kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка »

Деятельностный  подход  в обучении

Деятельностный подход в обучении

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность  В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность

В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность.

На первый план здесь

выходит деятельность,

а знания являются

условием выполнения

этого дела.

Задачей обучения является формирование способов

действий, обеспечивающих

результат учебной

деятельности

Технология деятельностного  метода обучения 1. Мотивирование к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Технология деятельностного метода обучения

1. Мотивирование к учебной деятельности

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление с проговариванием

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1. Мотивирование к учебной деятельности 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);    3)устанавливаются тематические рамки («могу»).   1)актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

1. Мотивирование к учебной деятельности

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3)устанавливаются тематические

рамки

(«могу»).

1)актуализируются требования к нему

со стороны учебной деятельности

(“надо”);

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;   2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;     3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;      4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию

(“надо” - “могу” - “хочу”)

и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ 2) соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи

3. Выявление места и причины затруднения.

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ

2) соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи

4. Построение проекта выхода из затруднения  На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:  01 ставят цель (устранение затруднения) 02 согласовывают тему урока 03 выбирают способ 04 строят план достижения цели 05 определяют средства(модели, алгоритмы)

4. Построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:

01

ставят цель (устранение затруднения)

02

согласовывают тему урока

03

выбирают способ

04

строят план достижения цели

05

определяют средства(модели, алгоритмы)

5. Реализация построенного проекта Реализовать построенный проект в соответствии с планом Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках Уточнить новый характер нового знания, данного для пробного действия Зафиксировать преодоление затруднения 1 2 3 4

5. Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом

Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках

Уточнить новый характер нового знания, данного для пробного действия

Зафиксировать преодоление затруднения

1

2

3

4

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся могут в форме коммуникации фронтально,  в группах,  в парах решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся могут

в форме коммуникации

  • фронтально,
  • в группах,
  • в парах

решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа следует: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;  - Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание уделять психологической комфортности).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа следует:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

- Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание уделять психологической комфортности).

8. Включение в систему знаний и повторение.  На данном этапе следует : -повторить учебный материал, необходимый для обеспечения содержательной непрерывности.  -выявить границы применимости нового знания;

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе следует :

-повторить учебный материал, необходимый для обеспечения содержательной непрерывности.

-выявить границы применимости нового знания;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Провести рефлексивный анализ учебной деятельности Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке 1 2 3 4 Оценить собственную деятельность на уроке Зафиксировать неразрешенные затруднения 5. Обсудить и записать домашнее задание

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

1

2

3

4

Оценить собственную деятельность на уроке

Зафиксировать неразрешенные затруднения

5. Обсудить и записать домашнее задание

Что такое «деятельностный подход» в преподавании литературы? Главная цель - это создание оптимальных условий для индивидуальной и коллективной деятельности с различным восприятием на уроках литературы.

Что такое «деятельностный подход» в преподавании литературы?

Главная цель - это создание оптимальных условий для индивидуальной и коллективной деятельности с различным восприятием на уроках литературы.

Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Процесс приобщения к проектной деятельности должен носить этапный характер и заключаться в создании условий для реализации метода проектов на уроках.

Процесс приобщения к проектной деятельности должен носить этапный характер и заключаться в создании условий для реализации метода проектов на уроках.

  • 1 этап – ознакомительный,
  • 2 этап – подготовительный,
  • 3 этап – деятельностный.
1 этап - ознакомительный.

1 этап - ознакомительный.

  • - ввести понятия «проектная деятельность», «учебный проект», «продукт»;
  • - объяснить цели и задачи внедрения метода проектов в учебную деятельность
  • - объяснить структуру проекта: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация – портфолио.
  • - познакомить с основными требованиями к проекту:
2 этап – подготовительный

2 этап – подготовительный

3 этап - деятельностный

3 этап - деятельностный

  • Продукты проектной деятельности: анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; постановка ; праздник; система школьного самоуправления; учебное пособие; экскурсия; справочник; коллекция; костюм; модель, прогноз, социальный проект и т.д.
Разработка критериев оценивания проектов. За основу можно взять следующие критерии: 1.Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность. Убедительность и убеждённость. 2. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, межпредметные связи. 3. Использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории. 4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 5.Деловые и волевые качества докладчика.

Разработка критериев оценивания проектов. За основу можно взять следующие критерии:

1.Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность. Убедительность и убеждённость.

2. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3. Использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5.Деловые и волевые качества докладчика.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка

Автор: Борисова Ирина Александровна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Реализация системно-деятельностного-подхода на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(94) "riealizatsiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "142020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418217285"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(93) "riealizatsiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-na-urokakh-russkogho-iazyka-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "187800"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426584565"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "163957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552664"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "8 класс, рабочие программы по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(62) "8-klass-rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "225906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439975451"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства