийское море.

провел в Индии Никитин почти 3 года.

Стосковавшись по родине, он собрался в путь. В приморском городе Добулу сел он на корабль и отплыл в Ормуз. и через центральный горный Иран . Затем по Черному (Стамбульскому) морю к Феодосии, где встретил московских купцов. С ними он и проделал остатки пути, но не суждено было ему вернуться в родной город. Афанасий Никитин заболел и умер, не дойдя до Смоленска. Спутники же Афанасия похоронили, а тетрадь его доставили к княжескому двору. Отмечаем путь Афанасия Никитина синим цветом. (стр. учебника 157)

Учитель: Долгим и трудным был путь в Азию, много пришлось пройти, а вот вы уже засиделись. И Марко Поло и АФ. Никитин возвращались домой по Индийскому океану.

Зарядка: зарядка «Цунами»

Учитель : Да, теперь мы знаем маршруты этих путешествий, узнаем побольше о природе и истории этих стран?

Найдите в параграфе описание природы Китая (стр. 153)

Плодородные земли Китая со всех сторон окружены высокими горами, пустынями, густыми лесами. В древности китайцы считали свою страну центром мира, называли ее срединной землёй. Уже за тысячу лет до нашей эры они начали плавать по морям Тихого океана. На западе китайцы доходили до окраин высочайшего в мире Тибетского нагорья, до пустыни Гоби. 2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов скотоводов-кочевников. Послы, воины, купцы Китая попадали в Азию по Великому торговому шелковому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару - китайскому шелку. Ведь Китай – родина шелка, бумаги, фарфора. Какова же природа Китая? Далее читаем стр. 155 «В центре Азии расположены…



А теперь найдите описание Индии стр. 157«В жаркой Индии…» потом географ добавляет

Географ -Индия – страна на полуострове Индостан, омывается водами Аравийского моря и Бенгальского залива ( отмечаем на к\к). На юге страны расположено плоскогорье Декан, на севере хребты Гималаев опускаются к Индо-Гангской низменности тремя гигантскими ступенями. В ледниках Гималаев берут начало многие реки Индии, среди них Брахмапутра и самая большая река страны Ганг

  1. Учитель – Из всего, что вы сегодня узнали об Индии и Китае вы можете предположить, а что же привозили из этих плаваний европейцы? Загадочный ящик ( в нем чай, специи, шелк, драгоценные камни, браслет из ракушек, ваза индийская, тетрадь

« Хождение за три моря» и «Книга Марко Поло».) Ребята называют, что в ящике, а учитель демонстрирует эти предметы.

  1. Учитель Мы совершили сегодня путешествия в далекую Азию вместе с европейцами. Что же нового вы узнали? (Узнали об истории и географии Индии и Китая, и определили, что же так манило купцов в эти страны.) Сейчас вы попробуете выполнить несколько заданий на эту тему. Закрепление - тесты- задания. (музыка)



  1. Домашнее задание: параграф 8, и творческое - сообщения о достопримечательностях Индии и Китая.

.

. Тесты – задания для закрепления и проверки знаний

1 вариант.


  1. Найди соответствие: имя путешественника и место пребывания

1) Марко Поло А) Индия,

2) Афанасий Никитин б) Китай

3) Ибн Батута В) Африка, Поволжье

2. Дай определение муссонам ….

3. По карте полушарий определи, какие горы, плоскогорья и низменности расположены в Индии:

4. Заполни таблицу с помощью карты: Афанасий Никитин посетил…

Страна

Часть света

полуостров





5. Суша, окруженная водой с трех сторон это –

6. По какому «пути» проходило путешествие Марко Поло




2 вариант.

1. Найди соответствие: город и его знаменитого представителя

1) Тверь А) Марко Поло

2) Венеция Б) Афанасий Никитин

2. Дай определение морю…

3. По карте полушарий определи, какие горы и равнины расположены в Китае

4. Заполни таблицу с помощью карты: какие моря, полуострова пересек Афанасий Никитин

Моря

Полуострова

Заливы





5. Постоянный поток воды, текущий по руслу..

6. Перечисли товары, привезенные из Индии и из Китая.

Товары

Зеленый чай

Золото

Шелк

Слоновая кость

Фарфор

Пряности

Драгоценные камни

Черный чай












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай"

Автор: Жидко Татьяна Анатольевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства