kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мой помощник – внимание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие 4 класс

  • " Мой помощник – внимание"

Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование

Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка; портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть незнакома детям).

Оформление класса:

а) на перемене подготовить доску:

- нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в центре (как мишень в тире);

- написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).

б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.

Музыкальное оформление

Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сориентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых упражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.

        •  

1. Вступление. Мотивация к занятию.

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности».

3. Игровой блок:

а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;

б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;

в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;

г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;

д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».

4. Игровая пауза. «Кросс».

5. Конкурс «Профессия - детектив».

6. Подведение итогов (рефлексия).

      • занятия
        1. Вступление. Мотивация к занятию

 Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги

в левую руку и поднимите вверх.

Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?

        1. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»

 (Психолог показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Дети. Мишень.

- Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться?

Примерные ответы детей:

- Думаю о посторонних предметах.

- Рисую на уроках.

- Иногда настроение плохое мешает.

- Отвлекает шум на улице или в коридоре.

- Что-то постоянно хочется вертеть в руках.

-Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

Примерные ответы детей:

- Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.

- Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.

- Не смотреть по сторонам.

- Не прислушиваться к шуму за окном.

- Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.

- Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.

- Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

        1. Игровой блок

Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

Психолог -  И первая игра называется «Мгновенная фотография».

За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.

Дети пишут в течение 1-2 минут.

Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.

Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!

Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.

Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим вниманием.

Игровое упражнение «Треугольники и круги»

 (Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.

Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?

Психолог предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но небрежно; мало, но аккуратно).

Игровое упражнение «Цифры»

 А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызываю представителей от каждого ряда.

Психолог выбирает от каждого ряда по 7 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры 1,2, другой - 2,3, третий - 3,4.

Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.

Ученики рисуют цифры.

Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по качеству - не по количеству.)

Игровое упражнение «Спрятанные имена»

- А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.

Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.

Пример: «.принес кофе дяде». (Федя.)

1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала.

2..пела песни на сцене.

3..купил тетради малышам.

4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал.

В течение 7 минуты дети анализируют предложения.

- А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.

- Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)

- Кто пел песни на сцене? (Нина.)

- Кто купил тетради малышам? (Дима.)

- Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

Игровое упражнение «Смотреть и видеть»

- И еще одно задание на внимательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 4 года учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.

Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.

Итак, вопросы:

- Какого цвета глаза у твоего соседа?

- Какого цвета волосы?

-  Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?

- Есть ли у него сегодня на руках часы?

- В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки)?

- Есть ли карманы на одежде, сколько их?

- Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?

- Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, косички, бантики, локоны).

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

Психолог -  На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

       Игровое упражнение  «Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы, материала). По окончании времени перечислить как можно больше запомненных предметов.

         Игровое упражнение рисуночное письмо «Нарисуй и запомни»      

Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».

       Сердитая учительница, дикарь, умный ученик, красивые картинки, плакучая ива, космос, зеленая трава, телефон, шашка, кислая капуста, желтый апельсин, флаг, солнечная поляна, красный квадрат, сорока-воровка, красная морковь.

        1. Игровая пауза. «Кросс»

- Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».

Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы - поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опускаем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).

Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.

Психолог вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

После игры психолог предлагает всем вновь занять свои места.

        1.   Подведение итогов (рефлексия)

- Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?

Примерные ответы детей:

- Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный.

- Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно.

- Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее внимание.

- Было очень легко и интересно выполнять упражнения на внимание, на уроках трудно сосредоточиться.

- У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание.

- Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой помощник – внимание»

Занятие 4 класс

      1. «Мой помощник – внимание»

Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование

Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка; портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть незнакома детям).

Оформление класса:

а) на перемене подготовить доску:

- нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в центре (как мишень в тире);

- написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).

б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.

Музыкальное оформление

Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сориентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых упражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.

        1. План

1. Вступление. Мотивация к занятию.

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности».

3. Игровой блок:

а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;

б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;

в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;

г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;

д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».

4. Игровая пауза. «Кросс».

5. Конкурс «Профессия - детектив».

6. Подведение итогов (рефлексия).

      1. Ход занятия
        1. I. Вступление. Мотивация к занятию

Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги

в левую руку и поднимите вверх.

Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?

        1. II. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»

(Психолог показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Дети. Мишень.

- Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться?

Примерные ответы детей:

- Думаю о посторонних предметах.

- Рисую на уроках.

- Иногда настроение плохое мешает.

- Отвлекает шум на улице или в коридоре.

- Что-то постоянно хочется вертеть в руках.

-Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

Примерные ответы детей:

- Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.

- Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.

- Не смотреть по сторонам.

- Не прислушиваться к шуму за окном.

- Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.

- Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.

- Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

        1. III. Игровой блок

Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

Психолог - И первая игра называется «Мгновенная фотография».

За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.

Дети пишут в течение 1-2 минут.

Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.

Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!

Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.

Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим вниманием.

Игровое упражнение «Треугольники и круги»

(Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.

Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?

Психолог предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но небрежно; мало, но аккуратно).

Игровое упражнение «Цифры»

А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызываю представителей от каждого ряда.

Психолог выбирает от каждого ряда по 7 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры 1,2, другой - 2,3, третий - 3,4.

Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.

Ученики рисуют цифры.

Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по качеству - не по количеству.)

Игровое упражнение «Спрятанные имена»

- А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.

Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.

Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)

1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала...

2. ...пела песни на сцене.

3. ...купил тетради малышам.

4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...

В течение 7 минуты дети анализируют предложения.

- А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.

- Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)

- Кто пел песни на сцене? (Нина.)

- Кто купил тетради малышам? (Дима.)

- Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

Игровое упражнение «Смотреть и видеть»

- И еще одно задание на внимательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 4 года учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.

Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.

Итак, вопросы:

- Какого цвета глаза у твоего соседа?

- Какого цвета волосы?

- Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?

- Есть ли у него сегодня на руках часы?

- В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки)?

- Есть ли карманы на одежде, сколько их?

- Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?

- Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, косички, бантики, локоны).

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

Психолог - На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

Игровое упражнение «Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы, материала). По окончании времени перечислить как можно больше запомненных предметов.

Игровое упражнение рисуночное письмо «Нарисуй и запомни»

Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».

Сердитая учительница, дикарь, умный ученик, красивые картинки, плакучая ива, космос, зеленая трава, телефон, шашка, кислая капуста, желтый апельсин, флаг, солнечная поляна, красный квадрат, сорока-воровка, красная морковь.



        1. IV. Игровая пауза. «Кросс»

- Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».

Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы - поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опускаем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).

Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.

Психолог вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

После игры психолог предлагает всем вновь занять свои места.

        1. V. Подведение итогов (рефлексия)

- Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?

Примерные ответы детей:

- Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный.

- Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно.

- Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее внимание.

- Было очень легко и интересно выполнять упражнения на внимание, на уроках трудно сосредоточиться.

- У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание.

- Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мой помощник – внимание

Автор: Лецюк Мария Ивановна

Дата: 20.01.2022

Номер свидетельства: 598381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Мой помощник - внимание "
    ["seo_title"] => string(25) "moi-pomoshchnik-vnimaniie"
    ["file_id"] => string(6) "206535"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430210588"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Психологический классный час "Мой помощник - внимание""
    ["seo_title"] => string(59) "psikhologhichieskii_klassnyi_chas_moi_pomoshchnik_vnimaniie"
    ["file_id"] => string(6) "428943"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505908197"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Внеклассное мероприятие "Посвящение в ученики""
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoiemieropriiatiieposviashchieniievuchieniki"
    ["file_id"] => string(6) "283705"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453876379"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Проектно-исследовательская работа учащегося 6 класса: "Компьютер - источник увлекательных игр или помощник в учебе: что выбираете вы?" "
    ["seo_title"] => string(154) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-uchashchieghosia-6-klassa-komp-iutier-istochnik-uvliekatiel-nykh-ighr-ili-pomoshchnik-v-uchiebie-chto-vybiraietie-vy"
    ["file_id"] => string(6) "115427"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411986578"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Моя любимая игрушка.Урок развития речи в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(58) "moia-liubimaia-ighrushka-urok-razvitiia-riechi-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "119726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413484301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства