2.Постановка учебной задачи | -Как вы думаете, почему страна называется «Буквария»? - А что ты должен знать и уметь, путешествуя в этой стране? - Хлопните в ладоши те ребята, кто уверен, что знает буквы и справится с заданиями. Во время путешествия мы проверим, как вы умеете работать со звуками и буквами. -Если вы правильно выполните задание, на нашем классном дереве появится листочек с буквой. - Задания будете выполнять в группе. Вспомним правила работы в группе. - А когда закончите работу, покажите значок групповой работы, взявшись за руки. | Аргументируют свою точку зрения. Формулируют цель урока. Хлопают в ладоши Формулируют правила работы в группе | Познавательные:общеучебные-самостоятельное формулирование познавательной цели Регулятивные: прогнозирование результата учебной деятельности, умение принимать и сохранять учебную задачу, контроль Коммуникативныелидерство и согласование действий с партнером |
3.Актуали-зация знаний
4.Постановка и решение проблемы. | - Если хотите узнать, кто же будет нашим проводником и помощником в этом путешествии, токивните головой вперед. Дифференцированная работа: -У каждой группы на парте лежит конверт с заданием. 1 группа: - прочитайте имя сказочного героя, используя первые буквы названий предметов. 2 группа: - найдите среди букв на карточке имя героя. 3 группа: - составьте из букв имя сказочного героя. - Как зовут сказочного героя? (появляется портрет Айболита). На нашем дереве появляется первый листочек с буквой. - Что эта за буква? (О) - Кто автор сказки, в которой живет Айболит? - Какая профессия была у Айболита? - Что делает врач? - Мы обращаемся к врачу, когда больны. А что нужно делать, чтобы не болеть или как можно реже звать на помощь доктора? - У Айболита есть аптечка, но эта аптечка совсем не проста. Откроем ее и заглянем туда. - Сейчас выйдут те ребята, у которых на груди осенний листочек. Определите закрытыми глазами на ощупь букву из аптечки Айболита (л, с, ц) - Какие вопросы, задания с буквами вы можете предложить одноклассникам в группе? -Какая проблема у вас возникла в группе? (не получается составить слово) - Что нужно, чтобы составить слова? - Какой делаем вывод? - Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными? - Какое слово можно составить из данных букв, заменив одну из них буквой, обозначающей гласный звук? (появляется на доске изображение леса). - Лес – это наш зеленый друг. Ведь нет на земле человека, чья жизнь, так или иначе, не была бы связана с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг. Что сделано из дерева? - А по какой тропинке ваша группа хотела бы отправиться в лес? Если вы выберите красную, то вам нужно будет выполнить легкое задание, синюю – сложное, зеленую – самое трудное, самое сложное. -Обсудите в группе и поднимите фишку нужного цвета. Дифференцированная работа: Красная тропинка: На карточке №1 зачеркните одинаковые буквы, а из оставшихся прочитайте слово. Синяя тропинка: В словах на зрительных метках (это карточки, прикрепленные по периметру классной комнаты) пропущена одна буква. Определите, что это за слова, и на какие группы можно их разделить? (иса, сов, куропата, песе, олеь) Группа, выбравшая зеленую тропинку работает с учителем. Зеленая тропинка: - Отгадайте загадку Айболита: Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, рога раскинув широко. - Давайте проверим вашу отгадку на экране (появляется слайд с изображением лося). - Составьте модель этого слова с помощью цветных фишек - Проверьте: совпадает ли ваша модель со схемой, которую выбрал ученик на интерактивной доске? - Докажите, что эта модель соответствует слову. - Почему букв в этом слове больше, чем звуков? - А теперь проверим тех, кто работал на синей тропинке. На какие группы можно разделить слова на зрительных метках? - Назовите птиц (сова, куропатка) | Кивают головой вперед Выполняют задание в группе Называют имя героя Устно отвечают на вопросы учителя Определяют на ощупь буквы из аптечки Предлагают задания:дать характеристику буквам;разделить на группы; составить слово Формулируют проблему Делают вывод: для составления слова нужны гласные Составляют слово лес Перечисляют предметы из дерева Выбирают тропинку нужного цвета для группы Сигнализируют цветными фишками Зачеркивают одинаковые буквы в ряду Вставляют пропущенные буквы, разделяют слова на группы Отгадывают загадку Проверяют свою отгадку Составляют звуковую модель слова лось из цветных фишек Один ученик в это время соединяет слово с моделью на интерактивной доске Проверяют правильность составления модели Анализируют слово по звуковой модели. Предлагают основания для классификации (птицы, звери). | Личностные: интерес к новому, неизвестному,мотивация учебной деятельности. Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные построение речевых высказываний Личностные: Установка на здоровый образ жизни Личностные: интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности Коммуникативные постановка вопросов, лидерство и согласование действий с партнером Познавательные: общеучебные- постановка и формулирование проблемы Познавательные: логические – синтез: составление целого (слова) из частей (букв) Личностные: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Познавательные: логические – классификация Познавательные: логические – анализ Регулятивные: Контроль, коррекция Познавательные: (знаково –символические) - моделирование Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные: умение правильно построить и аргументировать свое мнение Регулятивные: Контроль, коррекция |
6. Повторе-ние материала | - Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Очень хочется сохранить на память такую красоту! Как же сохранить красоту птиц, не убивая их, не держа их в неволи? - Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они не погибли зимой? - А какое слово получилось из оставшихся букв на карточке №1 на красной тропинке? (олень) - Замечательно! Молодцы! Вы справились с заданиями на тропинках, и на дереве появляется второй листочек с буквой. Что это за буква? (Ц). - Каким одним словом можно объединить все слова на «зрительных метках»? (животные) -Помогите этим животным выбрать свою тропинку. Определите ее по первому звуку в названии животного. Соедините на карточке №2 картинку с изображением животного и нужную тропинку. (Звучит мелодия «Голоса птиц»). -Проверьте, правильно ли Айболит выбрал тропинку для каждого из животных на доске. Если да, хлопните в ладоши, если нет, топните ногой. - Почему не согласны? - Молодцы! Нашли ошибку и на нашем дереве появляется еще одна буква. -Что это за буква? (е) Региональный компонент:- Как вы думаете, почему именно этих животных мы возьмем с собой? (появляется изображение тундры). - Да, верно, они живут в нашем северном лесу, тундре. О ней нам прочитает стихотворение ваш одноклассник: Ты не видел тундры? Приезжай. Если встретит холодом она, Если вьюга зарычит, страшна, Словно моря Карского волна,- Не пугайся, словно горностай, Не кидайся в снежные бугры Неумелым лыжником с горы… Ясным взором посмотри вокруг, Полной грудью свежести вздохни. Бодростью наполнится твой дух… - Без какого животного не может обойтись человек в тундре? Какое значение имеет олень для человека в тундре? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прослушав этот материал. Внимание на экран. Показ презентации об олене со звуковым сопровождением) | Устно отвечают на вопросы учителя Наблюдают за классным деревом Находят основание для объединения слов Соотносят слово с его моделью Выбирают нужную тропинку для животного Проверяют правильность выполнения задания. Находят и исправляют ошибку Высказывают свою точку зрения Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Л. Лапцуя «Приезжай!» под показ слайдов «Тундра»). Сообщают необходимую информацию из прослушанного текста | Коммуникативные построение речевых высказываний Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности Познавательные: логические – анализ, синтез Познавательные: (знаково –символические) - моделирование Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение Коммуникативные построение речевых высказываний Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанного текста научного жанра |
- Давайте проверим вашу догадку. Составьте слово – ответ из букв от самого высокого дерева до низкого. - Как связаны лес и воздух между собой? - Поэтому надо беречь лесные богатства! И для этого Айболит предлагает вам выбрать одно из заданий. Дифференцированная работа по выбору учащихся Составить правила поведения в лесу, используя опорные слова на доске: не рвать, костер, мусор, птичьи гнезда Для посетителей леса изобразить в красном круге, который находится у вас на столах, запрещающий знак: чего нельзя делать в лесу. (Звучит мелодия «Голоса птиц») - Давайте проверим, как вы выполнили задание. –Молодцы! Вы справились с заданием. Что за буква появляется на нашем классном дереве? (Н) - Итак, пора возвращаться из путешествия. Посмотрите на тропинку и запомните ее. - А сейчас проверим, как вы запомнили эту тропинку. Мы ее проиграем, как настоящие музыканты. Но музыканты играют по нотам и на музыкальных инструментах, а нашими инструментами будут руки и ноги. На каждую букву делаем хлопок руками, на каждую клетку топаем ногой. Готовы? Начали! - А теперь проверим, как вы запомнили буквенную тропинку? Какую закономерность вы увидели на этой тропинке? - Почему эти буквы объединены в такие группы? - Справились с заданием на тропинке! И на нашем дереве появился последний листочек с буквой. Что это за буква? | Составляют слово: воздух из букв Устно отвечают на вопрос Выбирают задание для своей группы Составляют правила поведения в лесу Изображают в красном круге запрещающий знак Рассказывают о правилах поведения в лесу Запоминают буквенную тропинку Проигрывают буквенную тропинку, как музыканты Высказывают свое мнение Называют букву и | Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные построение речевых высказываний Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные построение речевых высказываний Познавательные логические: установление закономерности Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение |
8.Рефлек-сия учебной деятельности. | - Посмотрите на наше классное дерево. Что вы заметили? - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и из наших листочках получилось слово. Прочитайте это слово. -Но подул сильный ветер, наши листочки разлетелись и оказались у каждого на столах. Оцените свою работу: если вы считаете, что работали в полную силу- поднимите зеленый листок, хорошо - желтый, если мог работать лучше – оранжевый. - Айболит прощается с вами и призывает вас: Любите родную природу: озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою навеки родная земля. | Делают вывод: из букв получилось слово. Читают слово: оцени Оценивают свою учебную деятельность | Коммуникативные построение речевых высказываний Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) |