Просмотр содержимого документа
«Физкультминутки на уроках русского языка»
Физкультминутки
на уроках русского языка
Асанова Е.М.
2016
Введение
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей.
Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт. Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:
— обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;
— снижают уровень тревожности;
— «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);
— облегчают процесс запоминания материала;
— формируют познавательный интерес к учёбе.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
С этой целью на уроках можно использовать физкультминутки. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).
Урок русского языка - урок, на котором 75% времени учащиеся занимаются письмом. Поэтому максимальная нагрузка приходится на органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если ребятам будет предоставлен небольшой отдых во время урока, то они смогут переключиться на другой вид деятельности. Это позволит детям расслабиться, снять мышечное и психологическое напряжение. Наиболее эффективны в этих случаях физкультурные минутки.
Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут. Комплекс включает 3-5 упражнений. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.
Целью проведения таких физкультминуток является актуализация определенных орфографических правил. Практика работы в школе показывает, что физкультминутки особенно интересны учащимся 5-7 классов. Хотя можно проводить их и на уроках старшеклассников: все зависит от настроя обучающихся и микроклимата, сложившегося в классе. В сборнике представлены физкультминутки, расслабляющие паузы на уроках русского языка.
Становление и развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффектно, если оно будет осуществляться доступными для детей данного возраста средствами. Одним из таких средств стали рифмованные упражнения.
Проговаривание рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму.
ПРИСТАВКИ НА –З-С-
Не забудьте, что приставки:
-раз, из, воз, низ, через, -без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Обрати внимание
На «здесь», «здоровье», «здание».
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить:
…десь, …доровье, …дание –
Нет в них содержания!
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Хоть я безударная гласная,
С ошибкой никак не согласна я,
Не могу сдержать протеста,
Если ставят не на место.
Ы и И после Ц
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где «И», а где же «Ы».
Запомнить с вами мы должны
Четыре слова с буквой Ы:
ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ и ЦЫПКА.
Иначе будет в них ошибка.
МЯГКИЙ ЗНАК
Хоть я и мягкий знак,
Я твёрд! Ошибкам смертный враг.
Слова калечить не люблю,
Ошибок я не потерплю.
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ
Непроизносимая согласная – буква весьма опасная.
Будь осторожен!
Будь осторожна!
Пропуск возможен,
Ошибка возможна.
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ
Если после корня «А»,
В корне будет «И» всегда,
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Мама маленьким сестрёнкам
Сшила платье и юбчонку.
Из-за платьев и юбчонки
Перессорились девчонки.
Будем платья примерять,
А девчонок примирять.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
А к спряжению второму,
Чтобы долго не мудрить,
Мы относим все глаголы,
Что кончаются на –ИТЬ.
Составляют исключенье 2 глагола
БРИТЬ – СТЕЛИТЬ,
Только к Iспряженью
Мы должны их относить,
ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, но терпеть,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
И ещё смотреть, вертеть.
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
ГЛАГОЛ
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Поэтому с числительным будь дружен.
МЕСТОИМЕНИЕ
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения.
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
И мною вам не пренебречь!
НЕ БЫЛО
Запомним сегодня мы с вами, друзья
Что «НЕ БЫЛО» слитно писать нам нельзя.
ЧАСТИ СЛОВА
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ
-ка, -таки, -кое, -то, -нибудь
Черту поставить не забудь.
А частицы ЖЕ, ЛИ, БЫ
Ты без черточки пиши.
-НИ и –НЕ в местоимениях
НЕ или НИ, НИ или НЕ –
Это совсем не секрет.
На ударение слова смотри
И сразу получишь ответ.
НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ
Если буква спряталась, ты её найди
И эту согласную проверкой подбери.
ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Язык прикусил – не совсем откусил.
Пригорало – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-!
ПРЕ- или ПРИ-?
ПРЕ- или ПРИ-?
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело – помни,
Что пишется ПРИ- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…
Пишется ПРИ- непременно!
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты,
Кто очень такой или сякой –
ПРЕ- мы напишем об этом.
Большая буква
Если названное слово надо писать с большой буквы, учащиеся поднимают руки вверх, если с маленькой - приседают.
река –Томь кот – Мурзик город – Берёзовский
Влад – пятиклассник государство – Россия газета – «Радуга» и т.д.
Мягкий знак
Если в слове есть мягкий знак, учащиеся хлопают в ладоши, если нет - поднимают руки вверх.
Ночка – печь Дочка – соловьи Грач – сварщик
Мышь – ночь Обезьяна – много туч ит.д.
3.Однокоренные слова
Если произносятся однокоренные слова, дети хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.
Зимушка – зима – зимовать
Маленький – маленькая – маленькую
Мышка – мышонок - мышиный
Мышь – мыши- о мыши
Спорить – спорим - спорщик – спор и т.д.
Поскачите, попляшите
Поскачите, попляшите, Сядьте тихо, полежите. Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь. Вы рифмовку прочитали... А глаголы вы узнали?
Физкультминутки на уроках русского языка могут быть не только направлены на повторение и отработку орфографии. Это могут быть небольшие стихотворения, которые можно легко разучить в каждом классе в начале учебного года и использовать их для хорового проговаривания или проговаривания по колонкам, или отдельными учениками - нарушителями дисциплины с целью снятия психологического напряжения.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Небольшая разминка
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу руки потянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, повторяем, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
(Ходьба, руки на поясе)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
(Посмотреть глазами вверх.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
(Движения глазами вверх-вниз.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота!
(Хлопки в ладоши.)
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
Упражнения для эмоциональной разрядки
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глаза прикрыли, руки
сложили,
Головы опустили, рот
закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже
шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышатся легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Эмоциональная разрядка:
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.
Заключение
Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.
Умение управлять состоянием активности обучающихся – важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта используемых учителем педагогических технологий.