Разработка занятия по психологии на тему: Процессы памяти
Цель: углубить знания о памяти.
Задачи: Раскрыть психологические особенности процессов памяти.
Развивать практические навыки исследования процессов памяти ребенка.
Воспитывать у студентов положительный интерес к знаниям психологии,
педагогической деятельности.
Основные понятия : запомининие,сохранение,забывание,узнавание,воспризведение,припоминание.
Тип занятия: комбинированное.
Методическое обеспечение: поурочный план, лекционный материал, практические задания, интерактивная доска, учебная доска.
Методы и приемы: методы проблемного изложения, инструктивно- практический приемы критического мышления.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ :
Организационный момент.
Приветствие студентов ! Положительный психологический настрой на учебный процесс!
Работа с журналом. Сообщение темы и цели занятия.
Проверка знаний студентов.
Работа в подгруппах:
1 подгруппа. Раскройте понятие память.Охарактеризуйте физиологические основы памяти. Выполните кластер.
2 подгруппа. Перечислите и охарактеризуйте виды памяти. Приведите примеры.
3 подгруппа. Охарактеризуйте особенности развития памяти у детей.Выполните кластер.
Изучение нового материала.
1.Запоминание.
2.Сохранеие и забывание.
3.Узнавание и воспризведение.
4.Припоминание.
Работа по закреплению основных понятий темы.
Практическая работа: 1.Исследование опосредованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.
2.Изучение непризвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов.
Рефлексия занятия.
Задание на дом.
1.Работа с конспектом, работа с понятиями.
2.Составьте кластер по теме « Память».
Характеристика процессов памяти.
Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них – запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей.
От успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности школьника. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Разумеется, далеко не все, что необходимо помнить человеку, запоминается им непроизвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определенные усилия, специальные приемы.
Учебная деятельность школьников – усвоение знаний, приобретение умений и навыков – опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.
Сохранение и забывание. Сохранение – это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти 2 процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение – это ничто иное, как борьба с забыванием.
Забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припоминать нужные и необходимые сведения.
Вы можете задать вопрос: а почему мы тогда говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припоминать или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга?
Вам, несомненно, знакомы такие факты, когда вы хотите и никак не можете вспомнить услышанную когда-то мелодию, фамилию человека, содержание прочитанного рассказа, материал учебного предмета. Не можете вспомнить – значит забыли? Но вот вы снова слышите эту мелодию или фамилию человека, читаете рассказ или раздел учебника, и у вас возникает своеобразное чувство знакомости, т.е. вы осознаете, что все это уже воспринимали раньше. Значит, это не совсем было забыто, иначе чувство знакомости не появилось бы.
Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов – стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).
Узнавание, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявляли уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 – новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания – 35 объектов.
Отсюда следует, что узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз ему все знакомо. Знакомо – значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда, закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздела, доказать теорему, решить задачу.
Когда ученик вспоминает хорошо знакомый материал, например выученное наизусть стихотворение, грамматическое или математическое правило, то он воспроизводит его легко, без всяких волевых усилий. В тех же случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, произвольно воспроизводить его уже трудно. Здесь прибегают к припоминанию.
Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Когда школьник припоминает тот или иной забытый им исторический факт, он легче воспроизводит его в связи с другими фактами и событиями. Успех припоминания зависит, таким образом, от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти. Важно также попытаться вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл книгу, мальчик старается вспомнить все, что происходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, мальчик активно воспроизводит те ассоциации, которые воссоздают последовательность событий и облегчают припоминание забытого.
Учитель должен помнить совет К.Д.Ушинского – не подсказывать нетерпеливо ученику старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания – то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем помниться хорошо.
Практическая часть занятия.
1.Исследование опосредованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.
Небоходимый материал.
Слова и словосочетания: мальчик – трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.
Ход выполнения задания.
Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой, начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение.
Обработка данных выполненного задания.
Результаты работы фиксируются в таблице:
Количество предъявленных слов и словосочетаний
Количество верно записанных испытуемым слов и словосочетаний
Объем памяти (в %)
2. Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов.
Необходимый материал.
Ряд слов: мрак, мелодия, модный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.
Ход выполнения задания.
Испытуемый делит чистый лист бумаги на 2 части по вертикали. Затем он прослушивает слова и записывает их следующим образом: слева пишет слова, которые, по его мнению, имеют эмоциональную окраску, справа – не имеющие эмоциональной окраски. Исписанный листок бумаги откладывается.
После этого на чистом листе, разделив его на 2 части, испытуемый воспроизводит слова, придерживаясь своего разделения на эмоциональные и неэмоциональные.
Обработка данных выполнения задания.
Подсчитывается записанное количество слов на первом и втором листах (эмоциональные и неэмоциональные слова подсчитываются отдельно). Затем составляется соотношение (для каждой группы слов отдельно) между количеством правильно воспроизведенных слов и общим количеством слов каждой группы. Обычно дробь для эмоциональных слов должна быть больше, чем для нейтральных.