Интегрированный урок по русскому языку и литературе
Интегрированный урок по русскому языку и литературе
Тема: Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу.
Цели урока:
- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
- Развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.
Задачи:
Образовательные :
- формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
- учить давать характеристику героям произведения;
- закрепить знания школьников об авторских и народных сказках;
- учить делать выводы, работать с учебником;
- формировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц.
Развивающие :
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
- прививать интерес к литературному чтению;
- расширять кругозор; - развивать навыки правильного чтения и письма;
- развивать психологические качества (внимание, восприятие, память,
логическое мышление, воображение)
- развивать положительную учебную мотивацию через формирование четких дидактических задач.
Воспитательные :
- воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
- воспитать любовь к родному языку и литературе;
- воспитывать любовь к творчеству Гаршина В. М. через его произведения;
- воспитывать положительное отношения к учёбе;
- воспитывать умение слушать других, желание учиться, интерес к чтению, бережное отношение к природе.
Ход урока
Ароматерапия. Масло мандарина и бергамота. Аромалампа.
I. Организационный момент.
Приветствие. – Здравствуйте все и взрослые, и дети! Сегодня у нас праздник потому, что к нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
–Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
- А урок у нас необычный. Урок русского языка и литературы. И сейчас на нашем уроке появится гостья. Но кто же это?
Актуализация знаний.
Отгадайте загадку.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
- Кто это? (Лягушка)
Сообщение темы и целей урока.
Предварительная беседа
- Как вы думаете, почему к нам на урок пришла именно эта гостья? (ответы учащихся…)
- Мы сегодня познакомимся с 1 частью литературного произведения, главной героиней которой будет лягушка.
- Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово.
- А что означает слово «путешественница»?
(Ответы детей: это тот ,кто путешествует)
- Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник» - это тот, кто передвигается по какой - либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
-Лягушка хочет быть умной и сообразительной. И вот путешествуя по страницам «Русского языка» она встретилась с трудной темой: «Правописание слов с сочетаниями… А вот с какими, вы мне подскажете, посмотрев на эти слова шишка, жираф, пища, задача, щука, чулок.
- Нам знакома эта тема?
-Какая цель нашего урока русского языка? (Повторение правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча- ща, чу- щу)
Пальчиковая гимнастика.
«Я сильней наверняка!» -
Молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» -
Спорит левая в ответ.
- Лягушка просит вас открыть тетради, записать в них число и классная работа.
Начинаем с речевой разминки.
- Прочтите правильно скороговорку на стр. №35 учебника «Русский язык»
- Прочитайте сначала спокойн( жужжащее чтение), а затем быстро (хором)
С и пишу я жи и ши:
лыжи, мыши, малыши.
С а пишу я ча и ща:
роща, дача и свеча.
С у пишу я чу и щу:
щука, плачу и ищу.
Слоги эти заучу!
- Слова, с какими сочетаниями вы увидели?
-Но лягушка не знала этого правила и допустила ошибки в написании предложения: Луна освещяла лесную чящю.
- Помогите ей. В каких словах допущены ошибки?
- Спишите предложение без ошибок. Подчеркните орфограмму «Гласные после шипящих».
- Лягушка предлагает вам поработатьв группах.
Работа по учебнику. Упр. 1 на стр. 35
1 группа: найти и выписать слова с сочетаниями жи – ши.
2 группа: …………ча - ща
3 группа: ………….чу - щу
Проверка.
Вывод:
- Какое правило вспомнили, когда писали слова?
(Хором читают правило)
В СОЧЕТАНИЯХ ЧА, ЩА
ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ А!
В СОЧЕТАНИЯХ ЧУ, ЩУ
ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ У!
В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ
ТОЛЬКО БУКВУ И ПИШИ!
Физкультминутка. Игра: «Кто внимательный».
«Если в слове буква И - то приседаем, если буква Ы – то руки вверх поднимаем»
Шило, мыло, шина, жир, сын, жираф, жизнь, мышь.
