Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка литературы
Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка литературы
Занятия русского языка и литературы являются теми дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких понятий как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм. Прошедший 2015 год был особенным. Он был ознаменован очень важным событием в истории нашего государства — 70-летием Великой Победы. Повсеместно было проведено и посвящено этой дате множество мероприятий. Но, увы, в учебной программе по литературе 1 курса на изучение произведений о ВОв отводится всего 2 часа, а у самих учащихся не только интерес, но и сами знания по этой теме просто ничтожны, а понимание значимости победы на достаточно низком уровне. Планомерная работа по патриотическому воспитанию непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка литературы»
Занятия русского языка и литературы являются теми дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких понятий как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм. Прошедший 2015 год был особенным. Он был ознаменован очень важным событием в истории нашего государства — 70-летием Великой Победы. Повсеместно было проведено и посвящено этой дате множество мероприятий. Но, увы, в учебной программе по литературе 1 курса на изучение произведений о ВОв отводится всего 2 часа, а у самих учащихся не только интерес, но и сами знания по этой теме просто ничтожны, а понимание значимости победы на достаточно низком уровне. Планомерная работа по патриотическому воспитанию непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
Данная работа велась систематически в течение всего года обучения первокурсников. Но сделать это надо было так, чтобы не было назидательного характера. Поэтому использовались разные задания и мероприятия и на занятиях русского языка, и на уроках литературы, и при подготовке к внеклассным и конкурсным мероприятиям.
В качестве текстов диктантов, изложений использовались фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А. Шолохова, К.Воробьёва, А.Т. Твардовского и других авторов. Регулярно студенты выполняли речеведческие задания по данным текстам (определить тему, идею текста, высказать своё отношение к проблеме, поднимаемой автором, аргументировать свою точку зрения; привести примеры изобразительно-выразительных средств языка, характеризующих данные тип и стиль речи). Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях: с одной стороны, тщательно повторялся и закреплялся теоретический материал, с другой – у студентов появлялась возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической или современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики. Такие тексты требовали зачастую хорошо подготовленной словарной работы с показом иллюстраций,. Это в свою очередь тоже обогащало лексикон и знания студентов.
На занятиях было проведено сочинение обучающего характера. Студентам на выбор было предложено несколько тем: «След, который оставила война в моей семье», «Письмо неизвестному солдату», «Горжусь земляками, защищавшими нашу Родину», «Низкий поклон труженика тыла». Конечно, требовалась большая подготовка: узнать у родных, кто в семье был на фронте, трудился в тылу, найти материал о знаменитых земляках-фронтовиках т. д. По-разному отнеслись студенты к написанию сочинения, немногие подготовились, но отрадно то, что среди работ были такие, которые вызывали уважение и восхищение. Удивило сочинение студентки 411б группы Ординой Ульяны, рассказавшей о прадеде Русанове Иване Дмитриевиче, прошедшем 3 войны: Гражданскую, Финскую и Великую Отечественную. Вот выдержка из её работы: «Шёл уже сорок третий год, бои тяжёлые, кровопролитные. В одном из них расстрелял дед все патроны, магазины пусты, а немец прёт. Достал тогда он свой тесак — дед так нож громадный называл, который за голенищем сапога всегда в чехле хранил. «Ну нет, не возьмёшь! Не на того напал!» - дед вступил в рукопашную. «Никогда не думал, что смогу убить человека. А тут резал и всё. Либо я, либо меня. Помню, что орал что-то. После боя сижу под деревцем, нож рядом валяется в крови, руки в крови, гимнастёрка вся пропиталась, а я только и помню, как нож в тело человеческое легко входит да на руки свои трясущиеся смотрю».
В семье Ульяны хранятся военные фотографии, документы, письма, а также записанные её мамой воспоминания самого фронтовика. Материала было достаточно, чтобы выполнить творческий проект «След, который оставила война в моей семье», и, дополнив его хорошей презентацией, достойно выступить с ним на Студенческих Булдаковских чтениях. Её работа была отмечена дипломом 3 степени.
В апреле 2015 года разрабатывался ещё один творческий проект «Патриоты России». Студенты политехнического техникума подготовили небольшие сообщения о своих родственниках — участниках ВОв и рассказали о них в видеообращениях, размещённых на сайте нашего учебного заведения. Получилось 2 видеовыпуска: один из них вышел накануне Дня Победы, другой — 22 июня.
Во всероссийском проекте «Календарь памяти» с большим интересом принимали участие как наши студенты, так и наши педагоги.
Замечательно также то, что накануне Дня Победы в программу телевидения включено множество фильмов о войне, многие из них сняты по произведениям. Каждый год даю обязательное задание написать отзыв о таких фильмах. Заметила, что юношам нравятся киноленты «Звезда» (по повести Эммануила Казакевича), «Горячий снег» (по произведению Бондарева), «В августе 44» (по роману Владимира Богомолова), «Они сражались за Родину» (по роману М.Шолохова), а девушкам «А зори здесь тихие», «Завтра была война» (по Б.Васильеву), «Летят журавли» (по пьесе В.Розова «Вечно живые»).
При изучении авторской песни обязательно в прослушивание включаю песни на военную тему. Так, говоря о творчестве Булата Окуджавы, не забываю отменить, что он фронтовик и автор песен «До свидания, мальчики», «Нам нужна одна победа», «Бери шинель, иди домой». В лирике Владимира Высоцкого также отражена эта тема, поэтому для прослушивания предлагаю среди других песен, например, «Высоту», «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой», «Песню лётчика», «Давно смолкли залпы орудий». И в творчестве современных авторов можно проследить эту тему: у Александра Розенбаума «А может не было войны», «На дороге жизни» или даже у Юрия Антонова «Маки».дова «Я точно
На предложение принять участие и представить ВУПТ в районном фестивале военной прозы и поэзии «Мы помним ваши имена», посвящённом 70-летию Великой Победы откликнулись 3 первокурсника. Вместе мы подготовили выступления в 2 номинациях: «Есть в памяти мгновения войны», «Есть мужество, доступное не многим». Студенты сами предложили взять разные по жанру произведения. Так Голыгин Илья читал под музыкальное сопровождение наизусть стихотворение Петра Давыдова «Я точно вернусь», Клепиковский Михаил представил жюри выученный отрывок из повести Бориса Васильева «Завтра была война», а Ордина Ульяна прочитала воспоминания о войне своего прадеда. Ребята очень волновались, но голос дрожал не только от этого, но ещё и от того, что проживали всё, что происходит в воспроизведённом тексте с героями этих произведений. Они хорошо выступили, стали обладателями дипломов. Но, на мой взгляд, немалую ценность представляют впечатления наших участников от чтения другими ребятами. Радует, что эти выступления не были забыты сразу же. Так Голыгин Илья на мероприятии «Самый лучший студент» снова прочитал под музыкальное сопровождение наизусть стихотворение «Я точно вернусь», но теперь уже дополнив образ солдатской формой. Номер выглядел очень эффектно, понравился и жюри, и зрителям и был признан одним из лучших.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. И если вести эту работу систематически и в дополнении и соответствии с общей воспитательной работой, то результаты не заставят себя ждать.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}