kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Характер человека" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель:

расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Задачи:

  • Раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;
  • Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;
  • Воспитывать потребность в самосовершенствовании

Ход урока:

  1. Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие  учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

  1. Позитивный настрой  «Прогулка в лесу».

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте  идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В  лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию  жизни,  текущую в нём.  Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу.  Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как   удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её,  заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу.  Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

Просмотр видеосюжета об инвалидах( видеофрагмент  передачи «Минута славы».

  • как вы считаете, была ли минута славы у этих ребят?

Вокруг столько ярких, сильных  твёрдых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремлённых, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер?

  1. Введение в тему.  Чтение текста «Каникулы на море»

Выход на ценность праведное поведение

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«У каждого человека три характера:

           Тот, который ему приписывают,

           Тот, который он сам себе приписывает,

   И, наконец, тот, который есть в действительности».

 Виктор Гюго

Докажите  верность этого высказывания.

  1. Рассказывание истории (беседа).

На нашей планете около пяти миллиардов жителей. Посмотрите, как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый из нас личность.             

   Сегодня мы будем говорить, что такое характер и попытаемся ответить на вопрос: «Какой я? Что во мне хорошего?»

 

1.Характер (гр. «чеканка») - это устойчивые черты поведения, сформировавшиеся в ходе практической жизни, отражающие отношение к окружающим явлениям.

 

2.Характер – это совокупность устойчивых качеств личности,

 которые определяют типичный для данного человека

 способ поведения и способы отношений.

 

3.Характер – это неповторимое,индивидуальное сочетание психологических черт личности,выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении,его поступках.

 

 

 

   - Перед вами 3 определения термина «характер», в своей группе выберете то, которое считаете более подходящим.( Работа в группах)

  • Что объединяет все эти определения? ( Личность, черты, устойчивые, поведения.)

 

  • Давайте сформулируем своё определение.

 

Характер – это устойчивые черты поведения личности.

Поговорим о свойствах характера. Как вы понимаете «Что значит…?»

Цельность – единство слова и дела, воля, целеустремленность, верность долгу.

Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.

Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Тест «Мой портрет»

- На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

7.Характер человека и его черты проявляются в различных ситуациях. Как сказал великий философ Спиноза: «Человек познается в трех случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в ситуации успеха».

Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.

-Как назвать умение видеть себя со стороны?

-Именно благодаря самооценке вы сумели или не сумели составить свой собственный портрет.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

 Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

 

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста  показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают  «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и  оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины  и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

 

Групповое пение

Песенка «У друзей нет выходных»

  1. Домашнее задание.

Прочитать «Человек – творец себя»

  1. Заключительная минута тишины.

Я надеюсь, что сегодня вы более глубоко взглянули внутрь своего  характера, задумались о его чертах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Характер человека" 5 класс»

План урока «Самопознание»

Школа КГУ «Качарская средняя школа №1»

Тема: «характер человека»

Ценность Праведное поведение

Качества: справедливость, различение, дисциплина, долг, концентрация, правильное использование времени


Педагог Дзядзина А.Б. Класс 5


Цель:

расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера .

Задачи:

  • Раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

  • Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

  • Воспитывать потребность в самосовершенствовании

Ресурсы:(материалы, источники,

Слайд с цитатой , музыка для позитивного настроя и круга благодарения, тексты песни,

листы формата А8 на каждого ученика,

Ход урока:

  1. Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

  1. Позитивный настрой «Прогулка в лесу».

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

Просмотр видеосюжета об инвалидах( видеофрагмент передачи «Минута славы».

  • как вы считаете, была ли минута славы у этих ребят?

Вокруг столько ярких, сильных твёрдых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремлённых, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер?


  1. Введение в тему. Чтение текста «Каникулы на море»


Выход на ценность праведное поведение

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).


«У каждого человека три характера:

Тот, который ему приписывают,

Тот, который он сам себе приписывает,

И, наконец, тот, который есть в действительности».

Виктор Гюго

Докажите верность этого высказывания.



  1. Рассказывание истории (беседа).

На нашей планете около пяти миллиардов жителей. Посмотрите, как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый из нас личность.

Сегодня мы будем говорить, что такое характер и попытаемся ответить на вопрос: «Какой я? Что во мне хорошего?»


1.Характер (гр. «чеканка») - это устойчивые черты поведения, сформировавшиеся в ходе практической жизни, отражающие отношение к окружающим явлениям.


2.Характер – это совокупность устойчивых качеств личности,

которые определяют типичный для данного человека

способ поведения и способы отношений.


3.Характер – это неповторимое ,индивидуальное сочетание психологических черт личности ,выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении ,его поступках.



- Перед вами 3 определения термина «характер» , в своей группе выберете то, которое считаете более подходящим.( Работа в группах)

  • Что объединяет все эти определения? ( Личность, черты, устойчивые, поведения.)


  • Давайте сформулируем своё определение.


Характер – это устойчивые черты поведения личности.


Поговорим о свойствах характера. Как вы понимаете «Что значит…?»

Цельность – единство слова и дела, воля, целеустремленность, верность долгу.

Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.

Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.




  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Тест «Мой портрет»

- На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.



  1. Характер человека и его черты проявляются в различных ситуациях. Как сказал великий философ Спиноза: «Человек познается в трех случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в ситуации успеха».

Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.

-Как назвать умение видеть себя со стороны?

-Именно благодаря самооценке вы сумели или не сумели составить свой собственный портрет.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.

  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  3. Я боюсь выглядеть глупцом.

  4. Я беспокоюсь за свое будущее.

  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  6. Как жаль, что многие не понимают меня.

  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

  8. Люди ждут от меня очень многого.

  9. Чувствую себя скованным.

  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

  13. Я не чувствую себя в безопасности.

  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.


Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!


Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»


15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.




Групповое пение

Песенка «У друзей нет выходных»



  1. Домашнее задание.

Прочитать «Человек – творец себя»





  1. Заключительная минута тишины.


Я надеюсь, что сегодня вы более глубоко взглянули внутрь своего характера, задумались о его чертах..







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока по теме "Характер человека" 5 класс

Автор: Дзядзина Алла Борисовна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект урока литературы в 11 классе  по изучению биографии М. Цветаевой на тему: "Трагичность судьбыы, определённая трагичностью эпохи,- безвременьем" "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-izuchieniiu-bioghrafii-m-tsvietaievoi-na-tiemu-traghichnost-sud-byy-opriedielionnaia-traghichnost-iu-epokhi-biezvriemien-iem"
    ["file_id"] => string(6) "221318"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435183491"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортл?н сям.Асалан вежл?г") , 5 класс"
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kharaktier-chielovieka-roditiel-nyi-padiezh-mortlon-siam-asalan-viezhlogh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "288373"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454608953"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортл?н сям.Асалан вежл?г") , 5 класс"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kharaktier-chielovieka-roditiel-nyi-padiezh-mortlon-siam-asalan-viezhlogh-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "288374"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454608960"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Художник в театре кукол. План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского "
    ["seo_title"] => string(97) "khudozhnik-v-tieatrie-kukol-plan-konspiekt-uroka-izo-v-9-klassie-po-proghrammie-b-m-niemienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "131851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416238946"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока ИЗО для 2 класса по теме: "Выражение характера человека через украшение". "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-izo-dlia-2-klassa-po-tiemie-vyrazhieniie-kharaktiera-chielovieka-chieriez-ukrashieniie"
    ["file_id"] => string(6) "127781"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415374464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства