Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Состав слова. Основа и окончание." 5 класс»
Утверждаю:
Директор школы___________Такимова Г.Т.
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа Алтын ауыл с дошкольным мини- центром»
Состав слова. Основа и окончание.
5 «В» класс Учитель русского языка и литературы: Ауганбаева Р.Н.
2018-2019 учебный год
Тема: Состав слова. Основа и окончание.
Цель: 1. Формирование знаний учащихся о составе слова: об основе и окончании;
Уметь изменять окончания в словах, образовывать новые предложения;
2. Развивать умения выделять в изменяемом слове окончание и основу; распознавать мягкую и твердую основу слова; развитие коммуникативной компетентности
3. Воспитание интереса к учебе; любовь и бережное отношение к природе, к родной земле.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование: раздаточно - дидактический материал , схемы, интерактивная доска
Ход урока
I.Организационный момент
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне 10 лет, я учусь в 5 «В» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня 2 декабря, день недели - вторник. Погода сегодня безоблачная, тёплая.
II. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы познакомимся с частями слова, об основе и окончании. Научимся находить и выделять окончание в слове. Потренируемся в правильном подборе окончании с твёрдой и мягкой основой . Будьте очень внимательны .
Лексическая тема урока «Мир вокруг нас».
III. Этап проверки знаний
- Вступительное слово учителя о природе.
Деление по группам
1.Работа над связным текстом.
Текст 1
Зимородок
Быстро наступила дождливая погода. Вода в речке потемнела , и зимородки с трудом добывали себе пищу. Когда первые лёгкие заморозки посеребрили берега , весёлые птички покинули родные места. Остался только один зимородок.
Задание : 1. Прочитайте текст. Озаглавьте . Определите тему и основную мысль текста.
2. Подберите к выделенным словам синонимы.
Текст 2
Зима для зверей
Зима для зверей - время бескормицы и холода. Очень тяжело переносят холодные зимы косули. Зимой они питаются корой и молодыми веточками, достают из-под снега жёлуди и орехи. Но по глубокому снегу им трудно передвигаться. Зимой каждому из нас нужно заботиться о лесных жителях.
Задание: 1. Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите тему и основную мысль текста.
2. Подберите к выделенным словам антонимы.
2.Метод Ассоциация.
Какие ассоциации возникают у учащихся при слове «природа» ?
3. Актуализация знаний
Чтение лингвистической сказки
Жил-был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то
Призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень
большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение,
переучивать, учёный, заучивать, учитель, учительница и многие другие.
Одно слово может, как в сказке, превратится в другое, стоит прибавить
к нему приставку или суффикс. Присоединяем к слову вертолет суффикс –чик, и
вертолет превращается в вертолетчика. У нового слова другое лексическое значение .
IV. Объяснения новой темы
Слово в русском языке, так же как и в казахском делится на части.
Основными частями слова являются:
Приставка Корень Окончание Суффикс
Основа слова
В слове выделяется основа и окончание. Основа – часть слова без окончания.В основу слова входят КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА И СУФФИКС. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Значок основы - квадратная скобка снизу : подводный
Основа
Окончание
Приставка
Корень
Суффикс
под –
с -
природ –
природ –
вод –
человек
- дел -
-
- н -
- н -
-
- а -
- а –
- ый –
- ый –
нулевое
окончание
- ет
Приставка , корень , суффикс, окончание – это морфемы( части слова). Морфемы как части слова изучаются в специальном разделе науки о языке – морфемике.
Каждое изменяемое слово имеет окончание, которое может быть нулевым. Нулевое окончание не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова:
ДРУГ ДРУГА ДРУГУ
ГНЕЗДО В ГНЕЗДЕ ИЗ ГНЕЗД
НЁС НЕСЛА НЕСЛИ
Окончание ( жалғау ) – это изменяемая часть слова: озеро – озёра, лес – над лесом , охраняет – охраняют, прекрасный – прекрасные.
Окончание служит для связи слов в предложении. Ребята посадили сосну.
V.Проверка понимания изученного
1.Чтение учителем стихотворения «Посади сосну »
2. Чтение текста учащимися по куплетам.
Посади сосну. Посади сосну - Вместе встретите весну, Вместе зиму зимовать, Вместе лето обживать. А как осень - День рожденья Вместе будете справлять. Посади сосну. Лучше, если не одну - Вместе с клёном, Ёлкой, вязом Посади их вместе, Разом. Будет дружная скамейка, Будет тень, В тени - скамейка, Путник сядет, Отдохнёт, Добрым словом помянет Неизвестного кого - то, У кого у всех забота, Кто давно, наверно, жил, Здесь сосёнку посадил, Ёлку, дуб И липу с вязом, Всю семью деревьев Разом, Птичий дом, Приют людской, Свежий воздух и покой…
3. Придумывают предложения с этими словами. (Записывают в тетради)
4.Задание : 1 группа Выпишите – название деревьев. Сосну, с клёном, ёлкой, дуб, липу, вязом. 2 группа Сосна, клён, ёлка, дуб, липа, вяз Измените окончание на начальную форму
VI. Закрепление изученного материала
1.Упражнение № 143.( письменно)
Спишите, выделяя в словах основу и окончание.
Составьте три предложения
Основа может быть твердой и мягкой. После твердой основы пишутся буквы А, О, У, Ы; после мягкой основы – Ь, И, Е, Е, Ю,Я