«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.
Как показывает опыт работы, большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.
Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение таких детей должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.
Профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в должна осуществляется с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Основными направлениями профориентационной работы являются:
- профессиональное просвещение учащихся,
- организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий,
- развитие творческого потенциала детей.
Таким образом, профориентация в коррекционной школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда.
Система профориентационной работы в коррекционной школе 1.Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации.
Слайд№7
2.Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских школы), учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищ.
Слайд№8
3. Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом.
Слайд№9
4.Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития учащихся через экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся и успешной социальной адаптации.