1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство. | - Здравствуйте. Ребята, мне очень приятно вас всех видеть. Давайте возьмемся за руки. Мы с вами образовали круг, который обозначает единство, сплоченность. Давайте улыбнемся друг другу и забудем все плохое, грустное. Упражнение «Знакомство»». 1 1 Цель: приветствие участников друг друга, подчеркивание индивидуальности каждого ребенка. Инструкция: «Ребята, я предлагаю каждому представиться. Каждый из вас называет свое имя и самую лучшую черту своего характера». | Дети стоят в кругу, держась за руки. Дети в кругу по очереди называют свое имя и черту своего характера. При затруднении психолог помогает ребенку подобрать черту характера. | 2 мин | Регулятивные УУД: 1- формируем умение реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослым Личностные УУД: 1 - развиваем умение делать личностное самооценивание |
2. Разминка. | - Теперь, когда мы с вами познакомились и узнали немного друг друга, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Те, кто…». Упражнение «Те, кто…». 1 2 3 1 Цель: дальнейшее знакомство участников, нахождение сходств между учащимися, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Инструкция: «Ребята, слушайте меня внимательно и выполняйте действия, которые я вам буду озвучивать. - Присядьте те, кто любит плавать. - Похлопайте в ладоши те, кто любит рисовать. - Попрыгайте те, кто любит проводить время с друзьями. - Поднимите правую руку те, кто любит мастерить что-нибудь своими руками. - Поднимите левую руку те, кто любит придумывать разные истории, загадки, ребусы. - Высоко поднимите руки и скажите « я» те, кто является учеником 5 класса». - Хорошо, молодцы! Прошло совсем немного времени, а мы уже так много знаем дуг о друге! Я вижу, что вы интересные ребята, и вас многое объединяет. Думаю, это поможет нам в нашем занятии, и оно будет для вас познавательным и интересным. | Игра проходит в кругу. Дети выполняют действия, которые называет психолог. Дети рассаживаются за один общий стол. | 5 мин | Коммуникативные УУД: 1 – формируем умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; 2 - формируем умение слушать и понимать других 3 – формируем умение работать в группе. |
3. Основная часть. 3.1. Беседа по теме занятия. | Цель: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия. 2 3 Демонстрируется слайд № 1 (см. приложение 4). - Ребята, скажите, в предыдущей игре какое сходство объединило всех вас? - Да, самое главное ваше сходство в том, что все вы являетесь учениками одного класса. Несмотря на то, что все вы разные, вас в школе воспринимают не как Лешу, Таню и т.д., а как единое целое – «класс». - Ребята, вы знаете, что такое команда? 2 3 - Скажите, а ваш класс можно назвать командой? Почему? - Можно смело сказать, что вы команда пятиклассников вашей школы. А где еще можно встретить команды? - Какие цели преследует команда на корабле? - Как должны работать участники команды для того, чтоб достичь общей цели? - Может ли команда достичь своих целей, если члены её не могут договориться? - Давайте теперь подведем итог, какие правила необходимо соблюдать членам команды, чтобы работа была сплоченной и команда достигла намеченной цели: 1 2 следовать намеченной командной цели оказывать поддержку друг другу поддерживать доброжелательные и доверительные отношения уважать мнение другого человека работать увлеченно, творчески, с удовольствием рационально распределять между собой обязанности и ответственно их выполнять. - Ребята, а вы любите путешествовать? | Дети называют сходства из предыдущей игры. Необходимо подвести детей к тому, чтобы они ответили, что главное их сходство в том, что они являются учениками одного класса. Дети отвечают на вопросы психолога. При необходимости происходит корректировка ответов детей психологом. Подвести детей к тому, что есть команды на корабле. На доске демонстрируются предварительно размещенные правила группового взаимодействия (см. приложение 1). Ответы детей: «Да» и т.д. | 5 мин | Регулятивные УУД: 2 - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию 3 – формируем умение осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит Коммуникативные УУД: 1 - формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группах 2 - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме |
3.2. Практическая работа. | Упражнение «Готовимся в путь». 1 1 2 3 1 Цель: формирование навыков умения работать в команде, развитие навыков планирования деятельности. Оборудование: задания для групп (см. приложение 2), лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля в натуральную величину, схема построения корабля (см. приложение 5), клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов (см. приложение 6). Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам побывать в качестве команды корабля, которая собирается в морское путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, необходимо подготовить корабль и составить карту пути, по которой команда будет путешествовать. Чтобы подготовка затратила как можно меньше времени, вы, участники команды должны распределить обязанности между собой. Для этого необходимо разделиться на три групп. Это можно сделать двумя способами, либо по вашим любимым занятиям, вспомните, кто из вас любит рисовать, мастерить, сочинять, либо по цвету бейджов. Затем каждая группа выполняет свое индивидуальное задание, и мы вновь объединяемся. Каждая группа должна выполнять задание быстро, ловко, и не забывать о правилах сплоченной работы в команде». Весь необходимый материал выкладывается на столы перед началом занятия. На протяжении выполнения задания демонстрируется слайд № 2, включается музыкальное сопровождение (см. приложение 3). После выполнения каждой группы своего задания, все дети возвращаются к общему столу, завершают работу и проходит обсуждение групповой работы. Вопросы для обсуждения: 2 1 1 2 - Как группа организовала свою работу? - Какой была атмосфера во время работы? - Удалось ли вам придерживаться правил, о которых мы с вами говорили? -Ребята, вы молодцы. Ваша команда замечательно подготовилась к путешествию и пора нам отправляться в путь. Я предлагаю вам отправиться к острову … Упражнение «Остров». 3 Цель: тренировка навыков совместной деятельности. Оборудование: большой лист бумаги, символизирующий остров. Инструкция: «И вот перед нами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — вам решать. - Но вот начинается прилив, наш остров уменьшается в размерах, а вам необходимо удержаться на нем, при этом никто не должен пострадать После игры происходит обсуждение. 1 1 - Что помогло вам всем удержаться на острове? | Учащиеся делятся на группы и переходят к столам для выполнения практической работы. Ответы детей по желанию, либо высказывается каждый ребенок, либо представитель от группы. Дети выбирают остров на карте, нарисованной группой «Путешественники». Для визуализации мышления детей демонстрируется слайд № 3. Учащиеся стараются разместиться на «острове». Лист бумаги – «остров» складывается пополам, и учащиеся стараются вместиться на уменьшенном «острове». Ответы детей «Дружба», «Взаимовыручка», «Взаимопомощь» и т.д. | 20 мин 5 мин 3 мин | Познавательные УУД: 1 - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; Коммуникативные УУД: 1 - формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группах 2 - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме 3 - формируем умение слушать и понимать других Регулятивные УУД: 1 - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию 2 – формируем умение оценивать действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД: 1 - формируем умение определять успешность выполнения задания Коммуникативные УУД: 1 – формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 2 – формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 3 - формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе Регулятивные УУД: 1 - формируем умение осуществлять личностную рефлексию Личностные УУД: 1 - формируем умение определять успешность выполнения задания |
4. Рефлексия. Завершение занятия. | - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Вам удалось поработать командой, выполнить свою задачу и мы достигли своей цели, благодаря тому, что вы всегда помнили о правилах сплоченной работы, о правилах взаимодействия в команде. - Я хочу узнать, ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Предлагаю вам прочитать и продолжить предложение, написанное на карточке (см. приложение 7). 2 Сегодня от работы в команде мы получили … Занятие для нас оказалось полезным в том, что … Наша команда работала сплоченно, потому что… Упражнение: «Я желаю тебе……» 2 Цель: развитие умения выражать позитивные пожелания письменно, формирование позитивного отношения к своим одноклассникам. Оборудование: готовые бланки (см. приложение 8) или небольшие листочки бумаги (8x10), фломастеры. Инструкция: «В завершении нашего занятия, я предлагаю каждому из вас написать пожелание своим одноклассникам. И эти пожелания мы оставим в трюме вашего корабля, в качестве бортового журнала. Чтобы вы всегда помнили о том, что вы единый союз, единая команда - команда пятиклассников, и впереди вас ждет еще очень долгий школьный путь». - Занятие окончено. Всем спасибо! | Дети сидят на стульях в кругу. Дети в мини-группах обсуждают и высказывают свое мнение - заканчивают предложение. Дети пишут пожелания на листочках и складывают их в «трюм» сделанного ими корабля. Учащиеся берутся за руки, и выполняют ритуал прощания: все вместе говорят «Мы - команда». | 5 мин | 2 - развиваем умение выказывать своё отношение к происходящему; выражать свои эмоции. |