kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект профориентационного занятия « Моделируем профессиональную траекторию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ Платошинская СОШ

Пермский муниципальный район

Педагог – психолог Левина Ю.Н.

Тема:  « Моделируем профессиональную траекторию»

 Цели и задачи занятия

Цели:

  •    воспитывать осознанное отношение выпускников к своему профессиональному будущему
  •  способствовать формированию готовности выпускников к профессиональному самоопределению

Задачи:

  • развитие навыков моделирования собственной жизненной позиции
  • формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению
  • решение задач - ситуаций
  • воспитание коммуникативной культуры

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

Ориентировочное время: 40-45 минут

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

На наших занятиях по курсу «В поисках своего призвания» вы уже много узнали о себе. Кто–то подтвердил свои предположения, знания, для кого–то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными.

Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен…

На наших занятиях мы пытались осветить различные стороны личности, это: самооценка, интересы, склонности, способности, профессиональные предпочтения.

Но все эти знания ни к чему, если их не использовать, не применять в жизни.

 Сегодня на занятии мы постараемся научиться применять полученные знания для построения личного профессионального плана.

2. Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова американского писателя Эрнеста Хемингуэя:

« Сегодня – только один из многих дней, которые ещё впереди. Но,  может быть все эти будущие дни зависят от того, что ты сделаешь сегодня».

Вопрос: Как вы понимаете слова писателя?

(Рассуждение детей 2 -4).

3. Проведение методики «Моя линия жизни»

- Сейчас мы попробуем, как на картине, представить свою жизнь, воссоздать индивидуальный жизненный путь.

- Нарисуйте на листе  бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения.

Рождение                                х

- Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам бы хотелось быть. Это – предпочитаемый возраст («золотой»).

- В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие – то периоды, этапы жизни.

- Готово? А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни» (При анализе данной методики можно обсудить с ребятами основные тенденции: насыщенность событиями прошлого и настоящего, ориентацию на возраст, события внутреннего и внешнего плана). Учащихся необходимо подвести к мысли, что большую часть этого времени они будут заниматься трудовой деятельностью. Следовательно, к выбору  будущей профессии следует подойти очень внимательно.

4. Как вы будете готовиться к трудовой деятельности (личное видение)?

Ответы детей.

5. Давайте посмотрим,  как это бывает в жизни. Решим несколько задач.

(Работа в парах)

  1. Внимательно прочитай ситуационную задачу:                                                      

«Два друга Андрей и Петя с детства увлекались автомобилями, поэтому с ними они всегда связывали мечты о своей будущей профессии. После окончания 9-го класса Андрей пошел в 10 класс, планируя после школы поступить в институт. Петя решил пойти в профессиональное училище, чтобы стать слесарем по ремонту автомобилей. Прошло время. Друзья по-прежнему увлекаются автомобилями, но теперь это стало их профессией. Андрей после окончания машиностроительного факультета по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство» политехнического института работает в одном из центров сервисного обслуживания инженером  эксплуатации автомобилей. Петя, окончив училище, отслужил в армии водителем-механиком в автоколонне. Затем после заочного обучения в политехническом институте  тоже стал работать в центре сервисного обслуживания инженером  по эксплуатации. Третий инженер их центра, Володя, пришел к той же профессии своим путем: после окончания 11 класса поступил         Высшее  военное автомобильное инженерное училище и закончил его по специальности  « автомобильная техника».

  1. Отметь на схемах этапы получения образования каждым из персонажей ситуационной задачи:

 

Андрей (уч – ся в 9 кл.) _________________________________________Работа 

Пётр (уч – ся в 9 кл.) ___________________________________________Работа 

Владимир (уч – ся в 9 кл.) _______________________________________Работа 

Разобрать решение на доске.

  1. Опишите плюсы и минусы каждого варианта получения профессии.

( Ответы детей устно 2 – 3)  

Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь. Напомним о них.

1. Позиция старших членов семьи.

2. Позиция сверстников — подруг, товарищей.

3. Позиция учителей, классного руководителя, школьного психолога

4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы.

 (даже если их нет)

 5. Способности, умения, достигнутый уровень развития.

6. Уровень притязаний.

7. Информированность

8. Склонности к тем или иным видам деятельности.

Мы увидели, что при планировании своего профессионального пути могут появиться некоторые факторы риска. Часто это отношение старших, плохая информированность…

Посмотрим ещё одну ситуационную задачу.

Задача-ситуация 2: «Лариса Т., ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы — литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Лариса — тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11-го класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит — год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт.».

Какие из факторов не были учтены, необходимо выяснить при решении следующей задачи.

Риски в данной ситуации (Лариса не учитывает мнение своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, недостаточно информирована о будущей  профессии и о сложности прохождения  конкурса в престижном институте.  С точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор обоснован).

6. Анализ стартового этапа.

 Вернёмся к нашей линии жизни. Чтобы успешно подойти от 9 класса к тому золотому времени, которое отмечено на луче, необходимо уже сейчас что–то предпринять. Давайте обсудим, что вам необходимо сделать. Наметим план.

 - что изучать более глубоко, на какой предмет обратить внимание?

- как ты это будешь делать? (курсы, исследовательские работы, репетиторство…)

 - изучить, какие учебные заведения есть в крае, каковы условия поступления?

 - какие существуют требования к  выбранной вами профессии? (здоровье, социальные, коммуникативные навыки…)

(ответы детей несколько вариантов)

7. Решение ситуационной задачи. Составление модели.

Чтобы легче самому составить план на будущее, решим ещё одну задачу.  

Необходимо составить модель профессионального определения «Как стать пластическим хирургом?»

Учащимся раздаются карточки с описанием пути получения профессии.  (Приложение 1)

(через несколько минут происходит обсуждение)

8. Подведение итогов.

Вернёмся к эпиграфу занятия, а именно к следующим словам: «…что ты сделаешь сегодня». Важно ли то, что мы делали сегодня? Работал ли сегодняшний урок на ваши будущие дни?

Благодарю вас за участие в работе. Хотелось бы закончить занятие словами великого писателя Льва Толстого:

"Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся".

Приложение 1

Карточки к заданию «Как стать пластическим хирургом»

 

Среднее (полное) общее образование 10 – 11 класс

Начальное профессиональное образование. Медицинское училище.

Обучение 2 года

Обучение 3 года

  • Получение профессии
  • Опыт медицинской работы
  • Дальнейший осознанный выбор профессии

Мед. академия 

(Волгоград)

Мед. академия 

(С – Петербург)

Саратовский ун.

(Мед. факультет)

Работа

Научная деятельность

ХИРУРГ

  • Общий
  • Травматолог
  • Пластический
  • Нейрохирург
  • Офтальмолог
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект профориентационного занятия « Моделируем профессиональную траекторию» »

МОУ Платошинская СОШ

Пермский муниципальный район

Педагог – психолог Левина Ю.Н.




Тема: « Моделируем профессиональную траекторию»


 Цели и задачи занятия


Цели:

  •    воспитывать осознанное отношение выпускников к своему профессиональному будущему

  •  способствовать формированию готовности выпускников к профессиональному самоопределению

Задачи:

  • развитие навыков моделирования собственной жизненной позиции

  • формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению

  • решение задач - ситуаций

  • воспитание коммуникативной культуры



Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.


Ориентировочное время: 40-45 минут


Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

На наших занятиях по курсу «В поисках своего призвания» вы уже много узнали о себе. Кто–то подтвердил свои предположения, знания, для кого–то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными.

Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен…

На наших занятиях мы пытались осветить различные стороны личности, это: самооценка, интересы, склонности, способности, профессиональные предпочтения.

Но все эти знания ни к чему, если их не использовать, не применять в жизни.

Сегодня на занятии мы постараемся научиться применять полученные знания для построения личного профессионального плана.

2. Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова американского писателя Эрнеста Хемингуэя:

« Сегодня – только один из многих дней, которые ещё впереди. Но, может быть все эти будущие дни зависят от того, что ты сделаешь сегодня».

Вопрос: Как вы понимаете слова писателя?

(Рассуждение детей 2 -4).


3. Проведение методики «Моя линия жизни»

- Сейчас мы попробуем, как на картине, представить свою жизнь, воссоздать индивидуальный жизненный путь.

- Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения.

Рождение х

- Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам бы хотелось быть. Это – предпочитаемый возраст («золотой»).

- В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие – то периоды, этапы жизни.

- Готово? А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни» (При анализе данной методики можно обсудить с ребятами основные тенденции: насыщенность событиями прошлого и настоящего, ориентацию на возраст, события внутреннего и внешнего плана). Учащихся необходимо подвести к мысли, что большую часть этого времени они будут заниматься трудовой деятельностью. Следовательно, к выбору будущей профессии следует подойти очень внимательно.


4. Как вы будете готовиться к трудовой деятельности (личное видение)?

Ответы детей.

5. Давайте посмотрим, как это бывает в жизни. Решим несколько задач.


(Работа в парах)

  1. Внимательно прочитай ситуационную задачу:

«Два друга Андрей и Петя с детства увлекались автомобилями, поэтому с ними они всегда связывали мечты о своей будущей профессии. После окончания 9-го класса Андрей пошел в 10 класс, планируя после школы поступить в институт. Петя решил пойти в профессиональное училище, чтобы стать слесарем по ремонту автомобилей. Прошло время. Друзья по-прежнему увлекаются автомобилями, но теперь это стало их профессией. Андрей после окончания машиностроительного факультета по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство» политехнического института работает в одном из центров сервисного обслуживания инженером эксплуатации автомобилей. Петя, окончив училище, отслужил в армии водителем-механиком в автоколонне. Затем после заочного обучения в политехническом институте тоже стал работать в центре сервисного обслуживания инженером по эксплуатации. Третий инженер их центра, Володя, пришел к той же профессии своим путем: после окончания 11 класса поступил Высшее военное автомобильное инженерное училище и закончил его по специальности « автомобильная техника».

  1. Отметь на схемах этапы получения образования каждым из персонажей ситуационной задачи:


Андрей (уч – ся в 9 кл.) _________________________________________Работа

Пётр (уч – ся в 9 кл.) ___________________________________________Работа

Владимир (уч – ся в 9 кл.) _______________________________________Работа


Разобрать решение на доске.

  1. Опишите плюсы и минусы каждого варианта получения профессии.

( Ответы детей устно 2 – 3)

Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь. Напомним о них.

1. Позиция старших членов семьи.

2. Позиция сверстников — подруг, товарищей.

3. Позиция учителей, классного руководителя, школьного психолога

4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы.

(даже если их нет)

5. Способности, умения, достигнутый уровень развития.

6. Уровень притязаний.

7. Информированность

8. Склонности к тем или иным видам деятельности.

Мы увидели, что при планировании своего профессионального пути могут появиться некоторые факторы риска. Часто это отношение старших, плохая информированность…

Посмотрим ещё одну ситуационную задачу.

Задача-ситуация 2: «Лариса Т., ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы — литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Лариса — тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11-го класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит — год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт...».

Какие из факторов не были учтены, необходимо выяснить при решении следующей задачи.

Риски в данной ситуации (Лариса не учитывает мнение своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, недостаточно информирована о будущей профессии и о сложности прохождения конкурса в престижном институте. С точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор обоснован).


6. Анализ стартового этапа.

Вернёмся к нашей линии жизни. Чтобы успешно подойти от 9 класса к тому золотому времени, которое отмечено на луче, необходимо уже сейчас что–то предпринять. Давайте обсудим, что вам необходимо сделать. Наметим план.

- что изучать более глубоко, на какой предмет обратить внимание?

- как ты это будешь делать? (курсы, исследовательские работы, репетиторство…)

- изучить, какие учебные заведения есть в крае, каковы условия поступления?

- какие существуют требования к выбранной вами профессии? (здоровье, социальные, коммуникативные навыки…)


(ответы детей несколько вариантов)


7. Решение ситуационной задачи. Составление модели.

Чтобы легче самому составить план на будущее, решим ещё одну задачу.

Необходимо составить модель профессионального определения «Как стать пластическим хирургом?»

Учащимся раздаются карточки с описанием пути получения профессии. (Приложение 1)

(через несколько минут происходит обсуждение)

8. Подведение итогов.

Вернёмся к эпиграфу занятия, а именно к следующим словам: «…что ты сделаешь сегодня». Важно ли то, что мы делали сегодня? Работал ли сегодняшний урок на ваши будущие дни?

Благодарю вас за участие в работе. Хотелось бы закончить занятие словами великого писателя Льва Толстого:

"Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся".

Приложение 1

Карточки к заданию «Как стать пластическим хирургом»


Среднее (полное) общее образование 10 – 11 класс






Начальное профессиональное образование. Медицинское училище.











Обучение 2 года



Обучение 3 года




  • Получение профессии

  • Опыт медицинской работы

  • Дальнейший осознанный выбор профессии














Мед. академия

(Волгоград)


Мед. академия

(С – Петербург)


Саратовский ун.

(Мед. факультет)














Работа





Научная деятельность





ХИРУРГ




  • Общий

  • Травматолог

  • Пластический

  • Нейрохирург

  • Офтальмолог
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект профориентационного занятия « Моделируем профессиональную траекторию»

Автор: Левина Юлия Николаевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства