Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сердобска
Воспитатель: Кокорина И.В.
.
- способствовать осознанию своих особенностей и черт характера.
- развитие культуры общения.
- формирование иерархии ценностей.
№ | Этапы | Содержание | Источники ЦОР |
1. | Организационный. Цель: создать атмосферу добра, заинтересованности. | -Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем занятии. Любую встречу мы начинаем …? с приветствия. Для того, чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере, передавая мяч соседу слева, называете его имя, говорите приятные приветственные слова . Теперь улыбнитесь друг другу. Почувствовали, какое хорошее настроение у нас, и мы готовы работать? | |
2. | Актуализация знаний для изучения нового материала. Цель: мотивация детей на деятельность. Метод: репродуктивный, проблемный
| -А теперь сядьте поудобнее, положите голову на стол и послушайте сказку, представляя все то, о чем в ней идет речь. Сказка о «Деревьях-Характерах» В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто... Автор: Илона Джибладзе Вы внимательно прослушали сказку. А сейчас попробуйте ответить , пожалуйста, на вопросы. - О чем узнали.?Как вы думаете, растет ли в этом волшебном лесу ваше Дерево- характер? А какое оно у вас? Большое или маленькое, высокое или низкое. Какие ветки на этом дереве - толстые или тонкие.?Как они называются? Ведь каждая ветка- это определенная черта характера | Показ слайдов № 1 – 20 |
3. | Основная часть (изучение нового материала) Цель: познакомить детей с предметным содержанием понятия «характер», «черты характера». Методы: репродуктивные, практические, аналитические, проблемные. | Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Правильно, тема занятия «характер». - Нам с вами предстоит ответить на следующие вопросы: - Что такое характер? Черты характера. - Что влияет на формирование характера? - Как проявляются черты характера? - Мой характер – мои поступки. Давайте с вами немного порассуждаем. 1.Дискуссия. Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию «характер»? Как влияет характер человека на его отношения с окружающими? Как влияет характер на успехи в школе, жизни? Характер дается человеку при рождении или его формируют? Вы верно отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И характер - это некое отношение. А к кому или чему можно относиться? | Слайд № 21, 22, 23 |
| | 2. А теперь, попробуйте дать определение , что такое характер? Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение, (греч. – черта печать признак) К себе К другим К труду, деятельности (результатам труда) | Слайд №24 |
| Физкультминутка. Цель: коррекция осанки, снятие умственного и эмоционального напряжения. | Сейчас мы с вами немного отдохнём. Давайте вспомним нашу любимую физкультминутку.(дети стоя выполняют упражнения) Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Слайд № 25 |
| Цель: актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. | 3.- Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим? Давайте вспомним стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо? И что такое плохо?» . Задание заключается в том, что при чтении я буду останавливаться, а вы вслух должны вставлять нужное слово. Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: — Что такое (пауза) хорошо и что такое (пауза) плохо? У меня секретов нет, — слушайте, детишки,— папы этого ответ помещаю в книжке… — Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку. Этот вот кричит: — Не трожь тех, кто меньше ростом! — Этот мальчик так (пауза) хорош, загляденье просто! Если ты порвал подряд книжицу и мячик, то ребята говорят: (пауза) плоховатый мальчик. Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он (пауза) хороший мальчик. — От вороны карапуз убежал, заохав, Мальчик этот просто трус, Это очень (пауза) плохо, Этот хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей, Храбрый мальчик, (пауза) хорошо, в жизни пригодится. Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он (пауза) плохой, неряха. Этот чистит валенки, моет сам галоши. Он хотя и маленький, но вполне (пауза) хороший, Мальчик радостный пошёл, «Буду делать (пауза) хорошо и не буду (пауза) плохо». В.Маяковский | Презентация по стихотворению В.Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?» |
| Цель: расширение запаса слов, обозначения черт характера. | 4.- Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные). И нам предстоит выполнить следующее задание: из перечисленных слов в один столбик выписываем положительные черты, а в другой отрицательные черты характера. На столах заранее приготовлены листы бумаги и ручки. Упражнение «Черты характера» Давайте посмотрим «Черты характера» и прочитаем.( У каждого ученика листочек с перечисленными чертами характера) Добрый, злобный, смелый, трусливый, щедрый, жадный, общительный , замкнутый, заботливый, равнодушный, честный, лживый, скромный, хвастливый, отзывчивый, черствый, трудолюбивый, ленивый, простодушный, хитрый, покладистый, упрямый, дисциплинированный, шаловливый, доброжелательный, высокомерный, благородный, подлый, вежливый, грубый. - Какие черты характера вы расположили в первом столбике? (положительные) - А во втором столбике? (отрицательные). | Слайд № 26, 27, 28, 29 |
| Цель: развитие и обогащение словарного запаса. | 5.Зная отрицательные и положительные черты характера, попробуйте объяснить значение пословиц. - В русском языке очень много пословиц о характере человека, давайте их прочитаем и попытаемся объяснить их значение. ( каждая пословица написана на большом листе бумаги, дети по очереди объясняют их) Каков характер, таковы и поступки. Форма жидкости зависит от сосуда, а характер человека от его друзей. Цена скакуна измеряется бегом, сила слона познается в схватке, а характер человека определяется поведением. Горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно. - Молодцы! Выполнили это задание. | Слайд № 30 |
| Цель: формирование умения описывать черты характера, мотивирование на осознание собственных черт характера. | 6.Сейчас мы с вами порисуем. - А теперь следующее задание под названием «Ладошка» На альбомном листе мы с вами нарисуем ладошку, и на каждом пальчике напишем одну черту вашего характера. Всего получится 5 черт. Итак, начали. - А теперь собрали листы и угадаем чьи это ладошки. | |
4. | Контрольный (рефлексивно-оценочный) Цель: самоанализ эмоционального состояния обучающихся. закрепление мотивации детей на положительное настроение. | Словесная рефлексия ( по кругу). Каждый ребёнок высказывает свое мнение. -Что мы узнали на нашем занятии? -Характер включает в себя какие черты ? - Что нам надо стараться развивать в себе? Какие черты характера? | Слайд № 31 |