Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Такие методы, как ≪Список покупок≫, ≪Дерево ожиданий≫, ≪Дерево желаний≫, ≪Лицензия на приобретение знаний≫, ≪Море волнуется≫, ≪Разноцветные листы≫ позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них. Метод ≪Фруктовый сад≫ - универсальный метод. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано ≪Яблоня≫, второе – ≪Лимонное дерево≫. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Метод ≪Крылья и зубы≫. Участникам объясняется, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание – что-то легкое, опасение – злое, коварное. Представить: ожидание – птички, опасение – крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы. Метод ≪Цветик - семицветик≫. Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне. Метод ≪Прогноз≫. Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями. Метод ≪Магический круг≫. Ведущий заранее формулирует задачиурока, ориентируясь на конкретные практические результаты урока. Каждая задача написана им заранее на листочке самоклеящейся бумаги определенного цвета. Представляя каждую задачу, ведущий комментирует ее, представляет как одно из ожиданий урока и располагает в левой части листа за рамками круга. Участникам предлагается за 3 мин. с учетом полученной информации выразить опасения, написать их на листочке того цвета, который соответствует определенному ожиданию. Разместить опасения необходимо справа за рамками круга. Лист с кругом с темой урока размещается посредине, а слева и справа от него - листочки разных цветов с ожиданиями и опасениями учащихся самостоятельно. Метод ≪Дерево у автобусной остановки≫. Заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока ≪автобус≫ едет до магазина, каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом – чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. Когда нужно будет ≪возвращаться домой из магазина≫ (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у ≪автобусной остановки≫: зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево ≪пожелтеет≫, значит, были допущены ошибки в проведении урока. |