Просмотр содержимого документа
«По страницам русского языка»
Тема: Интеллектуальная игра – путешествие
«По страницам русского языка».
Цель: Проверить знания учащихся по русскому языку
Задачи:
Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка.
Развивать устную связную речь учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание.
Обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор.
Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.
Оборудование: материалы, средства: презентация, словари, сборник пословиц и поговорок, карточки
I. Вступительная часть
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Дорогие мои, друг на друга посмотрели, улыбнулись, дружно сели. Сегодня в рамках Единого Методического Дня мы проведём интеллектуальную игру-путешествие "По страницам русского языка" в форме турнира между командами. Победителем и знатоком русского языка будет объявлена та, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Девиз сегодняшнего дня: "Вперёд, друзья, к вершине знаний!"
А оценивать ваши ответы будет строгое жюри, одиннадцатиклассники:
Итак, приглашаю всех в удивительную страну русского языка!
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира, в котором отражается его история, характер, особенности мышления и творчества.
О его достоинствах и возможностях говорили многие выдающиеся люди. Давайте вспомним некоторые из них.
Иван Сергеевич Тургенев
Стихотворение в прозе "Русский язык"
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Лев Николаевич Толстой
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. .. Берегите чистоту языка, как святыню!
--Ребята, а какие же чудеса может совершить язык?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Мне вспоминается отрывок из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера, где выражается многогранность смысла и силы слова.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Я считаю, что слово – это не просто пазл, собранный из звуков, это друг и помощник человека, а иногда и оружие. Словом можно утешить, а можно и разозлить, можно вдохновить, а можно и отнять последнюю надежду. Поэтому важно относиться бережно и вдумчиво к тем словам, которые произносишь.
Учитель: Я думаю, все согласятся с мнением Даши. Ребята, а знаете ли вы , что современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Действительно, слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. Но нередко встречаются и такие ситуации:
Сценка ( Алеся и )
-Привет
_Привет
– Как живешь? – Нормально. – А с учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке? – Нормально. – Хорошо, значит? – Ну я же говорю – нормально. – Странно ты говоришь... – Почему? Нормально. – Ты считаешь – нормально? – Нормально. – Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Учитель: Ребята, важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
Академик Д.С. Лихачев утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». О чем же идёт речь в данном высказывании?
Давайте постараемся раскрыть его смысл.
Учитель: Ребята, скажите, а что нужно делать, чтобы быть культурным и грамотным человеком? Как развивать свою речь?
Ученик 1: Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь – Хорошо работай в школе, Добросовестно учись.
Ученик 2: В школу ходим мы не зря, Без наук никак нельзя! В жизнь неграмотным войдешь- За минуту пропадешь. Чтоб ошибок избежать, Ум свой надо развивать. А в игре проверить можно Просто будет или сложно.
Безусловно, знать свой язык обязан каждый. И сегодня мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка».
2. Отправляемся в путешествие по страницам русского языка.
УЧИТЕЛЬ: Давайте познакомимся. Сегодня здесь присутствуют 4 команды: Грамматика, Знатоки, Лингвисты, Морфемика. Желаю удачи в игре!
1. ТУР «РАЗМИНКА»
Вопросы для команды «Грамматика»
1.Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» (определение)
2.Имена существительные, оканчивающиеся на –мя, их 11, они называются… (разносклоняемые). Перечислите их.
5.Буквы, расположенные в определенном порядке (Алфавит)
6.Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
7.Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол). .
8.Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
Вопросы для команды «Знатоки»
1.Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (обстоятельство)
2.Назовите вопросы родительного падежа? («кого?», «чего?»)
3.Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «сколько? какой?» (числительное)
4.Как называются предложения, в котором два главных члена? (двусоставное)
5.Как называется сборник слов в алфавитном порядке (словарь)
6.Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
7.Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
8.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Вопросы для команды «Лингвисты»
1.Назовите вопросы дательного падежа? («кому?», «чему?»)
2.Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (наречие)
3.Как называются предложения, в котором один главный член? (односоставное)
4.Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (фонетика)
5.Стиль речи, которым написаны учебники, энциклопедии (научный)
6.Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
7.Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним)
8.Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
Вопросы для команды «Морфемика»
1.Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (морфология)
2.Стиль речи, который используют для написания заявлений, расписок, справок (официально - деловой)
3.Имена существительные, которые одинаково относятся как к словам женского так и мужского рода называются.. (общего рода)
4.Определите род существительного мозоль (женский)
5.Сколько слогов в слове да? (1)
6.Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
7.Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
8.Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Жюри подсчитывает баллы за 1й тур, а мы идём дальше
2. ТУР «ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
УЧИТЕЛЬ: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой и интересной.
Сейчас я предлагаю вам вспомнить соответствующие пословицы и поговорки и сформулировать их дословно. Содержание 1й из пословиц нужно раскрыть.
Ваша задача- за 30 секунд сложить карточки так, чтобы получилось народное изречение.
1.В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
2.За маленьким погнался – (большое потерял)
3.Куй железо (пока горячо)
4.Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
5.Терпенье и труд (все перетрут)
6.Век живи – (век учись)
7.Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)
8.Жизнь прожить (не поле перейти)
9. Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
10 Любишь брать, люби отдавать.
13. С кем поведешься, от того и наберешься.
14. Что посеешь, то и пожнешь.
15.Человек без Родины, (что соловей без песни).
16.Ученье да уменье (всегда найдёт применение).
Вы хорошо справились с заданием, и сейчас жюри огласит результаты 1 и 2 туров.
3. ТУР «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ»
УЧИТЕЛЬ:Давайте вспомним, что такое фразеологизмы и зачем они нужны?
Команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше». Максимальный балл-7
1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать) 2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой) 3.спустя рукава (плохо) 3. вставлять палки в колеса (мешать) 4.заячья душа (трус)
____________________
4.в двух словах ( коротко) 5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)
6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)
7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)
_________________________
8.рукой подать (близко) 8.бить баклуши(бездельничать) 9сломя голову (быстро) .9.мастер на все руки (умелец)10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)
11. во весь дух (быстро).
______________________
11. идти в ногу (действовать согласованно) 12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер( говорить зря) 13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно) 14. засучив рукава (хорошо) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)
Пока жюри совещается, давайте на пару минут отправимся в космос и сделаем зарядку для глаз (ФИЗМИНУТКА)
4. ТУР «ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО»
Учитель: Ребята, как называется раздел русского языка, который изучает правильное произношение слов? ОРФОЭПИЯ
(учащиеся эстафетно подходят к доске, переворачивают лист с написанным словом, ставят ударение в словах, передавая в качестве палочки маркер)
Пока ЖЮРИ подсчитывает общее количество баллов, мы с вами поиграем в игру "НАОБОРОТ"
Прощальная игра.
Учитель читает стихотворение, учащиеся вставляют недостающие слова
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много разных слов
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:…………,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь:…………,
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь:…………,
Скажу я слово потерял,
Ответишь ты:…………!
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты : (храбрец)………,
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай:………………!
Д.Чиарди
СЛОВО ЖЮРИ (общее количество баллов) и звание "ЗНАТОКОВ русского языка" получает команда,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: Итак, ребята, наша игра – путешествие «По страницам русского языка» подошла к концу. Вы неплохо поработали и , надеюсь, поняли, чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным языком, ведь именно с него начинается Родина. Учитесь правильно и в нужный момент употреблять то или иное слово. Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг!
Ребята! Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. И он обязательно откроет вам целый мир!