Мотивация. Звучит музыка Н.И.Чайковского «Осень».
- Нам немного взгрустнулось, так как музыка навеяло на нас картины осени (все опустело, идёт дождь, птицы улетают, тихо кругом)
А у лягушки наоборот поднялось настроение. Любит она дождливую осень. Ей понравилось путешествовать с нами по страницам «Русского языка» и она хорошо запомнила правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. И вот она довольная лежит и мечтает. И тут она вспомнила о своём удивительном путешествии, о котором мы узнаем из нового произведения. Тема урока литературы В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Эмоциональный настрой на восприятие произведения.
Вступительное слово учителя.
- Перед вами портрет Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. За свою творческую жизнь он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.
- Всеволод Михайлович написал «Лягушку-путешественницу» последним в своей жизни. Сказка “Лягушка-путешественница” авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была…)
Работа по теме урока.
- Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.
- Посмотрите, наша лягушка приготовила для вас незнакомые, трудные слова.
- Первое слово, которое встретиться нам – это слово «благополучно».
- Поставим в слове ударение (ответ учащихся)
- Прочитаем слово по слогам (ответ учащихся: бла – го – по – луч - но)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (ответ учащихся: удачно, хорошо)
Слово «благополучно» означает удачно, успешно.
- Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание – коряга.
- Поставим в слове ударение (Ответ учащихся…)
- Прочитаем по слогам (Ответ учащихся: ко – ря - га)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (Ответ учащихся: это кусок дерева)
«Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева» В.И. Даль
Первичное восприятие текста.
Прослушивание записи 1 части сказки.
- Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи.
- Запомните интонацию! После прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.
Слушание сказки (1 мин 34 сек)
Выразительное чтение 1 части сказки бегло читающими учениками, остальные следят.
Работа над содержанием сказки.
Беседа по прочитанному:
-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку,весной громко квакала вместе со своими подругами.)
-О чём думала, когда сидела на сучке коряги? (выразительное чтение слов лягушки)
-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)
- Озаглавьте. (Беззаботная жизнь лягушки.
Релаксация. Покажите настроение лягушки (позой, мимикой и жестами)
Довольная, расслабленная, нежилась, наслаждалась.
Работа в творческой мастерской (составление рассказа о лягушке по группам)
- Расскажите друг другу, что вы узнали о лягушках (опрос групп)
(Живут в болотах. Питаются комарами и мошками. Ими питаются аисты. Любят мокрую погоду. У лягушек мокрая лакированная спинка. Они квакают только весной.)
Учитель добавляет.
- Лягушка пьет воду всей кожей тела, рта не раскрывает, просто впитывает воду как губка.
- Меня удивил ещё один факт. Лягушки – своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.
Работа в парах. В руках простой карандаш.
- Прочитайте 1 часть сказки и помогите лягушке найти слова на изученную орфограмму. Отметьте карандашом (8 слов: жила, прожила, в случае, жить, чуть – чуть, к счастью, промолчала, нежиться). Проверка.
Работа в тетрадях. Письмо по памяти.
1 предложение сказки (Жила – была на свете лягушка – квакушка.)
Рефлексия.
Закончите фразы.
Я сегодня на уроке узнал…………………….
Самым интересным на уроке было……………………
Психологический приём«Дерево успеха» на выявление настроения детей, их отношение к учёбе.
–Оцените свою работу на уроке, создайте дерево успеха по следующим критериям:
Зеленый листик – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
желтый листик – допустил неточность;
красный листик – надо постараться и успех придёт.
Оценки. Дом. Зад. Выписать из 1 части сказки слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Нарисовать иллюстрацию к 1 части сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и литературе »
Тема:
Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».
Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу.
Цели урока:
- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
- Развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.
Задачи:
Образовательные : - формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
- учить давать характеристику героям произведения; - закрепить знания школьников об авторских и народных сказках; - учить делать выводы, работать с учебником; - формировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц.
