Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка
Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка
Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка »
Деятельностныйподходв обучении
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность.
На первый план здесь
выходит деятельность,
а знания являются
условием выполнения
этого дела.
Задачей обучения является формирование способов
действий, обеспечивающих
результат учебной
деятельности
Технология деятельностногометода обучения
1. Мотивирование к учебной деятельности
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3.Выявление места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление с проговариванием
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение в систему знаний и повторение
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
1. Мотивирование к учебной деятельности
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность(“хочу”);
3)устанавливаются тематические
рамки
(«могу»).
1)актуализируются требования к нему
со стороны учебной деятельности
(“надо”);
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию
(“надо” - “могу” - “хочу”)
и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ
2) соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи
4. Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:
01
ставят цель (устранение затруднения)
02
согласовывают тему урока
03
выбираютспособ
04
строят план достижения цели
05
определяют средства(модели, алгоритмы)
5. Реализация построенного проекта
Реализовать построенный проект в соответствии с планом
Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках
Уточнить новый характер нового знания, данного для пробного действия
Зафиксировать преодоление затруднения
1
2
3
4
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся могут
в форме коммуникации
фронтально,
в группах,
в парах
решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа следует:
-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
- Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание уделять психологической комфортности).
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе следует:
-повторить учебный материал, необходимый для обеспечения содержательной непрерывности.
-выявить границы применимости нового знания;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Провести рефлексивный анализ учебной деятельности
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке
1
2
3
4
Оценить собственную деятельность на уроке
Зафиксировать неразрешенные затруднения
5. Обсудить и записать домашнее задание
Что такое «деятельностный подход» в преподавании литературы?
Главная цель - это создание оптимальных условий для индивидуальной и коллективной деятельности с различным восприятием на уроках литературы.
Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
Процесс приобщения к проектной деятельности должен носить этапный характер и заключаться в создании условий для реализации метода проектов на уроках.
1 этап – ознакомительный,
2 этап – подготовительный,
3 этап – деятельностный.
1 этап - ознакомительный.
- ввести понятия «проектная деятельность», «учебный проект», «продукт»;
- объяснить цели и задачи внедрения метода проектов в учебную деятельность
- объяснить структуру проекта: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация – портфолио.
- познакомить с основными требованиями к проекту:
2 этап – подготовительный
3 этап - деятельностный
Продукты проектной деятельности: анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; постановка ; праздник; система школьного самоуправления; учебное пособие; экскурсия; справочник; коллекция; костюм; модель, прогноз, социальный проект и т.д.
Разработка критериев оценивания проектов. За основу можно взять следующие критерии:
1.Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность. Убедительность и убеждённость.
2. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.