Департамент образования Ярославской области ГУЯО Центр оценки и контроля качества образования
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
Выполнила:Костыгова Татьяна Александровна учитель математики МОУ Семеновская СОШ Первомайского МР Ярославской области
Научный руководитель: Епифанова Нина Михайловна к.п.н., доцент кафедры ТиМОМ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Введение
Проблема интеграции является актуальной для современной школы, а особенно она актуальна для сельской школы, какой и является Семеновская средняя школа.
Существуют разные подходы к решению данного вопроса. Ряд авторов
[14,21,58,63] предлагают использовать специально разработанные интегрированные курсы для старшего, среднего и младшего школьного возраста. В этом случае возникает проблема подготовки учителя, владеющего знаниями по данным курсам, и создание учебно-методических комплектов. Иной подход – объединение отдельных учебных тем на межпредметной основе, который исключает систему в интегрированном обучении. Это объединение является важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков, и направлена на углубление взаимосвязей между предметами.
Исследователи [14,21,58,63] отмечают, что проведение содержательных и целенаправленных интегрированных уроков
- вносит в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность;
- повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
-способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
-позволяет систематизировать знания;
-способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
-способствует развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, творческого, художественно-образного);
-формирует в большей степени обще-учебные умения и рациональные навыки учебного труда.
Кроме того, проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Поэтому тема моей работы: «Развитие познавательного интереса учащихся сельской школы через проведение интегрированных уроков математики».
В работе поставлены следующие задачи: выявить наиболее приемлемые формы проведения интегрированных уроков в условиях сельской школы; разработать цикл интегрированных уроков, способствующих развитию познавательного интереса учащихся Семеновской школы. Поэтому в 1 главе мною рассмотрены вопросы, связанные с проблемой развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Во 2-3 главах: 1)выявлена специфика проведения интегрированных уроков математики; 2)описан опыт проведения интегрированных уроков математики в Семеновской сельской школе; 3)описаны методические приемы, использование которых при проведении интегрированных уроков наиболее полно способствует развитию познавательного интереса учащихся. В Приложении приведены конспекты интегрированных уроков, проведенных с учащимися Семеновской средней школы.
Глава 1. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики
1.1. Значимость проблемы развития познавательного интереса учащихся
Среди многих проблем совершенствования учебного процесса проблема формирования познавательного интереса учащихся является одной из самых значимых.
Понятие «интерес» одни авторы [18] отождествляют его с «направленностью личности в целом, с её сосредоточенностью на определённом объекте»; представляют интерес описательно, как «совокупность проявлений активности ученика (его вопросы, отсутствие отвлечений, положительные эмоциональные проявления, высокий темп работы)».
Другие авторы [1, 30] понимают интерес не столь широко и сближают его с отдельными побуждениями. По их мнению «интерес – это актуальный мотив, его активное отношение или переживание, это эмоциональное выражение потребности».
Интерес является сложнейшим психическим образованием. Неслучайна поэтому столь разноречивая, и не вполне ясная трактовка интереса в современной психологии.
Философский словарь [64] определяет, например, интерес, как «самопроизвольное внимание, возбуждающее в мозгу состояние лёгкой и приятной умственной активности». В социологическом словаре [55] он представлен, скорее, как качество вещей, которое привлекает внимание человека и ориентирует его деятельность.
Толковый словарь русского языка [33] рассматривает интерес, как тенденцию заниматься вещами из удовольствия процессом занятий.
Большинство исследователей связывают интерес с
- активностью человека (его вниманием, мыслями, его деятельностью),
-эмоционально положительной окрашенностью (лёгкость, приятность, удовольствие) [1, 30, 33].
Интересы ребёнка формируются под влиянием множества условий:
- широкая социальная и близкая ребёнку среда;
- характер его деятельности;
- общение с людьми и их интересы;
- процессы воспитания и обучения;
- активность самой личности, преобразующей окружающую действительность, - всё это формирует интересы ученика.
«Интересы человека не представляют собою врождённые качества. Интересы – результат развития человека, они сопровождают его развитие и содействуют развитию» [58].
Интересы ребёнка очень многообразны, как многообразен окружающий его мир. По предметной их отнесённости говорят [1, 30] об интересах
- художественных,
-спортивных,
-технических,
- познавательных.
Сущность познавательного интереса школьника составляет «стремление его к самому процессу познавательной деятельности, желание углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно» [30].
«Стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося, когда учение из каждодневной принудительной обязанности становиться частью общего знакомства с окружающим миром» [1].
Абстрактный характер математики, её прочные внутренние логические связи и необходимость последовательного изучения её разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания этого предмета.
Отсутствие учёта возрастных особенностей школьников, стремление «строгости» изложения, неумение показать значение математики в жизни современного общества часто порождали у учащихся взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную и, даже, застывшую, неразвивающуюся науку, что не способствует развитию познавательного у учащихся.
Вопросам пробуждения и воспитания интереса к изучению математики придавали большое значение многие учёные педагоги.
Особенности первого русского учебника по арифметике Л.Ф. Магницкого, работы его ученика Н.Г. Курганова, книги знаменитого петербургского академика Леонарда Эйлера говорят о том, что уже в ХVII веке преподаванию математики придавалась практическая направленность. Авторы снабжали свои книги рассуждениями о пользе математики, прилагая много усилий для заинтересованности учащихся.
В первой половине ХIX века вопросу о воспитании интереса к изучению математики уделяли внимание: великий геометр Н.И. Лобачевский, творец русской методики арифметики П.С. Гурьев. Условия развития интереса понимались более глубоко. Выдвигалась идея воспитания интереса к новым знаниям вообще, ставился вопрос о наглядности и улучшении методов преподавания.
Отдельными педагогами XVIII-XIX вв. высказывались мысли о заинтересованности учащихся самим процессом овладения знаниями, решением задач и выполнением измерений.
В 60-е годы XIX века применительно к преподаванию математики, учение об интересе получило наиболее яркое выражение во взглядах выдающегося математика и педагога М.В. Остроградского и его учеников.
М.В. Остроградский [ 34 ] считал, что главным является вопрос заинтересованности учащихся, подвергал критике сухость в преподавании школьной математики, рекомендовал для оживления уроков приводить примеры из истории науки, знакомить учащихся с биографиями знаменитых учёных.
Большинство педагогов XIX и XX веков указывают на то, что интерес к изучению предмета зависит, главным образом от искусства и воодушевления самого учителя [61].
Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес учащихся к предмету, к процессу познания, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты и наоборот.
Различные исследователи [18, 1, 30] по-разному выделяли следующие основания, проявления и становления интереса к учению:
- по основанию активности, самостоятельности, стремлению к преодолению трудностей
- а) высокий уровень: высокая самопроизвольная активность, с увлечением протекающая самостоятельная работа, стремление к преодолению трудностей в сложных задачах;
- б) средний уровень: познавательная активность, требующая побуждения учителя, зависимость самостоятельной работы от ситуации, преодоление трудностей при помощи учителя;
- в) низкий уровень: познавательная инертность, минимальная самостоятельность, бездеятельность при затруднениях и т. д.
- по основанию обращённости к изучаемому объекту;
- по основанию тесности связи с эмоциональной стороной личности;
- - по основанию степени локализации на учебных предметах или видах деятельности;
- - по основанию обращённости ученика на предмет и процесс деятельности;
- по основанию обращённости ученика на отдельные стороны учебной деятельности.
Именно интерес является, по мнению многих исследователей, одним из главных показателей познавательного интереса.
…………………………………………………………………………………………………….
Продолжение см. в работе.