Занятие для учащихся 9, 11 классов
«На пути выбора».
Приветствие.
I. Организационный момент.
Психолог:
«Когда тебе почти 15,
Все чаще мучает вопрос:
«Кем быть? Кем стать? Куда податься?
Каких профессий нынче спрос?»
Психолог: Здравствуйте! Меня зовут Марина Витальевна, я работаю педагогом-психологом в школе №3 п.г.т. Кукмор.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
и каждой профессии – слава и честь.
И вот сейчас мы с вами, ребята, вспомним, какие же есть профессии и заодно познакомимся. Назовите свое имя и любую профессию, которая начинается с той же буквы, что и ваше имя. Начнем с меня.
Марина – медработник и по часовой стрелке продолжим.
Ребята выполняют упражнение.
Психолог: Спасибо, молодцы! Посмотрите, как много профессий на свете.
Психолог: А теперь поработаем в обратном направлении. Я предлагаю вам упражнение «Незаконченное предложение». Начало предложения у всех будет одинаковым, а вот окончание вам необходимо придумать каждому своё. Итак, передаем знак вопроса соседу слева и продолжаем предложение «Когда я думаю о выборе профессии, то…».
Например, «Когда я думаю о выборе профессии, то представляю, кем буду в будущем».
Я сама предлагаю 3 ученикам ответить на данный вопрос.
Ребята выполняют упражнение.
I. Основная часть.
Психолог: Мы с вами познакомились, перечислили ряд профессий, узнали, что вы думаете о выборе профессии. И сейчас мы, ребята, попробуем сформулировать тему нашего занятия. Что обозначает слово профессия?
Правильно - профессия и еще раз профессия. Именно это слово, в переводе с латинского, звучит так: «Я объявляю своим делом». Согласитесь, что для большинства из вас выбор будущей профессии – это сложнейший вопрос. И не только для вас, но и для родителей, потому что в процесс выбора включаются все.
Психолог: Людей похожих в мире нет. Но давайте задумаемся, каким должен быть современный человек, чтобы его профессиональный путь был успешен?
ПАУЗА, знак вопроса на экране.
Психолог: Для того чтобы стать хорошим врачом или педагогом, необходимы определенные качества личности. Какие качества должен воспитывать в себе каждый из нас, чтобы стать профессионалом в любом деле? Ребята, поработаем в парах.
Психолог делит на пары. Выполняется структура Timed Pair Share.
Запишите на листах эти качества. Выделите самые главные 3, подчеркнув их. Подумайте 10 секунд. В течение 20 секунд расскажите своему партнёру, какие качества вы считаете для себя важными. Начинает партнёр, у которого волосы длиннее.
ПАУЗА, знак вопроса на экране.
Давайте познакомимся с качествами, которые вы считаете необходимыми.
Я сама предлагаю 3 ученикам ответить на данный вопрос. Ребята отвечают.
Психолог: Спасибо, ребята. Я предлагаю вашему вниманию экспресс – диагностику. Вам необходимо выбрать одну из предложенных 5 геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник или зигзаг. Время на обдумывание 5 сек.
Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты.
Треугольник - эта форма символизирует лидерство, способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Круг - это символ гармонии, самый доброжелательный из пяти форм. Эти люди искренне заинтересованы в хороших межличностных отношениях. Они чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, коллег по работе, семью.
Прямоугольник - символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.
Зигзаг символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура.
Психолог: Продолжаем нашу работу, и я предлагаю выбрать один из четырёх предложенных цветов: белый, жёлтый, зелёный или красный. Время на обдумывание 5 сек.
В каждом углу есть таблички БЕЛЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ.
Сейчас, ребята, вам необходимо занять угол с выбранным цветом.
Выполняется структура Corners. На экране высвечивается структура Corners.
Белый – лидер-организатор, мотивирован рабочим процессом. К нему идут за советами, а его мнение относительно производимых нововведений важно как для коллектива, так и для формального лидера.
Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.
Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники.
Желтый – лидер-вдохновитель, ориентирован на людей. Устанавливают с персоналом личностные отношения, стремясь к взаимопониманию, гармонии в отношениях. Обладают талантом убеждать, вдохновлять и поощрять коллег.
Рекомендуемые профессии: педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.
Не трудно догадаться, что среди них такие известные личности, как А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.
Красный – исполнитель; Они ценят в коллегах трудолюбие, дисциплинированность и исполнительность.
Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.
Среди знаменитых людей следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.
Зелёный – зритель. Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати. Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Среди великих умов этой категории: И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.
Сейчас, ребята, вам предоставляется возможность ответить на вопрос вашей группы, который находится на обратной стороне цветного листа.
Время на обдумывание 30 секунд.
- Самое интересное, что я узнал сегодня, это___.
- Какая информация, изученная сегодня связана с тем, что вы уже знали? __________________
- Какие трудности возникли при работе? ______
- Какие новые идеи, расширяющие и углубляющие ваше мышление, вы получили?__
ПАУЗА, знак вопроса на экране.
III. Рефлексия.
Психолог: Сегодня мы многое узнали и вспомнили о профессиях, постарались задуматься над тем, какой тип профессии вам подходит, какие склонности должны развивать в себе. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать реализацию ваших возможностей я желаю не ошибиться в будущем выборе.
IV. Завершение.
Вы все достойно проявили себя. Молодцы! За вашу плодотворную работу я презентую вам информационный буклеты по выбору профессии.
Давайте бурными аплодисментами, которые перейдут в овации, поблагодарим себя и всех присутствующих в этом классе. Я начинаю аплодировать, а вы по цепочке присоединяйтесь.
Ребята выполняют упражнение.
Я была рада встречи с вами. До свидания, до новых встреч!