Лексика
разработка КВН для учащихся 5—6 классов
Двое ведущих выходят на сцену.
Первый ведущий.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью...Что такое Родина? – весь народ. Это его культура, его язык.
А.Н.Толстой
Второй ведущий.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок;
все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. Н.В.Гоголь
Первый ведущий
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий. Могучий, правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома ? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу !
И.С.Тургенев «Русский язык».
Первый ведущий: Здравствуйте! Очень приятно видеть, что в этом зале собралось столько поклонников КВН. Позвольте сказать вам, что наш КВН отменяется, так как команды слишком хорошо готовы и мы решили не испытывать их в борьбе, а просто объявить. Спасибо за внимание!
Второй ведущий: Это была первая шутка нашего КВН. Надеемся, еще никто не успел покинуть зал. Все остальные шутки принадлежат командам, которые, кстати сказать, в нетерпении ждут своего часа. Команды - на сцену!
Представление команд.
Первый ведущий: Вот мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть. Но есть люди, которые в этот вечер пришли сюда работать. Да уж, вечный бой, а покой им только снится. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Конечно же, речь идет о нашем уважаемом жюри.
Представление жюри.
Второй ведущий: Тема КВН: «Лексика». Для тех, кто не знает, что такое лексика, скажу, что это...
Первый ведущий: Во-первых, весь словарный состав языка, совокупность всех слов языка, а во-вторых, название одного из разделов науки о языке, который исследует его словарный состав, определяя основные закономерности возникновения, развития и ... Знаете ли, а давайте отложим КВН, и я прочту вам замечательную лекцию о лексике. Итак...
Второй ведущий (поспешно перебивает): В общем, лексика -это лексика. Первый конкурс - приветствие «Поговорим о вечном». Что считают «вечным» команды, мы сейчас узнаем. Первой выступает команда (называет команду). Максимальная оценка - 5 баллов.
Ведущие уходят, проходит первый конкурс.
Конкурс 1. Приветствие команд («визитка»).
В приветствии обязательно должно содержаться обращение к жюри, к болельщикам, к команде соперников. Также должно быть каким-либо образом обыграно название команды. В целом команда в приветствии должна заявить о себе, представить себя, т.е. дать понять, что она достойно выступила на этой сцене.
Второй ведущий: Я-то нет, а вот команды - пожалуй. Конкурс-разминка под названием «Что бы это значило?» (Объясняются условия конкурса.) Максимальная оценка - 4 балла.
Проходит конкурс-разминка.
Конкурс 2. Разминка.
-Попробуйте расставить ударение в словах:
Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, , , , щавель, положил. (слайд )
Время на ответ - 60 секунд.
Второй ведущий: Ну вот, кажется, теперь все понятно. Однако теперь пора нам узнать оценки за конкурс-приветствие.
Первый ведущий: Мы что, еще не узнали?! То-то я думаю, чего я еще не узнал. Оказывается, оценок. Может быть, пора объявить их?
Объявление оценок.
Первый ведущий: Замечательные оценки. Такие бы-да в свой дневник! Вот дома обрадовались бы!
Второй ведущий: Так ты попробуй родителей обрадовать, получи отличные оценки!
Первый ведущий: Так я даже в КВН не играю.
Второй ведущий: Не надо о грустном. У нас сегодня веселый вечер. Какой там следующий конкурс?
Первый ведущий: Не знали наши мамы, да, честно говоря, и папы не знали, да и никто не знал, что дети-то.. .ах, эти дети... дети-то непростые у них в семье растут. Да и попробуйте найти сейчас простых детей! И носят эти дети... Что бы вы думали? Нет, не кепки, не шляпы. А фуражки капитанов. Вот как! Знай наших!
Второй ведущий: На сцену приглашаются капитаны команд.
Объясняются условия конкурса, проходит выступление капитанов.
Конкурс 3. Состязание капитанов.
Исправь ошибки
Первый ведущий: Теперь я знаю, как нам обустроить речь. Теперь моя речь будет такая..., я так правильно буду совершать акты речевой коммуникации, мое общение будет настолько коммуникативно, что коммуникативнее просто некуда! Да! Речевая коммуникация - вот что нас спасет! Вот что я хотел сказать о коммуникации. Это, знаете ли...
Второй ведущий: Твоя болтовня никому не нужна. Лучше попроси жюри показать оценки за разминку.
Первый ведущий: Уважаемое жюри! Не хочу показаться назойливым, не откажите в любезности! Принимая во внимание то, что могу навлечь на себя ваш, безусловно, справедливый гнев, тем не менее покорнейше прошу, умоляю, сделайте одолжение, не считайте мою просьбу дерзкой...
Второй ведущий: Извините его, у него сегодня день вежливости. Итак, прошу показать оценки за второй конкурс. (Объявление оценок.) А ты ведешь себя просто некрасиво
Первый ведущий: Я? Да ты сам ведешь себя, как необъезженный самолет.
Второй ведущий: Как кто?
Первый ведущий: Как смеющийся пингвин, как холодное солнце, как... В общем, антиобщественно. А ведь как полезно ходить на такие вечера! Столько новых слов узнаешь - аж в черепно-мозговой коробке не укладывается. Очень полезно!
Второй ведущий: А ты сам что-нибудь полезное сделал?
Первый ведущий: Да я столько полезного сделал - не унесешь! Но я скромно, а главное, тихо об этом молчу.
Второй ведущий. Помни, что молчание - золото! Уж лучше молчи, а то наговорил - в три обхвата. Извините, с три короба. Вот и я уже стал ошибаться. Наверное, на нас влияет следующий конкурс - исправление ошибок.
Объясняются условия конкурса, проходит конкурс.
Конкурс 4. Исправление ошибок.
