kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

?         Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады,  ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.    

?Работая по программе «Начальная школа XXI века », жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходима мотивация. А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций.

?Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение.  У детей это вызывает эмоциональную реакцию удивления ли затруднения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе. »

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе МБОУ « ООШ пос.Прибрежный» Энгельсского муниципального района Саратовской области Учитель начальных классов первой категории Волчкова Светлана Анатольевна

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе

МБОУ « ООШ пос.Прибрежный» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Учитель начальных классов первой категории

Волчкова Светлана Анатольевна

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

  • Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе
  • -к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  • -от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
  • -от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • -от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Система-деятельность-подход

Система-деятельность-подход

  • Систе́ма  (от  др.-греч .  σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) —  множество   элементов , находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность,  единство .
  • Деятельность — мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели .
  • Подход – совокупность приемов и способов в воздействии на кого (что)-либо или изучении для получения определенного результата .
  Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.           Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.      
  •   Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
  •           Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.      
    Работая по программе «Начальная школа XXI века », жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Для того , чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность , необходима мотивация . А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций . Создать проблемную ситуацию , значит ввести противоречие , столкновение . У детей это вызывает эмоциональную реакцию удивления ли затруднения.
  •     Работая по программе «Начальная школа XXI века », жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Для того , чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность , необходима мотивация . А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций .
  • Создать проблемную ситуацию , значит ввести противоречие , столкновение . У детей это вызывает эмоциональную реакцию удивления ли затруднения.
Примеры приемов создания проблемных ситуаций на уроках русского языка Тема урока « Основа слова» Деятельность учителя : Обсудите в парах и ответьте, можно ли сказать, что во всех этих словах лес , дом , книга , сосна основа равна всему слову? ( Возникновение проблемной ситуации )  (Слова записываю на доске) Деятельность учеников : Обсуждают , ответ –нельзя . Деятельность учителя :  - Почему? Докажите. Фиксирую ответы учеников на доске. Деятельность учеников : В словах книга , сосна есть окончание –а , которое в основу не входит ; в словах лес , дом - нулевое окончание, которое также в основу не входит.

Примеры приемов создания проблемных ситуаций на уроках русского языка

Тема урока « Основа слова»

Деятельность учителя :

  • Обсудите в парах и ответьте, можно ли сказать, что во всех этих словах лес , дом , книга , сосна основа равна всему слову?
  • ( Возникновение проблемной ситуации )
  • (Слова записываю на доске)
  • Деятельность учеников :
  • Обсуждают , ответ –нельзя .
  • Деятельность учителя :

- Почему? Докажите.

Фиксирую ответы учеников на доске.

Деятельность учеников :

В словах книга , сосна есть окончание –а , которое в основу не входит ; в словах лес , дом - нулевое окончание, которое также в основу не входит.

Тема урока : Слова , называющие предметы . Учитель :  - Отгадайте загадку  Этот мальчик- коротышка  Фантазер и хвастунишка.  За многое он берется,  Но ничего ему толком не удается. Кто это? Ученики : - Незнайка .

Тема урока : Слова , называющие предметы .

  • Учитель :

- Отгадайте загадку

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

Кто это?

Ученики : - Незнайка .

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Учитель : Посмотрите на группу слов и помогите Незнайке определить, чем похожи данные слова?  портфель , школа , пенал , учится , ученик , умный , учитель , тетрадь . ( Возникновение проблемной ситуации ) Ученики : - похожи : все слова относятся к теме « Школа» . Учитель : Чем различаются ? ( Побуждение к осознанию противоречия )  Отвечают на вопросы : что ? кто? какой? что делает? ( Осознание противоречия ) Учитель : А можно ко всем словам подобрать или нарисовать предметную картинку ? ( Побуждение к формулированию проблемы ) Ученики : ( задумались ) . Не получается ко всем словам подобрать . Учитель : как вы думаете –почему ? ( Учебная проблема как вопрос ) Ученики : Если слово называет предмет, рисунок подобрать легко .

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Учитель : Посмотрите на группу слов и помогите Незнайке определить, чем похожи данные слова?

портфель , школа , пенал , учится , ученик , умный , учитель , тетрадь . ( Возникновение проблемной ситуации )

Ученики : - похожи : все слова относятся к теме « Школа» .

Учитель : Чем различаются ? ( Побуждение к осознанию противоречия )

Отвечают на вопросы : что ? кто? какой? что делает? ( Осознание противоречия )

Учитель : А можно ко всем словам подобрать или нарисовать предметную картинку ? ( Побуждение к формулированию проблемы )

Ученики : ( задумались ) . Не получается ко всем словам подобрать .

