Каждый слушатель, входя в аудиторию, берёт брошюру для наилучшего представления о работе в данном направлении.
СЛАЙД №1Мастер-класс «Использование фольклора в цикле занятий по духовно-нравственному воспитанию».
Ведущий: ПОЗДНЯКОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, МАДОУ №102 г. ТОМСКА, ВОСПИТАТЕЛЬ.
Ход мастер-класса
ВСТУПЛЕНИЕ
- Уважаемые гости, здравствуйте! Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе.
СЛАЙД № 2 (актуальность)
Актуальность обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, отсутствие государственной идеи. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания и приобщения детей к русской народной культуре и традициям.
ВОСПИТАНИЕ – это ничто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию я хочу представить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование фольклора в духовно-нравственном воспитании.
Виноградов, известный исследователь фольклора, заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Он оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивает речь, учит преодолевать страх, способствует эстетическому развитию дошкольников.
СЛАЙД №3 (цель)
Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Цель мастер-класса: я хочу представить вам форму организации работы с детьми, познакомить с авторскими наработками, и мы с вами немного освоим практические умения.
СЛАЙД №4 (ФОТО с занятий)
В своей работе я использую наглядно-образно-действенный метод обучения посредством создания системы условий, ориентированной на традиционные культурные ценности, личностно-ориентированный и творческий подход. Большая часть работы проводится вне организованных занятий, в ходе совместной деятельности педагога и детей, в режимных моментах.
СЛАЙ №5
Система работы строится на основе народного календаря. Год в детском саду начинается с сентября - значит и знакомство с традициями, обрядами и праздниками начинается с сентября. Я использую примерные сценарии занятий, т.е. в процессе работы мы вместе с детьми можем внести изменения или дополнения в ход занятия. Работа по духовно-нравственному воспитанию спланирована мной для старших и подготовительных групп. (примерные темы занятий и их последовательность, вы можете найти в раздатках).
СЛАЙД №6 (формы)
Формы совместной деятельности с детьми, которые я использую, вы видите на экране. Это и
- Чтение художественной литературы;
- Знакомство детей с традиционным русским костюмом;
- изготовление народных игрушек
- Одной из важнейших форм работы, на мой взгляд, является повседневное общение с детьми;
СЛАЙД №7 (фото)
- Для того, чтобы создать условия для духовно-нравственного воспитания, в группе создан центр народных традиций;
Результатом работы являются выставки рисунков и поделок по теме: «Пасхальные яйца», «Народные художественные промыслы»для родителей и детей других групп, музыкальные досуги и развлечения «Рождественские посиделки», «Масленица», фольклорный праздник на природе «В гостях у леса».
СЛАЙД №8 (целевые ориентиры)
Используя фольклор на занятиях по духовно-нравственному воспитанию, я заметила, что дети стали более инициативные и самостоятельные в игре, общении, обладают развитым воображением, проявляют любознательность, уверены в себе, стали более открыты внешнему миру.
СЛАЙД №9 (СЛАЙДЫ МАСЛЕНИЦА)
Для детей историческое прошлое своего народа – в какой-то степени сказка, игра. Одним из методов познания исторического наследия является метод погружения в атмосферу русской народной культуры, поэтому в своей работе я использую репродукции картин художников, народные календарные песни, танцы, русские народные игры, атрибуты быта, мультимедийные презентации. Дети погружаются в атмосферу традиционной русской культуры, что вызывает живой интерес к духовным традициям русского народа.
Слайд №10 (видео масленица)
Я предлагаю посмотреть часть занятия «Масленица», которое мы показывали с детьми на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию для педагогов города. А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОГРУЗИТЬСЯ В АТМОСФЕРУ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Я приглашаю вас поиграть в традиционную русскую народную игру «Дядюшка Трифон» и покататься на карусели.
СЛАЙД №11 (ФОТО)
Заключение
Данную работу я провожу в рамках проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Я абсолютно согласна с определением понятия «воспитание» Министерства образования и науки РФ, данным в "Программе развития воспитания в системе образования России»: «Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».
СЛАЙД №12 (заключение)
А результатом всей работы является:
- развитие творческих способностей ребёнка, мои дети уже получили диплом победителя в номинации «Истоки» на городском фестивале «Горенка», участвовали в других мероприятиях.
- социально-личностное развитие детей (дружелюбие, толерантность, внимательность, жизнерадостность, правдивость, совестливость, активность, коммуникабельность).
СЛАЙД №13
На этом у меня всё. Благодарю за сотрудничество! Творческим всем успехов!