Развивающее занятие направлено на развитие внимания у младшего школьника (3-4 класс).
Внимание, подкреплённое интересом к тому виду деятельности, на которое оно направлено, легко доступно младшему школьнику: он может долго заниматься интересной и увлекательной для него игрой, аппликацией, конструированием, другой деятельностью. Всё новое привлекает детей без усилий со стороны. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности, поскольку зачастую у них преобладает непроизвольное внимание, особенно в начале обучения в школе. Но чаще всего от уровня произвольности внимания зависит развитие других познавательных процессов. Поэтому очень важно именно в начальной школе проводить занятия на развитие уровня внимания. Используя словесные инструкции на занятиях, игровые элементы обучения, приёмы планирования деятельности и смену форм деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мой помощник - внимание »
Занятие 4 класс
«Мой помощник – внимание»
Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.
Оборудование
Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка; портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть незнакома детям).
Оформление класса:
а) на перемене подготовить доску:
- нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в центре (как мишень в тире);
- написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).
б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.
Музыкальное оформление
Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сориентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых упражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.
План
1. Вступление. Мотивация к занятию.
2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности».
3. Игровой блок:
а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;
б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;
в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;
г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;
д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».
4. Игровая пауза. «Кросс».
5. Конкурс «Профессия - детектив».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход занятия
I. Вступление. Мотивация к занятию
Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги
в левую руку и поднимите вверх.
Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?
II. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»
(Психолог показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Дети. Мишень.
- Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться?
Примерные ответы детей:
- Думаю о посторонних предметах.
- Рисую на уроках.
- Иногда настроение плохое мешает.
- Отвлекает шум на улице или в коридоре.
- Что-то постоянно хочется вертеть в руках.
-Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?
Примерные ответы детей:
- Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.
- Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.
- Не смотреть по сторонам.
- Не прислушиваться к шуму за окном.
- Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.
- Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.
- Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.
III. Игровой блок
Игровое упражнение «Мгновенная фотография»
Психолог - И первая игра называется «Мгновенная фотография».
За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.
Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.
Дети пишут в течение 1-2 минут.
Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.
Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!
Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.
Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим вниманием.
Игровое упражнение «Треугольники и круги»
(Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.
Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.
Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?
Психолог предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но небрежно; мало, но аккуратно).
Игровое упражнение «Цифры»
А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызываю представителей от каждого ряда.
Психолог выбирает от каждого ряда по 7 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры 1,2, другой - 2,3, третий - 3,4.
Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.
Ученики рисуют цифры.
Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по качеству - не по количеству.)
Игровое упражнение «Спрятанные имена»
- А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.
Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.
Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)
1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала...
2. ...пела песни на сцене.
3. ...купил тетради малышам.
4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...
В течение 7 минуты дети анализируют предложения.
- А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.
- Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)
- Кто пел песни на сцене? (Нина.)
- Кто купил тетради малышам? (Дима.)
- Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)
Игровое упражнение «Смотреть и видеть»
- И еще одно задание на внимательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 4 года учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.
Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.
Итак, вопросы:
- Какого цвета глаза у твоего соседа?
- Какого цвета волосы?
- Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?
- Есть ли у него сегодня на руках часы?
- В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки)?
- Есть ли карманы на одежде, сколько их?
- Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?
- Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, косички, бантики, локоны).
Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.
Психолог - На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.
Игровое упражнение «Ищи безостановочно» В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы, материала). По окончании времени перечислить как можно больше запомненных предметов.
Игровое упражнение рисуночное письмо «Нарисуй и запомни»
Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».
- Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».
Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы - поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опускаем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).
Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.
Психолог вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.
После игры психолог предлагает всем вновь занять свои места.
V. Подведение итогов (рефлексия)
- Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?
Примерные ответы детей:
- Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный.
- Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно.
- Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее внимание.
- Было очень легко и интересно выполнять упражнения на внимание, на уроках трудно сосредоточиться.
- У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание.
- Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.