Учитель : как вы думаете –почему ?

( Учебная проблема как вопрос )

Ученики : Если слово называет предмет, рисунок подобрать легко .

Учитель : выпишите слова , которые отвечают на вопрос что ? Ученики : портфель, пенал, школа, тетрадь . Учитель : из высказываний выберите правильный ответ :
  • Учитель : выпишите слова , которые отвечают на вопрос что ?
  • Ученики : портфель, пенал, школа, тетрадь .
  • Учитель : из высказываний выберите правильный ответ :

1. Выписанные слова называют предметы

2. Выписанные слова называют признаки предметов

3. Выписанные слова называют то, что делает предмет

Ученики : Выписанные слова называют предмет Учитель : Молодцы . Так над чем же сегодня мы будем работать на уроке? Чему будем учиться? Ученики : Будем знакомиться со словами, которые называют предмет Учитель : - А как вы думаете, для чего нам это нужно? Ученики : Нужно понять, что мы ещё не знаем Учитель : сегодня мы будем исследовать, наблюдать, доказывать , проверять наши доводы.
  • Ученики : Выписанные слова называют предмет
  • Учитель : Молодцы . Так над чем же сегодня мы будем работать на уроке? Чему будем учиться?
  • Ученики : Будем знакомиться со словами, которые называют предмет
  • Учитель : - А как вы думаете, для чего нам это нужно?
  • Ученики : Нужно понять, что мы ещё не знаем
  • Учитель : сегодня мы будем исследовать, наблюдать, доказывать , проверять наши доводы.
Подводящий к теме диалог  Тема урока : Учимся различать приставки с буквой о и а.  Учитель : Сегодня у нас в классе открывается творческая лаборатория . Будут работать 2 группы , у каждой будет свое задание . На доске написаны приставки. - Сравните две группы приставок (на доске) 1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-. 2) за-, над-, на. -Что общего в написании приставок первой группы? Ученики : все приставки пишутся с буквой о Учитель : - Что общего в написании приставок второй группы? Ученики : все приставки пишутся с буквой а. Учитель : Сформулируйте тему урока . Ученики : правописание приставок с буквами о и а.

Подводящий к теме диалог

Тема урока : Учимся различать приставки с буквой о и а.

Учитель : Сегодня у нас в классе открывается творческая лаборатория . Будут работать 2 группы , у каждой будет свое задание . На доске написаны приставки.

- Сравните две группы приставок (на доске)

1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-.

2) за-, над-, на.

-Что общего в написании приставок первой группы?

Ученики : все приставки пишутся с буквой о

Учитель : - Что общего в написании приставок второй группы?

Ученики : все приставки пишутся с буквой а.

Учитель : Сформулируйте тему урока .

Ученики : правописание приставок с буквами о и а.

Учитель : Вы должны сформулировать правило о приставках: выберите букву, на которую заканчивается приставка о или а , разработайте алгоритм действия, какую букву в приставке нужно писать. 1 группа : Учимся писать приставки с буквой а  В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а. 2 группа : Учимся писать приставки с буквой о В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.

Учитель : Вы должны сформулировать правило о приставках: выберите букву, на которую заканчивается приставка о или а , разработайте алгоритм действия, какую букву в приставке нужно писать.

1 группа :

Учимся писать приставки с буквой а

В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а.

2 группа :

Учимся писать приставки с буквой о

В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.

В чем проблема ?

В чем проблема ?

  • Итак , мы выяснили , что к учебной проблеме можно идти через создание проблемной ситуации . Но эту ситуацию нужно придумать , обыграть , чтобы интересно было . А если не думается или начинаем совсем новый раздел ? Что остается : сообщить тему урока в готовом виде? Но это не интересно ученикам и опять –традиционный урок . Выход есть . Существуют специальные приемы , условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» .
«Яркое пятно» , «актуальность»

«Яркое пятно» , «актуальность»

  • В первом приеме используйте сказки , легенды , мифы , фрагменты художественных произведений литературы , случаи из истории науки , культуры , просто из повседневной нашей жизни , различные шутки , словом , все то , что может заинтересовать наших учеников , заинтриговать , побудить в действию , самостоятельно исследовать проблему .
  • Второй прием актуальность состоит в обнаружении смысла и значимости для самих детей предлагаемой темы , для каждого из них .
“ Плохой учитель преподносит истину,   хороший учит её находить”. А. Дистервег

Плохой учитель преподносит истину,

  хороший учит её находить”.

А. Дистервег

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе.

Автор: Волчкова Светлана Анатольевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства