kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость разработки материалов обусловлена тем, что одним из принципов образовательной системы «Школа 2100» провозглашается деятельностный подход к развитию обучающихся. Предполагается, что при данном подходе к обучению развитие младшего школьника будет характеризоваться появлением у него  психических новообразований, в том числе и рефлексии. Сознание младщих школьников направлено на собственную учебную деятельность. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать.

Целью создания материалов  является разработка различных интересных  видов заданий на стадии рефлексии для овладения навыками самоконтроля и самооценки обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия»

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ф.И.О. учителя

Пищальникова Юлия Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Перми

Название материалов, предмет

Рефлексия. Подведение итогов урока. Русский язык

Для какого класса предназначены

2 класс

При изучении какой темы используются

Универсальные

Необходимость разработки материалов обусловлена тем, что одним из принципов образовательной системы «Школа 2100» провозглашается деятельностный подход к развитию обучающихся. Предполагается, что при данном подходе к обучению развитие младшего школьника будет характеризоваться появлением у него психических новообразований, в том числе и рефлексии. Сознание младщих школьников направлено на собственную учебную деятельность. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать.

Целью создания материалов является разработка различных интересных видов заданий на стадии рефлексии для овладения навыками самоконтроля и самооценки обучающихся.

Для этого мною были разработаны материалы для стадии рефлексии на уроках русского языка в разделе «Группы слов в русском языке». На протяжении 13 уроков я попыталась показать, какими приёмами можно воспользоваться на каждом из этих уроков.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать обучающимся небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.



Просмотр содержимого презентации
«Пищальникова Ю.А. Рефлексия»

Тема «Группы слов в русском языке».

Тема «Группы слов в русском языке».

  • Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
  • Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал?
Какие слова отвечают на вопросы Кто? Что? Стадия рефлексии.  Приём незаконченных предложений.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Какие слова отвечают на вопросы Кто? Что?

Стадия рефлексии.

Приём незаконченных предложений.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы Стадия рефлексии. Приём «Запустите кораблик в море знаний»  Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил. ЗАЛИВ ПРАВИЛ     

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы

Стадия рефлексии.

Приём «Запустите кораблик в море знаний»

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

ЗАЛИВ ПРАВИЛ

 

 

Объединение слов в тематические группы Стадия рефлексии. Приём «Плюс-минус-интересно»  Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Объединение слов в тематические группы

Стадия рефлексии.

Приём «Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

Вопросы Кто? Что? Стадия рефлексии. Приём «Лист самоконтроля»  Ведётся на протяжении всего урока каждым обучающимся индивидуально. Вид задания Отметка

Вопросы Кто? Что?

Стадия рефлексии.

Приём «Лист самоконтроля»

Ведётся на протяжении всего урока каждым обучающимся индивидуально.

Вид задания

Отметка

Наблюдение над словами-признаками. Вопросы к словам-признакам Стадия рефлексии. Приём «Светофор»  Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Наблюдение над словами-признаками. Вопросы к словам-признакам

Стадия рефлексии.

Приём «Светофор»

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки Стадия рефлексии.   Приём «Резюме, эссе, мини-сочинения»   Обучающиеся пишут 5-ти минутное эссе по пройденной теме урока.  

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

Стадия рефлексии.

Приём «Резюме, эссе, мини-сочинения»

Обучающиеся пишут 5-ти минутное эссе по пройденной теме урока.

 

Связь слов-предметов и слов-признаков Стадия рефлексии. Приём «Лист самооценки»   Узнал что-то новое Научился Я Расстроился Получил радость Ничего не понял Удивился

Связь слов-предметов и слов-признаков

Стадия рефлексии.

Приём «Лист самооценки»

Узнал что-то новое

Научился

Я

Расстроился

Получил радость

Ничего не понял

Удивился

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Стадия рефлексии.  Приём «Творческое задание в группах».  Обучающимся предлагается объединиться в группы по 4-5 человек и в виде творческой работы создать эталон к данной теме. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

Стадия рефлексии.

Приём «Творческое задание в группах».

Обучающимся предлагается объединиться в группы по 4-5 человек и в виде творческой работы создать эталон к данной теме. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Обобщение по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?» Стадия рефлексии. Приём «Синквейн» Предмет Одушевлённый, неодушевлённый, Существует, называет, обозначает, Учиться помогает, Существительное! Слово Красивое, понятное, Украшает, описывает, уточняет, Обозначает признак предмета, Прилагательное!

Обобщение по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?»

Стадия рефлексии.

Приём «Синквейн»

  • Предмет

Одушевлённый, неодушевлённый,

Существует, называет, обозначает,

Учиться помогает,

Существительное!

  • Слово

Красивое, понятное,

Украшает, описывает, уточняет,

Обозначает признак предмета,

Прилагательное!

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Стадия рефлексии.  Приём «Анкетирование»  Обучающимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета.

Стадия рефлексии.

Приём «Анкетирование»

Обучающимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Вопросы к словам, обозначающим действие предмета Стадия рефлексии. Приём «Знаю – Хочу узнать - узнал» Обучающиеся высказывают своё мнение по таблице. Знаю Хочу узнать Узнал

Вопросы к словам, обозначающим действие предмета

Стадия рефлексии.

Приём «Знаю – Хочу узнать - узнал»

Обучающиеся высказывают своё мнение по таблице.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что сделал? Стадия рефлексии. Анализ урока . Назовите, чем вы занимались на уроке?   Какие трудности ты испытывал на уроке?   Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная - работа в парах - По карточкам - самостоятельная работа - Работа в группах - коллективная работа - Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -

Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что сделал?

Стадия рефлексии.

Анализ урока .

  • Назовите, чем вы занимались на уроке? 

Какие трудности ты испытывал на уроке?

 

  • Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
  • Поставь баллы от 1 до 5:
  • Индивидуальная - работа в парах -
  • По карточкам - самостоятельная работа -
  • Работа в группах - коллективная работа -
  • Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -

Обобщающий урок по теме «Группы слов в русском языке» Стадия рефлексии. Приём «Кластер»

Обобщающий урок по теме «Группы слов в русском языке»

Стадия рефлексии.

Приём «Кластер»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД на уроках русского языка

Автор: Пищальникова Юлия Александровна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "«Средства формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(133) "sriedstva-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uud-uchashchikhsia-5-6-klassov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "117464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412791644"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Календарно-тематическое планирование уроков " Русский язык" во 2 классе. Программа "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(99) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkii-iazyk-vo-2-klassie-proghramma-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "193350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427629462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства