Конспект мероприятия по нравственному воспитанию "Что такое характер?"
Конспект мероприятия по нравственному воспитанию "Что такое характер?"
СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
Что такое характер?
Воспитатель: Цыкунова А.Д.
Цели:
- знакомство с понятием «характер»;
- анализ способов формирования характера;
- знакомство с профессиями плотника, слесаря-механика, швеи, повара;
- формирование положительных черт характера, волевого управления и нравственного начала личности.
Оборудование:
- доска;
- парты, стулья;
- бумага, карандаши или ручки;
- предметные картинки;
- бланки «Помогают-мешают» для индивидуальной работы;
- плакаты с пословицами «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», «Познай самого себя»;
- памятки «как формировать свой характер».
Ход занятия.
I ОрганизационныI Организационный момент.
1. Приветствие «Назови по имени + положительное качество»
(Группа стоит в кругу. По цепочке, обращаясь к соседу слева, с улыбкой, глядя в глаза, называется имя и положительное качество именно этого человека. Например: «Таня, ты замечательная. Спасибо.»)
2. Упражнение «Шкала настроения».
(Оценивается настроение в данное время по пятибалльной шкале: 0-очень плохо, 1-плохо, 2-так себе, 3-лучше, 4-хорошо, 5-отлично.)
3.Упражнение «Стряхни».
Снятие эмоционального напряжения, негативных эмоций.
(Инструкция: Все видели, как встряхивается мокрая собака. На минуточку представьте себя этой собакой. Встряхните головой, руками, всем телом. Почувствуйте себя легко и спокойно.)
II Основная часть.
1. Постановка цели занятия.
- Сегодня познакомимся с понятием «характер», подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера, продолжим знакомство с профессиями.
2. Новая тема.
-Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о себе самом. Девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (зачитывается запись на доске).
У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и ещё многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слова «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершать решительный поступок, а вежливый – нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.
Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.
Задание № 1 (работа в группе)
Выдели положительные и отрицательные черты характера.
Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость.
( обсуждение качеств, выделение положительных и отрицательных)
Беседа.
- Каких качеств больше представлено?
- Как вы думаете, почему?
Задание № 2 (индивидуальное)
Запиши в один столбик свои черты характера, которые помогают в жизни, а в другую – те, которые мешают.
Помогают Мешают
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
- Какой столбик оказался больше?
Работа с пословицей.
Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Предлагается для обсуждения памятка, которая дарится по окончании занятия.
Памятка
Как формировать свой характер.
Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что сформировавшись, становятся потребностью.
- Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?
- У тебя уже есть список черт характера, которые мешают тебе жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.
Упражнение «Одни в лесу»
- Представьте, что вы отправились в путешествие по Алтайскому краю, в самые дальние его уголки. Наш край большой. Есть в нем степи, и горы, и леса. Путешествовать вы будете на нашем школьном автобусе.
Итак, в путь. Дорога лежит через лес. Случилось так, что налетел сильный ветер, закружил листву, поднял пыль. Но автобус продолжает путь. Вдруг мотор заглох и автобус остановился. К этому времени ветер стих. Вы огляделись и увидели, что дороги нет, а со всех сторон окружает лес. Водитель осмотрел автобус и сообщил, что произошла сильная поломка двигателя. И что на ремонт понадобится не меньше двух недель.
• Что делать?
• Оказалось, что неподалеку находится старый заброшенный полуразвалившийся охотничий домик. А в автобусе – ящик с инструментами.
• Нужно: отремонтировать жильё, сварить еду, сшить навес для автобуса, помочь с ремонтом автобуса.
• Кто чем займется?
• Для этого надо выбрать подходящие вещи и инструменты и рассказать, что и чем вы будете делать (предлагаются предметные картинки с изображением инструментов: нитки, иголки, ножницы, кусок ткани, соль, крупа, масло, котелок, нож, хлеб, ложки, ведро с водой, отвертка, гаечные ключи, напильники, топор, молоток, гвозди).
Беседа
- Как вы думаете, люди каких профессий занимаются похожими работами? (повар, плотник, слесарь-механик, швея)
- Какими качествами они должны обладать?
- Что нужно делать, чтобы эти качества проявились?
III Заключительная часть.
Рефлексия
- Что понравилось на занятии?
- В чем вам помогло сегодняшнее занятие?
Упражнение «Пожелание»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- знакомство с профессиями плотника, слесаря-механика, швеи, повара;
- формирование положительных черт характера, волевого управления и нравственного начала личности.
Оборудование:
- доска;
- парты, стулья;
- бумага, карандаши или ручки;
- предметные картинки;
- бланки «Помогают-мешают» для индивидуальной работы;
- плакаты с пословицами «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», «Познай самого себя»;
- памятки «как формировать свой характер».
Ход занятия.
I Организационный момент.
1. Приветствие «Назови по имени + положительное качество»
(Группа стоит в кругу. По цепочке, обращаясь к соседу слева, с улыбкой, глядя в глаза, называется имя и положительное качество именно этого человека. Например: «Таня, ты замечательная. Спасибо.»)
2. Упражнение «Шкала настроения».
(Оценивается настроение в данное время по пятибалльной шкале: 0-очень плохо, 1-плохо, 2-так себе, 3-лучше, 4-хорошо, 5-отлично.)
(Инструкция: Все видели, как встряхивается мокрая собака. На минуточку представьте себя этой собакой. Встряхните головой, руками, всем телом. Почувствуйте себя легко и спокойно.)
II Основная часть.
Постановка цели занятия.
- Сегодня познакомимся с понятием «характер», подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера, продолжим знакомство с профессиями.
Новая тема.
-Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о себе самом. Девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (зачитывается запись на доске).
У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и ещё многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слова «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершать решительный поступок, а вежливый – нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.
Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.
Задание № 1 (работа в группе)
Выдели положительные и отрицательные черты характера.
Предлагается для обсуждения памятка, которая дарится по окончании занятия.
Памятка
Как формировать свой характер.
Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что сформировавшись, становятся потребностью.
- Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?
- У тебя уже есть список черт характера, которые мешают тебе жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.
Упражнение «Одни в лесу»
- Представьте, что вы отправились в путешествие по Алтайскому краю, в самые дальние его уголки. Наш край большой. Есть в нем степи, и горы, и леса. Путешествовать вы будете на нашем школьном автобусе.
Итак, в путь. Дорога лежит через лес. Случилось так, что налетел сильный ветер, закружил листву, поднял пыль. Но автобус продолжает путь. Вдруг мотор заглох и автобус остановился. К этому времени ветер стих. Вы огляделись и увидели, что дороги нет, а со всех сторон окружает лес. Водитель осмотрел автобус и сообщил, что произошла сильная поломка двигателя. И что на ремонт понадобится не меньше двух недель.
Что делать?
Оказалось, что неподалеку находится старый заброшенный полуразвалившийся охотничий домик. А в автобусе – ящик с инструментами.
Нужно: отремонтировать жильё, сварить еду, сшить навес для автобуса, помочь с ремонтом автобуса.
Кто чем займется?
Для этого надо выбрать подходящие вещи и инструменты и рассказать, что и чем вы будете делать (предлагаются предметные картинки с изображением инструментов: нитки, иголки, ножницы, кусок ткани, соль, крупа, масло, котелок, нож, хлеб, ложки, ведро с водой, отвертка, гаечные ключи, напильники, топор, молоток, гвозди).
Беседа
- Как вы думаете, люди каких профессий занимаются похожими работами? (повар, плотник, слесарь-механик, швея)
- Какими качествами они должны обладать?
- Что нужно делать, чтобы эти качества проявились?