Развивающие : - развивать речь учащихся;
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся; - прививать интерес к литературному чтению; - расширять кругозор; - развивать навыки правильного чтения и письма; - развивать психологические качества (внимание, восприятие, память, логическое мышление, воображение) - развивать положительную учебную мотивацию через формирование четких дидактических задач.
Воспитательные : - воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие; - воспитать любовь к родному языку и литературе; - воспитывать любовь к творчеству Гаршина В. М. через его произведения;
- воспитывать положительное отношения к учёбе;
- воспитывать умение слушать других, желание учиться, интерес к чтению, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация (портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница»), магнитная доска, рисунок дерева и листьев, аромамасла, проектор, ноутбук.
Методы, применяемые на уроке:
работа с учебником;
приёмы самостоятельной работы: поиск слов в художественном произведении на определённую орфограмму ( жи – ши, ча – ща, чу – щу);
наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций;
словесные и практические методы.
Ход урока
Ароматерапия. Масло мандарина и бергамота. Аромалампа.
I. Организационный момент.
Приветствие. – Здравствуйте все и взрослые, и дети! Сегодня у нас праздник потому, что к нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Звонкий слышится звонок,
Начинается урок.
Желаю вам, мои юные читатели,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными и доброжелательными.
–Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
СЛАЙД
- А урок у нас необычный. Урок русского языка и литературы. И сейчас на нашем уроке появится гостья. Но кто же это?
Актуализация знаний.
СЛАЙД
Отгадайте загадку.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
- Кто это? (Лягушка)
Сообщение темы и целей урока.
Предварительная беседа
СЛАЙД
- Как вы думаете, почему к нам на урок пришла именно эта гостья? (ответы учащихся…) - Мы сегодня познакомимся с 1 частью литературного произведения, главной героиней которой будет лягушка.
- Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово. - А что означает слово «путешественница»? (Ответы детей: это тот ,кто путешествует)
СЛАЙД
- Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник» - это тот, кто передвигается по какой - либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
СЛАЙД
-Лягушка хочет быть умной и сообразительной. И вот путешествуя по страницам «Русского языка» она встретилась с трудной темой: «Правописание слов с сочетаниями… А вот с какими, вы мне подскажете, посмотрев на эти слова шишка, жираф, пища, задача, щука, чулок.
- Нам знакома эта тема?
-Какая цель нашего урока русского языка? (Повторение правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча- ща, чу- щу)
Пальчиковая гимнастика.
«Я сильней наверняка!» -
Молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» -
Спорит левая в ответ.
СЛАЙД
- Лягушка просит вас открыть тетради, записать в них число и классная работа.
Начинаем с речевой разминки.
- Прочтите правильно скороговорку на стр. №35 учебника «Русский язык»
- Прочитайте сначала спокойно( жужжащее чтение), а затем быстро (хором)
С и пишу я жи и ши:
лыжи, мыши, малыши.
С а пишу я ча и ща:
роща, дача и свеча.
С у пишу я чу и щу:
щука, плачу и ищу.
Слоги эти заучу!
- Слова, с какими сочетаниями вы увидели?
СЛАЙД
-Но лягушка не знала этого правила и допустила ошибки в написании предложения: Луна освещяла лесную чящю.
- Помогите ей. В каких словах допущены ошибки?
- Спишите предложение без ошибок. Подчеркните орфограмму «Гласные после шипящих».
- Лягушка предлагает вам поработатьв группах.
Работа по учебнику. Упр. 1 на стр. 35
1 группа: найти и выписать слова с сочетаниями жи – ши.
2 группа: …………ча - ща
3 группа: ………….чу - щу
Проверка.
Вывод:
- Какое правило вспомнили, когда писали слова?
СЛАЙД
(Хором читают правило)
В СОЧЕТАНИЯХ ЧА, ЩА
ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ А!
В СОЧЕТАНИЯХ ЧУ, ЩУ
ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ У!
В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ
ТОЛЬКО БУКВУ И ПИШИ!
Физкультминутка. Игра: «Кто внимательный».
