статья:Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Статья:Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы по теме:"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы".Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в
собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными
нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о
повышении уровня патриотического воспитания, необходимо воспитывать, начиная
уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного
достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение
к ее истории.Автор статьи приводит примеры работы в этом направлении как на уроках , так и во внеклассной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья:Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы »
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Семиной О.Н.)
Дзержинск
Нижегородская область
1.Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту
своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед
Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и
творческой волей".
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в
современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в
собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными
нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о
повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная
уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного
достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение
к ее истории.
Какие же технологии и формы работы может использовать учитель, решая эту
задачу?
Технологии:
1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к
истории народа, знание истории;
5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное
добывание знаний по истории родины;
6. Проектная деятельность.
2.Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания школьника является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и вне учебная жизнь.
3.Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).
4. Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
5. Задачи:
Обучающая. Умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.
Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.
Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.
Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
6. Актуальность в том, что это патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы. И ведутся много исследований по патриотическому воспитанию.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.
«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
7. В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного и готового отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных и требует новых подходов. Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.
На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
8. Патриотическое воспитание на уроках русского языка
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Исходя из основной цели работы на уроке , можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой город », «Улица моего детства» и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
9. Патриотическое воспитание на уроках литературы.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
10.Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.
ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этихуроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания.
В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по патриотическому воспитанию. Что бы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать патриотизм в сердцах учеников.
11. Педагогическая мастерская. «А мы войны, представь себе,не знали…»
Цели: образовательные: дать обзор произведений о Великой Отечественной войне, осмыслить подвиг и трагедию народа в годы войны, нашедших отражение в «лейтенантской прозе»;
развивающие: формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений; учить создавать текст на основе ассоциативных и логических связей; совершенствовать умения и навыки самостоятельной поисковой работы Интернет-ресурсов
воспитательные: формировать чувства патриотизма и исторической памяти; воспитывать культуру мышления и общения; воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.
12. В условиях современных глобальных перемен в обществе: социальных, экономических, экологических – особую значимость приобретает гуманизация образования. Цель ее – воспитание личности творческой, самостоятельной, свободной, способной к саморазвитию и самореализации.
Существующая система образования в значительной мере построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим «приобретением». Такой характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека. Традиционная форма обучения, даже самая лучшая, несет в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Учитель ведет за собой к истине, а дело ученика – ее понять и подтвердить.
Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно- воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, « создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».
Мастерская - одна из основных форм образовательного процесса, которая применяется «Французской группой нового образования». Эта группа страстно стремится к тому, чтобы на заре третьего тысячелетия воспитывались и вырастали люди с новым менталитетом, лишенным рабского, исполнительского начала и основанном на глубокой вере в себя, в свои способности, на умении эти способности реализовывать во имя своего и общего счастья. Идеи и принципы педагогической системы ЖФЕН стали мне близки, поэтому я активно использую педагогическую мастерскую в учебном процессе.
13. Принципы построения мастерской
В основе организации педагогической мастерской лежат следующие гуманные принципы:
- равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию;
- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации.
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения;
- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;
- предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.
14. Типы мастерских
По целям и способам деятельности выделяются такие типы мастерских:
1. Педагогическая мастерская построения знаний.
2. Педагогическая мастерская письма.
3. Мастерская самопознания.
4. Мастерская отношений и ценностных ориентаций.
На мой взгляд, мастерские письма на основе литературного текста и мастерские построения знаний являются наиболее важными в постижении общечеловеческих ценностей, выраженных в тексте художественного произведения, в освоении идейно-художественного богатства русской литературы. Мастерская письма обращена к внутреннему миру человека, в ней учитель выходит на глубинный уровень общения с учащимися и получает возможность развития творческих и гуманных отношений. Мною разработан специальный курс мастерских письма, который включен в систему уроков по развитию речи («Что есть красота и почему ее обожествляют люди?», »Волшебная птица творчества», «История моей семьи в истории страны»,«А мы войны, представь себе, не знали» и др).
15. Этапы мастерской
Индуктор (индукция – « наведение») – это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. На уроке ученик слышит, что рассказывает учитель, видит демонстрацию чего-либо, но он не затронут личностно, не побужден к размышлению. На первом этапе мастерской построения знаний надо найти такое действие, чтобы каждый участник мастерской «зажил» в ней, ощутил предложенную тему как свою. С помощью индуктора мастер включает подсознание, сферу эмоций человека, зная, что заинтересованность появляется, когда приходит чувство.
Основные требования к индуктору:
• должен актуализировать личный опыт участника мастерской;
• должен быть связан с содержанием мастерской;
• должен предоставлять участнику возможность выбора.
Один из принципов группы - идти от ребенка, от его непроявленного интереса, от его подсознания, ведя к осознанию проблемы. Способ начать работать - это выйти из « подземелья своего воображения», поэтому Мастер апеллирует к ассоциативному и образному мышлению, задействует чувства, ощущения участников мастерской. Индуктором может быть слово, предмет, звук, символ, образ и др.
16.Создание творческого продукта. На этом этапе идет работа с материалом: произведениями живописи, с текстами, схемами. А затем следует создание творческого продукта: своего рисунка, текста, проекта…(деконструкция - реконструкция).
Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.
Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать свое целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
17.Социализация. На этом этапе происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление промежуточного, а затем и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа состоит в том, чтобы не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
18.Афиширование – вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и пр.) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Это может быть сочинение-эссе «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» или создание символического рисунка: каким вы себе представляете идеальный мир, в котором хотели бы жить.
19.Разрыв – кульминация творческого процесса. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием, побуждающий к поиску ответов на возникшие вопросы. Появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, учебники, энциклопедии, компьютер.
20.Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процессов творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего эмоционального и интеллектуального движения. Формы рефлексии разнообразны, вот некоторые из них:
• продолжите предложение: «Я сегодня понял…»;
• ответьте на вопросы: «Какие мысли и чувства пережил в ходе мастерской? Какое сделал открытие?»;
• создайте символический рисунок, передающий ваше ощущение после мастерской;
• напишите сочинение - эссе «Я открываю…»
• создайте клип(рекламу…)
Каждая мастерская несет свой секрет, свою тайну познания и творчества. И тайна раскрывается только в том случае, если весь процесс пережит участниками мастерской вместе с Мастером. И тогда охватывает радость открытий, ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, а контрастирует с ним и дополняет его. А истина, как белый цвет, достигается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.
21. «А мы войны, представь себе, не знали…»
Свой добрый век мы прожили,
как люди, и для людей.
Г. Суворов
Индуктор. Звучит песня на слова стихотворения Б. Окуджавы « До свидания, мальчики».
*Индивидуальная работа.
Задание 1.
• Война…напишите ассоциации к этому слову, прочитайте вслух, не повторяя тех слов, которые прозвучали; дополните список слов теми, каких у вас нет.
• Подчеркните слова, наиболее важные для вас, объедините их в словосочетание, напишите на эту тему текст-миниатюру о войне.
• Социализация. Чтение работ вслух.
Слово учителя. История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной Второй мировой войне, мир не знал никогда.
Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной кровавой метой пометив 40-е годы 20 столетия.
Великое событие 20 века нашло отражение в живописи, музыке, литературе.
22. Панорама войны
*Групповая работа.
Задание 2
Создайте панораму войны:
• Выберите репродукцию картины о войне.
• Нанесите на кальку ту часть картины, которая на вас произвела наиболее сильное впечатление.
• Афиширование. Рисунки прикрепите на общий лист; обсудив в группе, выразите одним словом, какой увидели войну.
Слово учителя. Писатели, художники, композиторы – они стремились сказать нам правду о войне. Великую правду Победы. Во имя тех, кто пал в Бресте, на Волге, на ладожском льду, во имя мерзших в окопах под Ржевом, горевших в танках на Курской дуге, заживо гнивших в синявинских болотах, но не сделавших ни шагу назад.
23. «Окопная правда» лейтенантской прозы.
Слово учителя.
Скорбная статистика свидетельствует: среди фронтовиков 1922-23-24 годов рождения в живых осталось 3%. Это поколение тех, кому в 41-м не было 20, кто ушел на фронт прямо со школьной скамьи. Военные пути-дороги приведут их, молодых лейтенантов, выживших в этой страшной войне, в литературу. Они имели право писать о ней, потому что воевали, потому что знали правду о войне, видели ее из солдатского окопа на передовой.
*Групповая работа.
Задание 3
• Озвучьте творческое домашнее задание: расскажите, какую правду о войне вы узнали из произведений писателей-фронтовиков, предварительно обсудив в группе, чью работу вы будете представлять.
• Социализация. Выслушиваются сообщения по произведениям писателей-фронтовиков в различных жанрах (дневниковых записей, фронтового письма, презентации книги, заметок военного корреспондента, интервью).
• В ходе сообщений демонстрируются визитные карточки писателей-фронтовиков:
• Обсудите в группе вопрос: что важного сказали писатели о войне? Озвучьте ответ.
24. «Сердца моего боль». Работа с текстом В.Быкова «Полководец».
Групповая и индивидуальная работа
Задание 4
• Создайте версию рассказа по предложенным вопросам (группы получают разные варианты вопросов, версии озвучьте;
• Сравните их с рассказом В. Быкова (читается рассказ «Полководец», выбирается та информация, которая является неожиданной, противоречит первоначальным представлениям);
• Что нового, неизвестного о войне вы узнали из этого рассказа? как вы назовете этот рассказ?
• В. Быков назвал рассказ «Полководец». Почему так?
Слово учителя
Сколько бы десятилетий ни отшумело над планетой, всегда будет приковано пристальное и благоговейное внимание людей к Великой Отечественной войне: слишком велик и значителен для всей мировой истории бессмертный подвиг нашего народа. А русская литература, продолжая лучшие традиции, остается верна Правде о войне, которую ей завещали писатели, чьи строки были добыты в боях: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумнее» (В.Астафьев).
Не знали, да и не могли знать молодые лейтенанты и будущие герои их книг, насколько тяжела ноша, которую взвалили они на свои неокрепшие плечи,- ноша войны. Но с ее первого часа они твердо знали одно - Родина в опасности! Родину нужно защищать! Пройдя по огненным дорогам войны сквозь страдания и смерть, они не утратили веру в высокие слова и высокие идеалы, они сумели сохранить непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду.
25. Рефлексия.
Индивидуальная работа.
Задание 5
1. Послушайте стихотворение, написанное вашим современником, продолжите его, написав в сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе мастерской. Сочинение читается вслух.