Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
1. Актуализация знаний |
Вопрос для всех участников дискуссии. | Cегодня у нас не обычный урок, а урок философского общения. Ребята, работать вы будете в группах, для каждой группы подготовлен материал. Но как мы поделимся на группы? Вспомним Гарри Поттера и его школу Хогварс. Было 4 факультета; Слизерин, Пуффендуй, Гриффиндор, когтевран . Распределяли следующим образом; в Грифиндорре учились самые смелые, отважные, благородные великодушные Пуффедуй – трудолюбивые, усердные, старатальные, прилежные, аккуратные Когтевран – самые умные, с хорошим чувством юмора, любящие учиться Слизерин – самые хитрые, любящие командывать, умеющие любой ценой добиваться своих целей. Играем в Волшебную шляпу (каждый пишет для себя и определяет других) По какому признаку мы поделились на группы ( по особенностям нашего отношения к окружающим) То есть , по особенностям нашего ???? | |
| К какому одному слову можно отнести все эти эпитеты? | |
Работа в группах (у каждой группы листы бумаги, маркеры). Защита своего выбора каждой группой. Работа в группах над выведением понятия характер. | С чем ассоциируются у вас это слово, изобразите схематично на листе или напишите, объясните свою точку зрения. Большинство ваших ассоциаций достаточно полно отражают представление о характере, возьмем одну из них как опору для нашей работы на уроке. Характер, что это такое? Как вы считаете? Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не при-метен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через месяц, через год - и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!» Как называют отличительные особенности характера? (черта) Какие черты характера вы знаете? | Камень - твердость, тесто - мягкость, дерево - может изменяться, кристалл – многогранный. Проверка: читает одна из групп. |
Физкультминутка | Мы определили, что такое характер, , отдохнем, Каждый из с выйдет к доске, представиться и назовет черту своего характера, которая начинается с буквы его имени: Гарик – гордый, и показать движениями свою черту, а мы повторяем | |
Работа в группах над чертами характера | Все черты характера перечислены верно, некоторые из них выписаны на отдельных листочках, вам предлагается поработать на магнитных досках и разделить черты характера на группы. (Упорство, упрямство, щедрость, расточительность, любопытство, любознательность, застенчивость, скромность, самостоятельность, самоуверенность). Проверка. Посмотрите на результаты работы других групп, сравните. По какому признаку вы разделили качества характера на группы? Положительные качества характера так же называют сильными сторонами личности, так как они помогают человеку жить среди других людей и занять достойное место в обществе. Кто разбил по другому признаку? (если есть три группы: выслушать мнения детей) | Черты характера На 2 группы: положительные отрицательные. На 3 группы: |
2. Постановка проблемы |
Постановка проблемы: | Вызывается ученик и учитель у доски У кого из этих людей сформированы определенные черты характера? Почему? Какие вопросы у вас возникли? Можно ли по внешнему виду сложно говорить о характере человека. Может быть характер формируется с течением времени? Значит ли это, что у всех 11 летних детей характер одинаковый? Какой же возникает вопрос? Выскажите мнения. | Что влияет на становление характера? Семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели. |
Игра “Аукцион” | Для более точного ответа на вопрос: “Что влияет на становление характера?”, - я предлагаю вам сыграть в “Аукцион”. Это товар: семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели, чтобы вы могли купить его, вы должны доказать, что допустим семья влияет на становление характера. Я выставляю на торг слово “Семья”, кто покупает? Докажите, что семья влияет на становление характера. Продано… | |
3. Самостоятельная работа по карточкам. |
Работа по группам с карточкой. | Это умение надо в себе развивать, для этого надо совершать определенные действия, они выписаны на доске, обсудите в группе, какие 5 вы считаете наиболее важными и закрасьте кружок рядом. Быть настойчивым Быть решительным Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не торопиться Не ждать быстрого результата Не торопиться Верить в успех Верить в то, что всему можно научиться Поддерживать друзей в трудную минуту Не унывать Не пасовать перед трудностями Не сдаваться Не стесняться просить помощи Не бросать начатое дело | Дети работают в группах Одна группа зачитывает свой вариант слов, |
4. Итог занятия |
| Кто для человека должен совершать все эти действия? К какому выводу вы пришли? А зачем человеку работать над своим характером? Все это влияет на ход жизни человека, поэтому, недаром говорят… “Посеешь характер - пожнешь судьбу”. Эта пословица определяет тему сегодняшнего занятия и является руководством к действию: “Построй свою судьбу сам!” | Каждый сам. |
5. Рефлексия |
| Выполните тест, определите какой у вас характер и подумайте, над чем нужно работать. | Каждому ребенку выдается тест. |
Слизерин – самые хитрые, любящие командывать, умеющие любой ценой добиваться своих целей.
Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки.
Литература: 1. С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова, О.И. Пояркова «Жизненные навыки» М, 2012 Генезис
2. Т. Гонохова «Трудно быть собой» Горно-Алтайск , 2005
3. Лучшие психологические игры «На уроке с Гарри Поттером» М, 2003