kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Экологическое воспитание на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад посвящён экологическому воспитанию учащихся средних классов. Разнообразные стихотворные и прозаические тексты  о природе разнообразят уроки русского языка, помогут повторить правила.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Экологическое воспитание на уроках русского языка"»

КГУ «Чувашинская средняя общеобразовательная школа»

Ниязбекова Роза Калеевна учитель русского языка и литературы



Доклад

«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Одним из приёмов, который помогает ввести на урок русского языка материал об экологическом воспитании, является использование поэтических и прозаических текстов о природе.

Содержание работы определяется потенциальными возможностями текстов:

А) упражнений из учебников

Б) специально подобранных материалов с учётом задач экологического воспитания

В) специально составленных самим учителем материалов.

Организация работы должна быть такой, при которой взятый текст не был бы чужеродным уроку русского языка, а обогащал бы его своим содержанием и помогал с интересом выполнять различные учебные задачи. Стихи для детей разных авторов, как прошлых лет, так и современных поэтов позволяют привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком. К примеру, стихотворение Назара Гельдыева в переводе Юрия Кушака, конечно, вызовет доброе чувство у школьников.

Зайчонок

Эй, зайчонок, эй, зайчонок!

Ты пугливее девчонок!

Вылезай-ка их норы

Да беги со мной с горы.

Жить ты будешь во дворе,

Не в норе, а в конуре.

Разве можно вырасти

В темноте и сырости?

Угощу капусткой

Да морковкой хрусткой,

Яблок дам мочёных-

Выходи, зайчонок!

Стихотворение может быть выразительно прочитано, а затем записано с комментарием и разбором, падежных и личн изученных орфограмм. Оно насыщено орфограммами, изучаемыми в 5-6 классах ( правописание корней,

падежных и личных окончаний, суффиксов после шипящих и др.). На нём можно отработать и пунктуационные правила: различные знаки препинания

в предложениях с обращением, с однородными членами предложения.

В тексте встречаются разные грамматические формы: сравнительная степень

имени прилагательного, повелительное наклонение глагола.

А вот пример другого детского стихотворения , которое необязательно

Записывать, но можно прочитать в связи с подготовкой к сочинению, а значит, предстоящим разговором об отношении к природе, к её дарам и богатствам, к жизни на планете.

Мне грустно думать про сову.

Мне грустно думать про сову,

Я так неправильно живу-

Я не дружу с совою.

А каково ей там, в лесу,

В очках на стареньком носу,

На ветке ждать заката,

Покуда спят совята!...

Допустимо, на мой взгляд, чтобы стихотворение не было связано с учебным материалом урока, а прочитано просто так, как приятная неожиданность.

Практика показывает, что подобные сюрпризы ценят дети, а мотивировка того, почему эти стихи прозвучали на уроке, может быть самой разной.

Подготовленные рядом подобных текстов школьники будут более полно и доказательно, с большей ответственностью рассуждать на темы экологии, а процессе рассуждений будет складываться та единственно вкрная позиция гражданина, в которой чувство ответственности за сохранение природы будут главными.

Приведу ещё несколько текстов, которые можно включить в урок русского языка ( актуальная идея, гражданское чувство автора, доступная для воспитания и анализа форма, небольшой объём).

Взгляни на высохшие реки,

На вытоптанные цветы…

Какая убыль красоты!

( В. Ковда)

Деревья, трава, цветы и птицы

Не умеют сами защититься.

Если погибнут они,

На планете

Мы останемся одни!

( В. Берестов)

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю!

Берегите…

( М. Дудин)

Представления учащихся могут быть дополнены на уроках внеклассного чтения В. Распутина, В. Белова и других писателей, утверждающих, что безразличие и равнодушие к природе -это невежество.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Экологическое воспитание на уроках русского языка"

Автор: Ниязбекова Роза Калеевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "презентация к уроку "Покормите птиц зимой" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-k-uroku-pokormitie-ptits-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "241139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445185408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Воспитательная работа в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(44) "vospitatiel-naia-rabota-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218759"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433913703"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "ТОЛЕРАНТНОСТЬ "
    ["seo_title"] => string(13) "tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "103165"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402569901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства