Доклад "Экологическое воспитание на уроках русского языка"
Доклад "Экологическое воспитание на уроках русского языка"
Доклад посвящён экологическому воспитанию учащихся средних классов. Разнообразные стихотворные и прозаические тексты о природе разнообразят уроки русского языка, помогут повторить правила.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Экологическое воспитание на уроках русского языка"»
КГУ «Чувашинская средняя общеобразовательная школа»
Ниязбекова Роза Калеевна учитель русского языка и литературы
Доклад
«Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Одним из приёмов, который помогает ввести на урок русского языка материал об экологическом воспитании, является использование поэтических и прозаических текстов о природе.
Содержание работы определяется потенциальными возможностями текстов:
А) упражнений из учебников
Б) специально подобранных материалов с учётом задач экологического воспитания
В) специально составленных самим учителем материалов.
Организация работы должна быть такой, при которой взятый текст не был бы чужеродным уроку русского языка, а обогащал бы его своим содержанием и помогал с интересом выполнять различные учебные задачи. Стихи для детей разных авторов, как прошлых лет, так и современных поэтов позволяют привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком. К примеру, стихотворение Назара Гельдыева в переводе Юрия Кушака, конечно, вызовет доброе чувство у школьников.
Зайчонок
Эй, зайчонок, эй, зайчонок!
Ты пугливее девчонок!
Вылезай-ка их норы
Да беги со мной с горы.
Жить ты будешь во дворе,
Не в норе, а в конуре.
Разве можно вырасти
В темноте и сырости?
Угощу капусткой
Да морковкой хрусткой,
Яблок дам мочёных-
Выходи, зайчонок!
Стихотворение может быть выразительно прочитано, а затем записано с комментарием и разбором, падежных и личн изученных орфограмм. Оно насыщено орфограммами, изучаемыми в 5-6 классах ( правописание корней,
падежных и личных окончаний, суффиксов после шипящих и др.). На нём можно отработать и пунктуационные правила: различные знаки препинания
в предложениях с обращением, с однородными членами предложения.
В тексте встречаются разные грамматические формы: сравнительная степень
имени прилагательного, повелительное наклонение глагола.
А вот пример другого детского стихотворения , которое необязательно
Записывать, но можно прочитать в связи с подготовкой к сочинению, а значит, предстоящим разговором об отношении к природе, к её дарам и богатствам, к жизни на планете.
Мне грустно думать про сову.
Мне грустно думать про сову,
Я так неправильно живу-
Я не дружу с совою.
А каково ей там, в лесу,
В очках на стареньком носу,
На ветке ждать заката,
Покуда спят совята!...
Допустимо, на мой взгляд, чтобы стихотворение не было связано с учебным материалом урока, а прочитано просто так, как приятная неожиданность.
Практика показывает, что подобные сюрпризы ценят дети, а мотивировка того, почему эти стихи прозвучали на уроке, может быть самой разной.
Подготовленные рядом подобных текстов школьники будут более полно и доказательно, с большей ответственностью рассуждать на темы экологии, а процессе рассуждений будет складываться та единственно вкрная позиция гражданина, в которой чувство ответственности за сохранение природы будут главными.
Приведу ещё несколько текстов, которые можно включить в урок русского языка ( актуальная идея, гражданское чувство автора, доступная для воспитания и анализа форма, небольшой объём).
Взгляни на высохшие реки,
На вытоптанные цветы…
Какая убыль красоты!
( В. Ковда)
Деревья, трава, цветы и птицы
Не умеют сами защититься.
Если погибнут они,
На планете
Мы останемся одни!
( В. Берестов)
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю!
Берегите…
( М. Дудин)
Представления учащихся могут быть дополнены на уроках внеклассного чтения В. Распутина, В. Белова и других писателей, утверждающих, что безразличие и равнодушие к природе -это невежество.