Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности
Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности
Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Теперь, для того чтобы быть в курсе последних событий, необязательно читать. Можно взять любую информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.
Цель работы - описание методов и приемов формирования читательской компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Далее школа должна стать главным, но вовсе не единственным источником ее формирования. Цель учителя - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, законов, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.
Литература - это предмет, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому на уроках важно использовать чтение по ролям, инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.
Какие же методы и приёмы служат повышению литературного образования? Большинство из них хорошо известны:
метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение);
эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту художественного произведения, постановка проблемы);
исследовательский метод (подготовка докладов и выступлений, составление плана к своему ответу или докладу, самостоятельный анализ произведения), репродуктивный метод (обзорная лекция учителя, задания по учебнику).
Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются менее распространенные формы организации учебных занятий:
Виртуальный музей. Проводится с использованием медиа - ресурсов. Тематику и основную часть наглядных материалов подбирает учитель. Учащимся необходимо найти информацию об архитектуре, музыке, живописи, истории выбранного периода времени. Оценивается умение аргументировать свой выбор, найти необходимую информацию, представить ее кратко и логично.
Уроки с использованием ролевых игр. Ученики получают возможность в рамках заданного исторического времени примерять на себя определенную роль (писателя, критика, путешественника, драматурга, режиссера и т.д. ).
Урок - путешествие. Основная задача – дать максимальную информацию о периоде, в котором было написано то или иное произведение, дать возможность мысленно перенестись в эпоху, познакомить с особенностями взглядов того писателя, чье произведение изучается.
Урок - издание газеты. Группам учащихся или отдельным ученикам дается задание найти материал по какой – либо теме (например, к юбилею писателя). Результатом работы должен стать выпуск газеты или научного альманаха. В процессе работы предполагается развивать как читательскую компетенцию, так и творческие навыки учащихся, навыки работы в группе.
Заочная экскурсия проводится как в урочное, так и во внеурочное время с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя и т.д. Проводится учителем, а в начале мероприятия дается установка в виде нескольких проблемных вопросов, обсуждение которых проходит после заочной экскурсии. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждении, опираясь на свой читательский опыт. Такой урок практикуется чаще всего в процессе изучения биографии писателя, когда перед учителем стоит цель не только познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия». Поэтому рассказ учителя обязательно должен быть дополнен созданием зрительного ряда с использованием альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов. Возможно и проведение заочной экскурсии, когда мы встречаемся с определённым устоявшимся понятием, например, «Петербург Достоевского» или «С Л.Н. Толстым в Ясную Поляну» и др.
Творческий зачет можно провести в виде суммы различных конкурсов, викторин, соревнований, инсценировок и т.д. (например, в конце четверти).
Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются следующие формы организации внеклассных занятий:
Конкурс проектов. Готовится в течение длительного периода, принимают участие в основном только те обучающиеся, которые имеют желание это делать, хотя учителем стимулируется и поощряется разработка проекта даже слабым учеником. Темы проектов предлагаются учителем в начале учебного года, далее во время внеурочных индивидуальных консультаций вместе с учеником обсуждается план работы над проектом, выбор необходимой литературы, возможные варианты презентации проекта.
Литературная гостиная. Для 5 класса, например, литературная гостиная возможна по теме «Времена года в лирике Ф. Тютчева». Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило, приглашаются учителя, родители и ученики других классов.
Инсценирование отрывков из произведений. Например, стихотворений о войне ко Дню Победы. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Просмотр спектаклей, фильмов по книгам.
Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций), в предметных декадах.
В своей практике часто использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
- экскурсии в музеи, посещение выставок,
- библиотечные часы, проводимые на базе МБУК Жигулевской ЦБС.
Большую роль в приобщении детей к книге играют такие библиотечные уроки. Работниками библиотеки проводятся многочисленные мероприятия: конкурсы, совместные утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции и т.д.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
Информационные источники
1. «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным Агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом
2. Л. Кременцов. Теория литературы. Чтение как творчество. – Флинта, 2003
3. http://kk.convdocs.org/docs/index-214334.html
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности
Шандрикова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБС(К)ОУ школы – интерната № 2
г.о. Жигулевск Самарской области
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Теперь, для того чтобы быть в курсе последних событий, необязательно читать. Можно взять любую информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.
Цель работы - описание методов и приемов формирования читательской компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Далее школа должна стать главным, но вовсе не единственным источником ее формирования. Цель учителя - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, законов, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.
Литература - это предмет, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому на уроках важно использовать чтение по ролям, инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.
Какие же методы и приёмы служат повышению литературного образования? Большинство из них хорошо известны:
метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение);
эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту художественного произведения, постановка проблемы);
исследовательский метод (подготовка докладов и выступлений, составление плана к своему ответу или докладу, самостоятельный анализ произведения), репродуктивный метод (обзорная лекция учителя, задания по учебнику).
Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются менее распространенные формы организации учебных занятий:
Виртуальный музей. Проводится с использованием медиа - ресурсов. Тематику и основную часть наглядных материалов подбирает учитель. Учащимся необходимо найти информацию об архитектуре, музыке, живописи, истории выбранного периода времени. Оценивается умение аргументировать свой выбор, найти необходимую информацию, представить ее кратко и логично.
Уроки с использованием ролевых игр. Ученики получают возможность в рамках заданного исторического времени примерять на себя определенную роль (писателя, критика, путешественника, драматурга, режиссера и т.д. ).
Урок - путешествие. Основная задача – дать максимальную информацию о периоде, в котором было написано то или иное произведение, дать возможность мысленно перенестись в эпоху, познакомить с особенностями взглядов того писателя, чье произведение изучается..
Урок - издание газеты. Группам учащихся или отдельным ученикам дается задание найти материал по какой – либо теме (например, к юбилею писателя). Результатом работы должен стать выпуск газеты или научного альманаха. В процессе работы предполагается развивать как читательскую компетенцию, так и творческие навыки учащихся, навыки работы в группе.
Заочная экскурсия проводится как в урочное, так и во внеурочное время с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя и т.д. Проводится учителем, а в начале мероприятия дается установка в виде нескольких проблемных вопросов, обсуждение которых проходит после заочной экскурсии. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждении, опираясь на свой читательский опыт. Такой урок практикуется чаще всего в процессе изучения биографии писателя, когда перед учителем стоит цель не только познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия». Поэтому рассказ учителя обязательно должен быть дополнен созданием зрительного ряда с использованием альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов. Возможно и проведение заочной экскурсии, когда мы встречаемся с определённым устоявшимся понятием, например, «Петербург Достоевского» или «С Л.Н. Толстым в Ясную Поляну» и др.
Творческий зачет можно провести в виде суммы различных конкурсов, викторин, соревнований, инсценировок и т.д. (например, в конце четверти).
Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются следующие формы организации внеклассных занятий:
Конкурс проектов. Готовится в течение длительного периода, принимают участие в основном только те обучающиеся, которые имеют желание это делать, хотя учителем стимулируется и поощряется разработка проекта даже слабым учеником. Темы проектов предлагаются учителем в начале учебного года, далее во время внеурочных индивидуальных консультаций вместе с учеником обсуждается план работы над проектом, выбор необходимой литературы, возможные варианты презентации проекта.
Литературная гостиная. Для 5 класса, например, литературная гостиная возможна по теме «Времена года в лирике Ф. Тютчева». Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило, приглашаются учителя, родители и ученики других классов.
Инсценирование отрывков из произведений. Например, стихотворений о войне ко Дню Победы. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Просмотр спектаклей, фильмов по книгам.
Участие в конкурсах(конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций), в предметных декадах.
В своей практике часто использую следующие формы работы с учреждениями культуры: - экскурсии в музеи, посещение выставок, - библиотечные часы, проводимые на базе МБУК Жигулевской ЦБС.
Большую роль в приобщении детей к книге играют такие библиотечные уроки. Работниками библиотеки проводятся многочисленные мероприятия: конкурсы, совместные утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции и т.д.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
Информационные источники
1. «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным Агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом 2. Л. Кременцов. Теория литературы. Чтение как творчество. – Флинта, 2003 3. http://kk.convdocs.org/docs/index-214334.html 4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)