Просмотр содержимого документа
«Психологический классный час "Мой помощник - внимание"»
Психологический классный час на тему «Мой помощник – внимание»
Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать своё внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.
Форма: групповая игра.
Оборудование: картина, портрет, 1 – 2 музыкальных фрагмента.
Ход классного часа
Вступление. Мотивация к занятию.
- Сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист в левую руку и поднимите вверх.
(Часть детей выполнили задание, часть осталась сидеть в недоумении.)
- Ну, вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и всё понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроке. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?
Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»
(На доске нарисованы концентрические окружности)
- Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?
- Да, мишень. Её изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить своё внимание на чём-то. Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим, не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться? (Ответы детей)
- Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках? (Ответы детей)
- Да, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.
Игровой блок.
1) Игровое упражнение «Мгновенная фотография»
-За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять огромный объём информации.
Посмотрите на картинку в течение 3-5секунд. А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память. (Дети пишут в течение 1-2минут)
- Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!
- Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.
- Тем, у кого меньше 5, нужно работать над своим вниманием.
2) Игровое упражнение «Треугольники и круги»
- А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно. (Можно вызвать 2-3 ученика)
- Попробуйте нарисовать на доске правой рукой 5 треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. На это даётся 1 минута.
(Остальные выполняют это задание на своих листочках)
- Старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?
(Оценивают рисунки товарищей)
3) Игровое упражнение «Цифры»
- А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры.
(От каждого ряда выбираю по 1 ученику и предлагаю им разные задания: один пишет цифру 1,2, другой – 2,3, третий – 3,4.) - Остальные попробуйте сделать это на бумаге. На это отводится 1минута. (Результат оценивается по качеству, а не по количеству)
4) Игровое упражнение «Спрятанные имена»
- А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.
Пример: «….. принёс кофе дяде». (Федя)
«В густой листве раздаётся свист соловья», - сказала…
…пела песни на сцене.
…купил тетради малышам.
«Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал…
(В течение 1 минуты дети анализируют предложения)
- А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.
- Кто сказал про свист соловья в листве? (Вера)
- Кто пел песни на сцене? (Нина)
-Кто купил тетради малышам? (Дима)
- Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша)
5)Игровое упражнение « Смотреть и видеть»
- Ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим, кто из вас более внимательный? (Приглашаются 2 соседа по парте. Одному завязывают глаза. Он будет отвечать на вопросы. А его сосед стоит у доски, чтобы другие дети смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.)
- Итак, вопросы:
- Какого цвета глаза у твоего соседа?
- Какого цвета волосы?
- Есть ли на лице у него родинки?
- Есть ли у него сегодня серёжки (колечки, ремешок на брюках)?
- Есть ли часы на руках?
- Есть ли карманы на одежде?
- Какая причёска сегодня?
Игровая пауза «Кросс».
- Ребята нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».
Кросс – это бег по пересечённой местности. У нас препятствия будут такие: горы – поднимаем руки вверх (показывает); ямы – опускаем руки вниз (показывает); вода – плывём (показывает); лесная чаща – наклоняемся вперёд, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).
Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы будете преодолевать.
(Учитель быстро называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.)
Конкурс «Профессия – детектив»
- Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества. Какие же это профессии? (Ответы детей)
- Да. Милиционер, следователь, детектив должны обладать обострённым вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нём очень много. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? Начинаем конкурс «Профессия – детектив».
- Сейчас к доске выйдет (……). Вы посмотрите на неё внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесёт семь изменений в свою внешность. После этого она вернётся в класс, и вы вновь на неё посмотрите. Вы должны будете найти эти изменения в её внешности и записать всё, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.
(Дети записывают изменившиеся детали, читают, а девочка оценивает их ответы.)
-Ну вот, оказывается детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников).
VI. Подведение итогов (рефлексия).
- Как вы считаете, ребята, будет ли какая – нибудь польза от нашего классного часа? Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания? (Ответы детей)