Ведущие заранее готовят командам предложения с лексическими ошибками, и здесь уже прежде всего оценивается правильность ответа.
Он установил столько рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. Выпас собак запрещается.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.
Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.
Ученики нашего класса добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
Он еще в глубокой юности начал писать песни.
Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
Я вчера взял самолет и прилетел в Москву.
Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам.
Второй ведущий: Теперь ты понял, что к словам нужно относиться бережно?
Первый ведущий: Да, я теперь настолько бережно буду относиться к словам, настолько буду осторожен, что даже не буду их произносить.
Второй ведущий: А пока ты бережешь слова, мы узнаем оценки за конкурс капитанов. Объявление оценок.
Второй ведущий: Продолжаем наш КВН- конкурс -. Но прежде хотелось бы узнать, как называются слова, которые пишутся и звучат одинаково?(омонимы)
Предлагаем вашему вниманию «Рассказ бабки-лесовички» .
Первый ведущий: Ребята. Вы ,наверное, заметили, что в бабушкином рассказе встретились омонимы. Давайте попросим бабушку прочитать ещё раз. Запишите слова и объясните значение этих слов.(бор ,коса, косой)
Второй ведущий: Молодцы , ребята ! Следующий конкурс -игра «Секретные агенты»
Конкурс № 5 Игра «Секретные агенты»
Необходимо отгадать слово по его лексическому значению.
— К нам в класс со специальным заданием засланы секретные агенты — слова. Они надеются, что останутся неузнанными, но мы, конечно, сумеем узнать их по описанию, по лексическому значению. Лексические значения взяты из «Толкового словаря русского языка». Этот словарь составил известный учёный Сергей Иванович Ожегов.
Лексическое значение слов отгадать достаточно легко, однако правописание большинства слов может вызывать затруднения. ,поэтому устно объясним правописание орфограммы в этих словах: жираф, жёлудь, орхидея, наседка, племянник, ресница (без т), столяр, сугроб, суматоха, томагавк, труппа, трофей.
Африканское жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. {Жираф.)
Злак с толстым стеблем и крупными съедобными жёлтыми зёрнами, собранными в початок, а также зёрна этого растения. (Кукуруза.)
Плод дуба. (Жёлудь.)
Сильно пахнущее тропическое растение с цветком причудливой формы. (Орхидея [дэ].)
Курица, которая высиживает или уже высидела цыплят. (Наседка.)
Сын брата или сестры. (Племянник.)
Волосок на краю глазного века. (Ресница.)
Рабочий, занимающийся обработкой дерева и созданием изделий из него. (Столяр.)
Учащийся высшего учебного заведения. (Студент.)
Наметённая ветром большая куча снега. (Сугроб.)
Беспорядочная беготня, беспокойная торопливость в действиях. (Суматоха.)
Ударное метательное орудие у индейцев Северной Америки (Томагавк.)
Коллектив актёров театра, цирка. (Труппа.)
Имущество, боеприпасы, захваченные при победе над врагом. (Трофей.)
— Ура! Мы разоблачили секретных агентов!
Молодцы! Справились команды и с этим заданием.Пожалуйста, жюри, объявите оценки! (Объявление оценок). Итак, конкурс! Проходит конкурс «Домашнее задание».
Конкурс 6. Творческое задание .
В конкурсе команды должны осветить все преимущества учебы (в шутливой форме). Но сделать это нужно, используя лексические средства языка - синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы, с помощью которых и будет создаваться текст песни, которую команда и представит на суд зрителей и жюри.
Первый ведущий: Например, О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух... или сегодня дух просвещенья подготовил мне такие открытия..
(чтение сочинений или пение песен)
.Пока команды «творят» у нас конкурс болельщиков.
(См. ниже Игра «этимологический словарь»)
Второй ведущий: Попросим жюри объявить оценки за последний конкурс и итог.
Объявление оценок за конкурс, итоговых оценок, выступление членов жюри, награждение победителей.
Первый ведущий: Вот и окончен наш КВН.
Второй ведущий: Не согласен! Вся жизнь - сплошной КВН. Например, завтра кому-то на уроках придется весело и находчиво отвечать на неожиданные вопросы. Так что... КВН продолжается! Будем рады снова видеть вас на нашем празднике! А теперь - до новых встреч!
Конкурс для болельщиков.
. Игра «Этимологический словарь»
Ведущий: Вы попробуете себя в роли настоящих этимологов и составите маленькие словари из предложенных слов. Напоминаю ,ответы в шуточной форме .Давайте послушаем, что получилось.
Первой команде предлагаются слова: астрология, баранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль, пломбир, противень, стенография, четвертовать, этажерка.
Второй команде: бездарь, волнушка, грабли, графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска,, стриж, тысячелистник, хлопоты.
Варианты ответов:
Астрология — раздел ботаники, разведение астр
Баранка — овца
Бездарь — тот, кому ничего не подарили
Весельчак — гребец
Волнушка — мелодрама
Головотяп — палач
Грабли — воровской инструмены
Графин — муж графини
Джинсы — чета джиннов
Драп- бегство
Дурман — глупый человек
Жаргон — аспирин
Жатва — обмен рукопожатиями
Заголовок — затылок
Заморыш — человек, вернувшийся из кругосветного путешествия
Изверг — действующий вулкан
Курятник — комната для курения
Отрасль — борода
Пломбир - стоматолог
Проигрыватель – игрок-неудачник
Простынь — насморк
Противень — мерзавец, гадкий тип
Саженец — рецидивист
Соска — радиограмма о помощи
Стенография — надписи на стенах
Стриж — парикмахер
Тысячелистник – толстый роман
Тычинка — указательный палец
Хлопоты — аплодисменты
Четвертовать — выставить оценки за четверть
Этажерка- соседка по этажу