Просмотр содержимого документа
«Лингвистический КВН "Лексика"»
Лингвистический КВН ( 5 класс )
Учитель Маренкова Е.С.
Цель : в занимательной форме проверить усвоение учащимися темы «Лексика»; воспитать любовь к языку, внимание , товарищество.
1. Представление команд.
2. Выход Принцессы Грамматики и её свиты.
Грамматика.
Я строгая и очень внимательная,
Иначе никак не могу.
Я, Принцесса русской грамматики,
Стать грамотными вам помогу.
Позвольте представить мою свиту.
Это мои верные рыцари и помощники.
Строгие и весёлые, умные и находчивые.
Граф Глагол в действиях скор.
Кто спряжений не учит,
Того исключениями замучит.
Знак Восклицательный –
Эмоциональный и очаровательный.
Он всем на свете восхищается
И никогда не огорчается.
А это Знак Вопросительный.
Он вечно во всем сомневается
И переспрашивает самую малость,
И совсем не способен на шалость.
Прошу любить и жаловать.
Они мне помогут определить,
Кто эту тему любит и знает,
Кто нас сегодня обрадует и удивит
И эрудицию в полной мере проявит.
Ведущий.
Просьба команды занять свои места за столиками.
1. конкурс. Приветствие. Слово 5-А.
5-А «Антонимы»
Мы совершенно разные,
Непримиримо противоположные,
Как черное и белое,
Честное и ложное,
Как день и ночь,
Налево и направо,
Как да и нет,
Виноватый и правый.
? А я хочу узнать, готова ли команда?
! Тяните скорее карточку и отвечайте!
Лексика-
Однозначные слова-
Слово предоставляется 5-Б классу.
5-Б «Омонимы»
А мы похожи, как две капли воды,
Одинаковы в правописании и произношении.
Только мы не близкие родственники, увы.
У нас совершенно разные значения.
! Давайте проверим эту команду!
? Знаете ли вы, что изучает лексикология?
А какие слова называются многозначными?
Пришла очередь 5-В класса.
5-Б«Синонимы»
Мы друг на друга не похожи
И называемся по-разному.
Но оба мы одно и то же:
Багряный, алый – это красный.
! Молодцы! Ответь на вопросы!
? Как называется словарный запас одного человека? Приведите примеры употребления прямого и переносного значения.
Ведущий.
Жюри оценит представление команд и ответы запущенного пробного шара. А я пока расскажу историю из жизни. 25 лет назад я была студенткой Луганского пединститута и проходила практику в СШ № 40 г. Луганска. Мы должны были провести мероприятие по предмету. 3 седьмых класса должны были встретить в КВН по морфологии. Платья у меня не было. Мы сняли штору в общежитии. Перед выходом на сцену девочки обмотали меня в эту штору, надели на голову самодельную корону с буквой Г, что должно было означать ни много, ни мало – Грамматика. И вот в таком виде я появилась на сцене. «Здравствуйте, ребята, - обратилась я к залу, - вы меня узнали?» В ответ раздались дружные голоса моего 7-В класса: «Да!» «Кто же я?» - «Елена Станиславовна!»
Жюри объявило итоги первого конкурса.
Глагол.
Если сегодня
Разговор о слове поведем,
То в первом задании
Слову оду споём.
! Ода – это великолепно!
? А что такое ода?
Грамматика.
Ода – это хвалебное стихотворение. Прославим слово.
Начинает 5-Б, подготовиться 5-В, 5-А последний.
5-Б
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня! –
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Своё пространство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! –
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сырым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! –
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся, вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
С. Островой.
Свою оду составил 5-В класс.
Слова – торжественные, слова – как пироги рождественские, слова – как медленные шаги, как лакированные сапоги, с царственными жестами, протягиваемые жезлами. Слова уважения, почитания, умиления: жертвоприношение, бракосочетание, благословение, соединившие руки, как августейшие царствующие супруги.
Слова простейшие: есть, пить, хлеб, день, ночь, сын, дочь, нет, да, свет, стон, сон, я, он, ты, быть, жить. Это слова – однолетки, ядрышки, клетки. Вполне годится обходиться ими одними.
Слова – служащие, услужливо слушающие: Что? Как? Так! – они подаются к другим, как пальто и шинели, незаметны на слух. Они вроде слуг: стоят у фраз за плечами, придаются словам, как ложки и вилки, затыкают слова, как пробки, бутылки. А есть слова деловые, мастеровые, как наждак, верстак, паковать, шпаклевать, поковка, ножовка, - обстоятельные, самостоятельные.
Есть слова, разящие и грозящие, обрывающие и убивающие, злобные и добрые, слова, как лекарственная трава, как ещё не открытые острова, как в пустыне приснившаяся листва…
О, слова!
С. Кирсанов.
Слово 5-А классу.
Прадеды
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе кузнецов,
Кто есть прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне гробил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросов в Зимнем помнит он
И грозную «Аврору»…
Звучат, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граудин.
Ведущий.
Спасибо, ребята!
Первый конкурс завершился. И пока совещаются жюри, мы проведём игру с болельщиками. Ребята, вы реально можете помочь своей команде выиграть.
1. Какое русское слово состоит из 3 слогов и указывает на 33 буквы?
2. Каких камней не найдешь в море?
3. Какой лошадь бывает, когда её покупают?
4. Какую речку можно срезать ножом?
5. Какая земля никогда не старится?
6. Какое крыло никогда не летает?
Ведущий. А мы предлагаем командам подготовится ко второму конкурсу. Это традиционная КВН «Разминка». Ответы не выкрикивать, поднять руку. У кого больше правильных ответов, тот побеждает.
Глагол.
Ну что ж, без промедленья Даю вам первое задание,
Начинаем проверять знания.
! Скорее! Скорее! Найдите ответ!
? Неужели ответа нет?
1. Первый слог - нога моржа.
Два других необходимы
Для Сережи, Тани, Димы,
Саши, Зины, Кати, Вали,
Если плохо видеть стали,
А поставишь их подряд –
В небо птички полетят.
(Ласт-очки)
2. Слог первый с удивленьем восклицаю,
Второй – я с книжной полки достаю,
А если вместе им соединиться –
Получится элементарная частица.
(А-том)
3. Моё начало-буква алфавита,
Она всегда шипит сердито;
Второго корабли боятся
И обойти всегда стремятся.
А целое-весной летает и жужжит.
То сядет на цветок, то снова улетит.
(Ш-мель)
4. Голова моя высоко
Поднялася над землёй,
Если буквы переставишь,
Я для зверя-дом родной.
(Крона-норка)
5. Не раз в оркестрах я звучала,
Мой струнный голос так певуч,
Но Ф моё поставь сначала,
И я во тьму направлю луч.
(Арфа-фара)
6. Три буквы облаками реют,
Две на лице видны мужском,
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».
(Пар-ус)
7. Меня найдешь на корабле
Я-слово издавна знакомое.
Но буквы переставь во мне
И ты получишь насекомое.
(Корма-комар)
8. Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы,
Мои колеса проезжали
По старым улицам Москвы.
Но если бы две буквы
Вы переставили во мне,
Тогда б взлетела я чудесно
В ночной небесной тишине.
(Ракета-карета)
9. Первый мой слог ты на поле увидишь,
Летчик бесстрашный – вот слог мой второй.
Дерево к ним прибавляй и тогда уж
В целом получишь ты город-герой.
(Сев-ас-тополь)
Грамматика
Для третьего конкурса я приглашаю по 5 человек из команды. Они получают задание составить рассказ (не менее 10 предложений) на одну букву. Например: Катя купила книги, Куприна, Каверина, Катаева.
5-А – Л
5-Б – М
5 – В – Н
Глагол.
А пока наши юные литераторы создают свои шедевры, мы приглашаем на сцену капитанов. У них два задания.
1. Рассказать о
2. Игра «Полиглот»
Как по-испански будет «бой быков»? – Коррида
Сделайте подобные переводы, выбрав правильные ответы.
1. «Крестословица» по-английски
2. «Мальчик» по-французски
3. «Запад» по-немецки
4. «Созвездие» по-итальянски
5. «Ледяная гора» по-шведски
6. «Книга» по-гречески
7. «Чтение» по-арабски
8. «Испытание» по-латыни
9. «Кот» по-украински
10. «Источник» по-исландски
а) Айсберг
b) Библия
c) Экзамен
d) Кроссворд
e) Гарсон
f) Вест
g) Кит
h) Гейзер
i) Коран
j) Аккорд
1d, 2e, 3f, 4j, 5a, 6b,7i, 8c, 9g, 10h
Ведущий.
Жюри оценивает два конкурса. А нас ждет последний музыкальный конкурс. Его начинает команда 5-В класса. Ребята должны были подобрать песенки, в которых встречается как можно больше слов.