kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Язык мой - друг мой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-8 классов. Цель: проверить знания учащихся, полученные в урочное и внеурочное время, развивать логическое и образное мышление, творческие способности; коммуникабельность, толерантность, умение общаться. Используются задания разного уровня сложности: лексические диктанты, игры "Лото", "Пентагон", "Перевертыши" и другие. Тематика заданий также разнообразна: лингвистическая терминология, знание разных разделов лексики и другое. Задания вызывают интерес своей занимательностью и познавательностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Язык мой - друг мой" »

Лингвистический час

«Язык мой – друг мой»


Ведущий:

Мой верный друг!

Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб!

Родной язык!


Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы говорят о том, что язык может быть и великим даром, и источником страданий. Прочитайте, пожалуйста.


Язык царствами ворочает.

Язык до Киева доведет.

Без языка и колокол нем.

Язык – стяг дружины водит.

Язык мой - враг мой.

Бог дал два уха, да один язык.

Не ножа бойся, а языка.

Язык наперед ума рыщет, беды ищет.


Ведущий:


Можно ли выучить все языки, если сократить их число?


Сын одного плотника из Болоньи Джузеппе Гаспар Меццофанти (1774-1849) знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских, а всего около 100 языков.


В XVII веке в Финляндии был приговорен к смертной казни «заколдованный дьяволом» студент за то, что «с быстротой неимоверной изучал иностранные языки, что считалось немыслимым «без содействия нечистой силы».


Г.Шлиман, известный исследователь Трои, знал несколько десятков языков; русским, по его словам, он овладел за шесть недель.


Среди юношеских бумаг Ф.Энгельса внимание привлекает письмо, написанное им на девяти иностранных языках. В дальнейшем знание языков становится отточенным оружием этого ученого и борца. В 68 лет Ф.Энгельс изучил румынский язык, а в 70 – норвежский, чтобы в подлиннике прочесть Ибсена. Профессор Гестерман из Германии владел 123 языками, сотней языков владеет итальянский профессор Тальявани.


Л.Н.Толстой в совершенстве владел французским, английским, латинским, испанским, итальянским, чешским, польским, болгарским языками. В его библиотеке в Ясной Поляне хранится до 22 тысяч книг и журналов на 35 языках мира.


Знание чужого языка позволяет лучше познать и свою, и иную культуру.


Ведущий:


Как называется словарный запас языка? (Лексика)

Как называется словарный запас одного человека? (Лексикон)


А знаете ли вы, что словарный запас великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина составляет более 25 тыс. слов.


Сегодня мы с вами, решая лингвистические задачи, постараемся пополнить и ваш словарный запас, а также расширить свои познания русского языка.



Задание 1. «Назовите слово по его лексическому значению».


1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)


Задание 2 «Синонимическое лото»


К карточкам с картинками подобрать карточки со словами-синонимами, выстроить синонимический ряд.


Задание 3 « Диалекты».


В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?


Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда.


Ноговицы – носки

Юница - девочка-подросток

Однокорытник – однокашник

Издёвленок – шутник, острослов

Хлопанцы – шлёпанцы

Шмыгало – подвижный человек

Провинка – ошибка

Седмица – неделя

Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)

Подлокотник – помощник (ср. подручный)


Задание 4 « Устаревшие слова».


Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?

Посмотрите на рисунок. Здесь изображена русская красавица. На карточках записаны слова, обозначавшие названия частей тела. Задание: показать их на рисунке.

Карточки члены команд берут по очереди, если ответа нет либо он неверный, отвечает соперник.


Око – глаз

Чело – лоб

Выя – шея

Чрево – живот

Перст – палец

Перси – грудь

Вежды – веки

Ланиты – щеки

Уста – губы

Рамо – плечо

Длань – ладонь

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

Чресла - поясница, бедра

Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)

Рыло – нос

Пясть – ладонь с пальцами


Задание 5 «Старое – новое».


Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.

  • Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

  • Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

  • Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

  • Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

  • Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)

  • Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

  • Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

  • Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)


Задание 6 «Иноязычные слова».


Сокровища родного слова, -

Заметят важные умы, -

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим фраз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

И не читаем книг своих.


Так писал А.С.Пушкин. Действительно, развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл.


Мыльня – баня

Представщик – актер

Любомудр – философ

Позорище – зрелище

Говядо – скот

Топталище – тротуар

Лечезнание – медицина

Силоделие – механика

Звонознание – акустика

Ветродуй – вентилятор


Задание 7 « Переводчик».


  1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.


Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)


  1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.


Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)


Задание 8 «Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже».

Те перья поднимите тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, под ними те тоже.

Те перья под ними, те тоже. (8)

Задание 9 «Взвесь слово».

С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо взвешивать каждое слово на весах ума сердца и разума».

Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово. Я читаю вопрос, затем вынимаю карточку, на которой написан номер команды, она и будет отвечать на этот вопрос.

  • Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – лебезить

  • Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь

  • Переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» - весна

  • Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана

  • Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника

  • Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» - копилка


Задание 10 «Наоборот».


Восстановите пословицы.

  1. Улетело счастье – закрывай окно. (Пришла беда – открывай ворота)

  2. Редкий орел чужую твердь ругает. (Каждый кулик свое болото хвалит)

  3. Почернела бровь – ангел из плеча. (Седина в бороду – бес в ребро)

  4. Перед перемирием ногами машут. (После драки кулаками не машут)

  5. Всё медь ничто матовое. (Не всё золото, что блестит)

  6. Не насыпай себе холм – другой на него влезет. (Не рой другому яму – сам в нее попадешь)

  7. Отдых овца – с поля возвратится. (Работа не волк – в лес не убежит)

Задание 11 «Иностранный словарь».

Лягушка любит квакать перед дождем

Цапля слышит перед дождем лягушку

Любит цапля пенье лягушки

Перед едой.

А вот перевод этого стишка на язык племени НЯМ-НЯМ:

Ам ту му ям то

Гу ля ям то ту

Ля бу ту ам

Ши ям.

Составьте фрагмент русско-нямнямского словаря.

Задание 12 «Пентагон».

Отгадайте задуманное мной слово по пяти подсказкам.

С. 58 (пентагоны 41- 55) Серия «Большая перемена». Галеева Р.А., Курбанов Г.С., Мельченко И.В. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность.

Ответы:

41 – Янтарь

42 – Швеция

43 – Руки

44 – Австралия

45 – Австралия

46 – Часы

47 – Часы

48 – Дождь

49 – Голова

50 – Нос

51 – 7

52 – 7

53 – 7

54 – Робинзон Крузо

55 – Колобок


Задание 13 «Ребусы»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Язык мой - друг мой"

Автор: Ковалева Людмила Павловна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Язык мой- друг мой» "
    ["seo_title"] => string(21) "iazyk-moi-drugh-moi-2"
    ["file_id"] => string(6) "153350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420995153"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок на тему: Лингвистический турнир «Язык мой-друг мой»"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-na-tiemu-linghvistichieskii-turnir-iazyk-moi-drugh-moi"
    ["file_id"] => string(6) "259198"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448687063"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка в 9 классе по теме "Роль языка в жизни общества" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-tiemie-rol-iazyka-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "132717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416401286"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Устный журнал «Русский язык – безграничное море» "
    ["seo_title"] => string(51) "ustnyi-zhurnal-russkii-iazyk-biezghranichnoie-morie"
    ["file_id"] => string(6) "138502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417542943"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Брейн-ринг "Язык мой - друг мой" "
    ["seo_title"] => string(32) "briein-ringh-iazyk-moi-drugh-moi"
    ["file_id"] => string(6) "243940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445862520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства