Литературная игра «Что? Где? Когда?по сказке Ершова «Конек - горбунок»
Цель: выработка умений самостоятельно применять полученные на уроках знания во внеурочной деятельности.
Задачи: создание условий для обобщения и систематизации знаний по сказке «Конёк – горбунок»;
- развитие познавательной активности, читательской памяти, внимания, творческого мышления;
- воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
- способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми;
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Он родился в 1815 году в селе Безруково. ( слайд 2) Портрет писателя
-В каком возрасте Ершов написал сказку «Конёк–Горбунок»?
К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками. ( Слайд 3) Обложка книги
А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие по сказке, необходимо разделиться на две команды. Представьте команду (Название, эмблема,девиз). Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.
I. Разминка
1). Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?
Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.
2). А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?
Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.
3) Как звали трех братьев в сказке П. П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)
4) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?
(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)
5)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?
( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)
6) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?
(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )
7) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)
8) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)
9) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?
( На базаре в конном ряду)
10) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-Горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?
(Спальник – слуга царя)
11). А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?
(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)
II. Внимательный читатель. Выбери правильный ответ: работа с презентацией
1.Как звали отца Ивана – дурака?(слайд 4).Текст
*Пётр
*Данило
*Гаврило
2.Чем занимался Иван – дурак и его братья? ?(слайд 5)
*рыбачили
*торговали
*сеяли пшеницу
3. Как Ивану достался Конёк – Горбунок? ?(слайд 6)
*подарила кобылица
*по наследству
*повстречал в поле
4.Кто или что принесло Ивану – дураку столько неприятностей?
(слайд 7)
*Конёк – горбунок
* братья
*перо жар – птицы
5.Кто строил козни Ивану? (слайд 8)
*Царь – девица
*царь
* спальник
Конкурс капитанов
Не на небе - на земле
жил старик в одном селе…(продолжайте)
- Главный герой сказки.
- Автор сказки.
- Что обещал отец купить Ванюше?
- Как называли братьев в дозоре?
- . Кто следил за порядком торговли в столице?
- Драгоценный камень, с которым Ершов сравнил очи лошадей.
- Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Но а младший был …. - Что надел Иван, отправившись в дозор?
- Как называются ярко окрашенные картинки?
- Какой танец танцевали лошади?
III. Экскурс в историю
Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает, поднимает флажок.
· Зельно – весьма, сильно
· Почивальня - спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
· Басурман - иноземец
· Городничий - начальник города в старину
· Глазей - подсматривающий
· Красно платье - нарядное, цветное, красивое
· Челядь – слуги
· Гости - купцы
· Буерак - овраг, яма
IV. Словесный портрет
Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.
Список сказочных героев.
1) Чудо-юдо рыба-кит
«Поперек моря лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»)
2) Жар–птица
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»
3) Царь–девица
« Царь–девица подплывает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!
Как же в сказках говорится, -
Рассуждает стременной, -
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»
4) Чудо–кони.
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты».
V. Конкурс «Дальше. дальше. дальше»
1. Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике.)
2. Какую песню распевал Иван в самом начале сказки? (“Распрекрасные вы очи!.”)
3. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы.)
4. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)
5. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат.)
6. Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит? (10 лет.)
7. Сколько лет царю? (70 лет.)
8.Сколько братьев было у Ивана и как их звали?(два: Данило, Гаврило)
9.Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)
10. За какую цену продал Иван златогривых коней? (10 шапок серебра)
VI. Конкурс «Кому принадлежат эти слова?»
1. Я шутить ведь не умею
(Иван-дурак – кобылице)
2. “Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем
Не ударил в грязь лицом”
(Старик о старшем сыне Даниле)
3. “Эй, хозяин,- полно спать!
Время службу исправлять”
(Конек-Горбунок Ивану)
4. “Царь велел вам долго жить!”
(Царь-девица народу о смерти царя)
5. “Что ты долго не являлся?
Где ты, вражий сын, шатался?”
(Кит Ершу)
Ведущий: вот и подошёл к концу наш конкурс. Давайте вспомним последние слова сказки:
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало!
Вот и конкурсу конец! А кто играл, тот молодец!
Губайдулина К.Т., учитель русского языка и литературы Пригородной средней школы