«Если в слове буква И - то приседаем, если буква Ы – то руки вверх поднимаем»
Шило, мыло, шина, жир, сын, жираф, жизнь, мышь.
СЛАЙД
Мотивация. Звучит музыка Н.И.Чайковского «Осень».
- Нам немного взгрустнулось, так как музыка навеяло на нас картины осени (все опустело, идёт дождь, птицы улетают, тихо кругом)
А у лягушки наоборот поднялось настроение. Любит она дождливую осень. Ей понравилось путешествовать с нами по страницам «Русского языка» и она хорошо запомнила правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. И вот она довольная лежит и мечтает. И тут она вспомнила о своём удивительном путешествии, о котором мы узнаем из нового произведения. Тема урока литературы В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Эмоциональный настрой на восприятие произведения.
СДАЙД
Вступительное слово учителя.
- Перед вами портрет Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. За свою творческую жизнь он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.
- Всеволод Михайлович написал «Лягушку-путешественницу» последним в своей жизни. Сказка “Лягушка-путешественница” авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была…)
Работа по теме урока.
- Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.
СЛАЙД
- Посмотрите, наша лягушка приготовила для вас незнакомые, трудные слова. - Первое слово, которое встретиться нам – это слово «благополучно». - Поставим в слове ударение (ответ учащихся) - Прочитаем слово по слогам (ответ учащихся: бла – го – по – луч - но) - Как вы думаете, что обозначает это слово? (ответ учащихся: удачно, хорошо) Слово «благополучно» означает удачно, успешно.
В.И. Даль
- Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание – коряга. - Поставим в слове ударение (Ответ учащихся…) - Прочитаем по слогам (Ответ учащихся: ко – ря - га) - Как вы думаете, что обозначает это слово? (Ответ учащихся: это кусок дерева) «Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева» В.И. Даль
Первичное восприятие текста.
Прослушивание записи 1 части сказки. - Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи. - Запомните интонацию! После прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.
Слушание сказки (1 мин 34 сек)
Выразительное чтение 1 части сказки бегло читающими учениками, остальные следят.
Работа над содержанием сказки.
Беседа по прочитанному:
-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку,весной громко квакала вместе со своими подругами.)
-О чём думала, когда сидела на сучке коряги? (выразительное чтение слов лягушки)
-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)
- Озаглавьте. (Беззаботная жизнь лягушки.)
СЛАЙД
Релаксация. Покажите настроение лягушки (позой, мимикой и жестами)
Довольная, расслабленная, нежилась, наслаждалась.
Работа в творческой мастерской (составление рассказа о лягушке по группам)
- Расскажите друг другу, что вы узнали о лягушках (опрос групп)
(Живут в болотах. Питаются комарами и мошками. Ими питаются аисты. Любят мокрую погоду. У лягушек мокрая лакированная спинка. Они квакают только весной.)
Учитель добавляет.
- Лягушка пьет воду всей кожей тела, рта не раскрывает, просто впитывает воду как губка.
- Меня удивил ещё один факт. Лягушки – своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.
Работа в парах. В руках простой карандаш.
- Прочитайте 1 часть сказки и помогите лягушке найти слова на изученную орфограмму. Отметьте карандашом (8 слов: жила, прожила, в случае, жить, чуть – чуть, к счастью, промолчала, нежиться). Проверка.
Работа в тетрадях. Письмо по памяти.
1 предложение сказки (Жила – была на свете лягушка – квакушка.)
СЛАЙД
Рефлексия.
Закончите фразы.
Я сегодня на уроке узнал…………………….
Самым интересным на уроке было……………………
Психологический приём«Дерево успеха» на выявление настроения детей, их отношение к учёбе.
–Оцените свою работу на уроке, создайте дерево успеха по следующим критериям:
Зеленый листик – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
желтый листик – допустил неточность;
красный листик – надо постараться и успех придёт.
Оценки.
СЛАЙД
Дом. Зад.
Выписать из 1 части сказки слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Нарисовать иллюстрацию к 1 части сказки.