kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная игра по русскому языку "Что? Где? Когда?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная игра по русскому языку.

Цель игры:

  • Расширить кругозор учащихся;
  • Ориентировать на глубоко осмысленное прочтение специальной, научно-познавательной литературы;
  • Развитие интеллектуального и умственного потенциала учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра по русскому языку "Что? Где? Когда?"»

Познавательная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?» («Знатоки русского языка»)

  Учите русский язык –
                                                                                      Годы к ряду,
                                                                                      С душой, усердием, с умом!
                                                                                      Вас ждет великая награда,
                                                                                      И та награда – в нем самом!

Сабир Абдулла

                                                                               

                                                                                                         

Цель игры:

  • Расширить кругозор учащихся;

  • Ориентировать на глубоко осмысленное прочтение специальной, научно-познавательной литературы;

  • Развитие интеллектуального и умственного потенциала учащихся.

Оформление зала:

  • Один игровой стол

  • Шесть стульев для каждой команды

  • Карандаш и бумага

  • Магнитофон для музыкальных пауз (возможно «живое оформление»)

Ход мероприятия:

(Перед началом игры звучит песня В. Добрынина «Хочу всё знать» в исполнении группы «Весёлые ребята») 

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня с вами проводим интереснейшую встречу – встречу с загадочными вопросами, на которые вы – да, да, вы сами – ответите, я в этом уверена. Сегодня мы с вами играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».

Но наша игра – немного необычная. Если в её телевизионном варианте знатокам предлагаются вопросы, требующие знаний в различных отраслях, то мы сегодня сузили круг вопросов. Наша сегодняшняя игра называется «Знатоки русского языка».

В нашей игре сегодня принимает участие команда в составе…

  1. _________

  2. _________

  3. _________

  4. _________

  5. _________

  6. _________

И капитан команды ________

  1. _________

  2. _________

  3. _________

  4. _________

  5. _________

  6. _________

И капитан команды ________

  1. _________

  2. _________

  3. _________

  4. _________

  5. _________

  6. _________



И капитан команды ________

А теперь о правилах нашей игры. У нас три команды. Жеребьевка определит, какая команда начинает игру. На то, чтобы найти ответ, нашим знатокам отводится одна минута. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко, и возможность дать правильный ответ переходит к другой команде.

Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, один раз за игру вы можете воспользоваться помощью зрителей, и за минуту они вам могут предложить свои варианты ответа на каверзный вопрос, а уж вам останется только выбрать…

И ещё: один раз за игру вы можете взять музыкальную паузу, отдохнуть, перевести дух. Одно музыкальная пауза есть и у меня.

Правила понятны? Тогда мы начинает нашу игру, посвящённую русскому языку.

(Звучит гонг)














Блиц «Диалектизмы»

В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Задание: определить лексическое значение диалектизма.

Ноговицы –

Седмица –

Рех –





Блиц «Устаревшие слова»

Задание: назвать современный синоним устаревшего слова:

Выя –

Десница –

Ветрило -







Блиц «Старое – новое»

Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения, но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». Задание: определить лексическое значение:

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице.

Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме.

Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства.





Блиц «Жители города»

Как будут называть жителей?

  1. Нижнего Новгорода –

  2. Курска -

  3. Перми –




1. В каком слове нет окончания?

  1. Степной

  2. Стеной

  3. Герой

  4. Долой

  5. Второй


1. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.




1. В старину в России была такая профессия –  стряпчий. А чем он занимался?

1) кулинарией; 2) торговлей; 3) юриспруденцией; 4) военным делом; 5) сельским хозяйством.







1. Отгадай пословицу: « Зайцам симпатизировать – дома не сидеть»







1. Название этого знака препинания заимствовано из французского языка и в переводе означает «тянуть». Что это за знак?


2. Замените фразеологизмы наречиями:

1. Мальчик бежал во все лопатки.

2. Он сказал не в бровь, а в глаз.

3. Девочка выучила задание назубок.

4. Она пришла ни свет ни заря.

5. Работу он знал как свои пять пальцев.

6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо.

7. До деревни рукой подать.





2. Игра слов

Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.





2.   Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки?





2.   «Заколдованный город»

Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.

1.Первая буква  два раза появляется в  клубке.

2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.

3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.

4. Четвертая буква два раза встречается в слове рецепт.

5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.

6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.

7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.

8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.

9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.

10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.  





2. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.







3.Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские?





3.   Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.



3. Расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине»:
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил



3. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.



3. В каком слове три мягких согласных?  Спешить, осень,  печники, каменщик.





4. Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё. Что общего между этими понятиями?



4. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, добела, донельзя, залитый, занята.





4. Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -енок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие — с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.
 ягненок; теленок;  поросенок; цыпленок; гусенок





4. Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?
бой; битва; дуэль; сражение; баталия.





4. Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря? Укажите их номера, свой ответ аргументируйте

1) Русско-японский 2) Русско-канадский 3) Русско-бельгийский 4) Русско-кубинский 5) Русско-бразильский.



5. Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад





5. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает?



5. Эта буква была придумана Н.М.Карамзиным и впервые применена им в 1797 году. До сих пор она терпит претеснения и неудобства. Что это за буква?





5. Во многих европейских языках понедельник называется днем Луны (нем. Montag, англ. Monday, франц. Lundi), а воскресенье - днем Солнца ( нем. Sonntag, англ. Sunday). А почему в русском языке понедельник и воскресенье называются именно так?

5. В какой из приведённых пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных? Объясните свой выбор.

Тёртый калач — стреляный воробей; два сапога пара - одного поля ягоды; ни рыба ни мясо - ни богу свечка ни чёрту кочерга; сесть на мель - сесть в калошу; протянуть ноги - приказать долго жить; что есть духу - во все лопатки; после дождичка в четверг - когда рак на горе свистнет.



6. Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6?





6. Найдите лишнее слово в строке. Обоснуйте свой выбор.


Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать.




6. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово. Например, роман-норма. Составьте на основе пяти данных слов пять новых:

Адрес, волос, майка, сосна, ропот.




6. Переведите текст XII в. Что из принесенного понадобилось два раза? Что нашли ангелы и для кого?


И възва Богъ 4-ре ангелы и рече имъ: «Ищите имени ему». Аггелъ Михаилъиде на всток и видѣ ту звѣзду, ейже имя Анафола, и взят оттуду Азъ. Гаврилъиде на полудне и видѣ ту звѣзду, ейже имя Адоръ, и взят оттуду Добро. Урилъ иде на полунощье и видѣ звѣзду, ейже имя Машимъ, и взят оттуду Мыслѣте. Рафаилъ иде на запад и видѣ звѣзду, ейже имя Брионъ, и взят оттуду Еръ.




6. ЛИНГВИСТИКА

Используя буквы данного слова, составьте как можно больше других слов.




















ОТВЕТЫ

БЛИЦ «Диалектизмы»

Ноговицы – носки
Седмица – неделя
Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)

БЛИЦ «Устаревшие слова»

Выя – шея

Десница – правая рука

Ветрило – парус


БЛИЦ «Старое-новое»

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

Блиц «Жители города»

Как будут называть жителей?

  1. Нижнего Новгорода – нижегородцы

  2. Курска – куряне

  3. Перми – пермяки





1. В каком слове нет окончания?

  1. Степной

  2. Стеной

  3. Герой

  4. Долой - наречие

  5. Второй


1. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.

Служил в церкви – Пономарёв,

выделывал кожу – Сыромятников,

шил тулупы – Скорняков,

лепил горшки – Гончаров,

рубил избы – Плотников.

1. Стряпчий занимался юриспруденцией (так в XIX веке назывался чиновник по судебному надзору).


1. Отгадай пословицу: « Зайцам симпатизировать – дома не сидеть» - «Волков бояться – в лес не ходить»


1. Слово «тире» заимствовано из французского языка, tirer- «тянуть», что вполне соответствует форме знака.







2. Замените фразеологизмы наречиями:

1. Мальчик бежал во все лопатки.

2. Он сказал не в бровь, а в глаз.

3. Девочка выучила задание назубок.

4. Она пришла ни свет ни заря.

5. Работу он знал как свои пять пальцев.

6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо.

7. До деревни рукой подать.

(1. Быстро. 2. Точно. 3. Отлично. 4. Рано. 5. Очень хорошо. 6. Очень плохо. 7. Близко)

2. ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

2. (Копенгаген)

2. С семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью.

2. Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).
«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».

3. Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)

3. Слагаются навзрыд - вид связи – примыкание

Слагаются случайней - вид связи – примыкание

Слагаются вернее - вид связи – примыкание.

3. Далёко от тебя, о родина святая,
Уж целый год я жил в краях страны чужой.
И часто о тебе грустил, воспоминая
Покой и счастие, минувшее с тобой,
И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,
Где, так же одинок, и я печально жил,
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

О родина святая – обращение с частицей О;
воспоминая покой и счастие - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;
зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединённые союзами;
Где и я печально жил – придаточное предложение;
так же одинок – уточнение;
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.

3. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.

Топонимика – раздел лингвистики, исследующий географические названия (топонимы). От греч. topos-место, onyma - имя, название. По характеру объектов выделяется виды топонимии: ойконимия - названия населённых пунктов (г. Москва); гидронимия - названия водных объектов (река Волга); оронимия – названия рельефа (Альпы, Кавказ).



3. Каменщик



4. Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.

(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)

4. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА. 

4. Гусенок, так как корень слова совпадает с корнями слов, обозначающих родителей – гусь-гусыня-гусенок – в отличие от других случаев, где названия животных не однокоренные названию детеныша – овца-баран-ягненок.

4. Дуэль, так как означает поединок двух людей.

4. Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря? Укажите их номера, свой ответ аргументируйте

1) Русско-японский 2) Русско-канадский 3) Русско-бельгийский 4) Русско-кубинский 5) Русско-бразильский.

2, 3, 4, 5, т.к. нет языков канадского  и др.

Канада - англ, франц.

Бельгия - нидерландский, французский, немецкий.

Куба – испанский

Бразилия – португ.







5.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)

5. Игра не стоит свеч– «неоправданные усилия».

Антоним - игра стоит свеч.

5. Буква Ё была придумана Н.М.Карамзиным и впервые применена им в 1797 году.

5. Понедельник – день после воскресенья, здесь по- в значении «после», день после недели, а «неделей» назывался седьмой день, в который не работали, ничего не делали.

Воскресенье – восходит к старославянскому въскрьсение, которое в свою очередь заимствовано из греческого. Словосочетание «день воскресения (из мертвых)» обозначало христианский праздник. У слова воскресенье- значение «праздный, нерабочий день».



5. Сесть на мель - сесть в калошу, так как все остальные пары фразеологизмов - синонимы.

Сесть на мель означает «попасть в трудное положение».

Сесть в калошу - «поставить себя в глупое, неловкое или смешное положение».









6. Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)

6. Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать (захвалить; так как все остальные слова имеют общее значение – «начало действия»).

6. Среда, слово, кайма, насос, топор


6.



Что такое: Азъ, Мыслѣте, Добро, Еръ?

Это названия букв кириллической Азбуки.

Что из принесенного ангелами понадобится 2 раза?

Буква «Аз»

Что нашли ангелы и для кого?

Ангелы нашли имя «Адам» для первого человека.



6. ЛИНГВИСТИКА

Вист

Тик


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательная игра по русскому языку "Что? Где? Когда?"

Автор: Салодкина Евгения Вячеславовна

Дата: 14.06.2017

Номер свидетельства: 421871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "сценарий игры "Что? Где? Когда?" "
    ["seo_title"] => string(33) "stsienarii-ighry-chto-gdie-koghda"
    ["file_id"] => string(6) "131564"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416164680"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?""
    ["seo_title"] => string(38) "intellektualnaia_igra_chto_gde_kogda_5"
    ["file_id"] => string(6) "536341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579372141"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Литературная игра  «Что? Где? Когда? по сказке Ершова «Конек - горбунок»"
    ["seo_title"] => string(65) "litieraturnaiaighrachtogdiekoghdaposkazkieiershovakoniekghorbunok"
    ["file_id"] => string(6) "281006"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453459742"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Что,где,когда?""
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-rabochaia-proghramma-chto-ghdie-koghda"
    ["file_id"] => string(6) "257383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448305842"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства