kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока «Работа над крупной формой в классе фортепиано».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

«Работа над крупной формой в классе фортепиано».

Тип урока: комбинированный.

Цель: Совершенствование знаний и исполнительских умений на примере изучаемого произведения С. Майкапара «Вариаций на русскую тему».

Задачи:

 -  Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки, работа над выразительностью исполнения.

 -  Развивающие:  развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма».

 - Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.

Методы:

-  словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);

 - наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи         исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин, изображающих женские образы, сцены из сельской жизни для представления характера мелодии);

- практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).

Структура урока:

1. Вступительная часть

2. Основная часть:

- работа над произведением:  

тема,

1 вариация,

2 вариация,

3 вариация.

3. Заключительная часть:

- итог урока;                                                                                        

- домашнее задание.

Приемы и методы

1. Вступительная часть(цель и ход работы).

Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения, демонстрация фотокопий картин).

2. Основная часть (работа    над    произведением).

Словесный, ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над выразительностью деталей.

Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.

3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание).

Словесный, наглядный.

Учебно – методический комплекс:

1. Фортепиано,

2. Ноутбук,

3. Иллюстративный материал (фотокопии картин, видеозаписи,  нотный текст).

Ход урока:

1. Вступительная часть

Изучение произведений  крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального  материала, стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.

2. Основная часть.

Работа над произведением.

Прослушивание и просмотр видео и фотоматериала.

Исполнение произведения ученицей.

Тема. Сложна для исполнения. Нелегко добиться совершенного legato. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию, почувствовать образ и широту мелодии (слушаем оригинал русской песни «Катеринушка»). Добиваемся  целостности в исполнении мелодической линии.

1 вариация. Имеет полифоническое строение. Тема проходит в басу, рельефно  выделяясь на фоне верхнего голоса. При проучивании вариации - один голос поем, другой играем. Добиваемся выразительного исполнения.

2 вариация. Канон - мужественный, энергичный. Принцип проучивания тот же: один голос поем, другой - играем и наоборот. Добиваемся умения слышать   параллельные голоса.

 3 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, двойными репетициями, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами - отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. В конце вариации появляется тема в сокращении на фоне аккордов. Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп  в произведении. Добиваемся создания целостного образа.

       Исполняем произведение полностью с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.

3. Заключительная часть.

       Итог урока.

После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность русской музыки.

Таким образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.

При изучении произведения ученик осознает стилевые особенности русской музыки, проникает в понимание интонации, полифонии, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро -ритмические особенности.

        Домашнее задание:

отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.
  2. Теплов  Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр.  Труды в 2-х томах. М., 1985.
  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
  4. Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. - М., 2002.

Нотный материал: С. Майкапар «Вариации  на русскую тему».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Работа над крупной формой в классе фортепиано». »

План-конспект урока

«Работа над крупной формой в классе фортепиано».


Тип урока: комбинированный.

Цель: Совершенствование знаний и исполнительских умений на примере изучаемого произведения С. Майкапара «Вариаций на русскую тему».

Задачи:


- Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки, работа над выразительностью исполнения.

- Развивающие: развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма».

- Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.


Методы:

- словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения); - наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин, изображающих женские образы, сцены из сельской жизни для представления характера мелодии); - практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).


Структура урока:

  1. Вступительная часть:

- сообщение цели и хода работы на уроке.

  1. Основная часть:

- работа над произведением:

тема,

1 вариация,

2 вариация,

3 вариация.

  1. Заключительная часть:

- итог урока;

- домашнее задание.

Учебно – методический комплекс:

1. Фортепиано,

2. Ноутбук,

3. Иллюстративный материал (фотокопии картин, видеозаписи, нотный текст).

План урока:



Этап

Приемы и методы

1.

Вступительная часть:

цель и ход работы

Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения, демонстрация фотокопий картин).

2.

Основная часть:

Работа над произведением

Словесный, ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над выразительностью деталей.

Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.

3.

Заключительная часть:

итог урока;

домашнее задание.

Словесный, наглядный.

Ход урока:

  1. Вступительная часть.

Изучение произведений крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального материала, стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.



  1. Основная часть.

Работа над произведением.

Прослушивание и просмотр видео и фотоматериала.

Исполнение произведения ученицей.

Тема. Сложна для исполнения. Нелегко добиться совершенного legato. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию, почувствовать образ и широту мелодии (слушаем оригинал русской песни «Катеринушка»). Добиваемся целостности в исполнении мелодической линии.

1 вариация. Имеет полифоническое строение. Тема проходит в басу, рельефно выделяясь на фоне верхнего голоса. При проучивании вариации - один голос поем, другой играем. Добиваемся выразительного исполнения.

2 вариация. Канон - мужественный, энергичный. Принцип проучивания тот же: один голос поем, другой - играем и наоборот. Добиваемся умения слышать параллельные голоса.

3 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, двойными репетициями, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами - отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. В конце вариации появляется тема в сокращении на фоне аккордов. Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп в произведении. Добиваемся создания целостного образа.

Исполняем произведение полностью с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.



  1. Заключительная часть.

Итог урока.

После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность русской музыки.

Таким образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.

При изучении произведения ученик осознает стилевые особенности русской музыки, проникает в понимание интонации, полифонии, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро -ритмические особенности.

Домашнее задание:

отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.







Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.

  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр. Труды в 2-х томах. М., 1985.

  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.

  4. Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. - М., 2002.

Нотный материал: С. Майкапар «Вариации на русскую тему».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока «Работа над крупной формой в классе фортепиано».

Автор: Коровенкова Антонина Олеговна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 120007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства