Научить определять и выражать эмоциональное состояние, используя мимику и движение тела.
Развивающие:
Развивать внимание, основы анализа и синтеза.
Расширять словарный запас.
Развивать речь.
Формировать умение работать в парах.
Воспитательные:
Воспитывать уважение друг к другу.
Воспитывать любовь к интеллектуальному труду.
Ход занятия
I этап: организационный.
Беседа: педагог приветствует детей. Для выполнения приветствия разучивается упражнение. Сегодня снами на уроке будет присутствовать мой друг щенок- Геша. Он вас научит новому приветствию.
Упражнение-приветствие:
- Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие. - Как дела? - разводят руки в стороны. -Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера. - Я скучал! - правая рука к сердцу, глаза в глаза. -Ты, пришел…- руки на плечи друг другу. -Хорошо! – объятия.
II этап: настройка.
Интеллектуальная разминка
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Пособия и материалы: мягкая игрушка
Действия детей и педагога: А чтобы проверить, какие вы внимательные, и открыть спрятанное тему сегодняшнего урока, мы с вами проведем разминку.
Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения.
Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий. Скажу я слово далекий, вы скажете мне…. Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
злой — добрый
радостный — печальный
испуганный - бесстрашный-
Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? У кого это получалось лучше?
III этап: Основная часть занятия
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Беседа-объяснение по теме
Педагог:
Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.
А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились?
Педагог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!
Педагог: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Педагог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Педагог: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
Педагог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!
Педагог: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Педагог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Педагог: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?
- выражение лица - мимика
- движения рук, поза тела – жесты
Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
Мультфильм (Ох, Ах)
Упражнение «Назови эмоцию»
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Действия детей и педагога-психолога: Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики (показать слайды). Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых вы уже знаете. Гномик спрятался за маску. Нужно угадать по позе и жестам, какое настроение у гномика.
Скажите мне, какой первый гномик? (Радостный) А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Дети объясняют и показывают мимикой). А какой второй гном? (Злой) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы? (Далее описываем эмоции страха, грусти, любопытства, удивления).
Задание для детей – угадать по выражению глаз, какая эмоция у клоуна. (покать слайды) При щелчке мышкой на лице клоуна появляются глаза. Ребенок должен определить, какое настроение у клоуна. При следующем щелчке появляется рот.
III этап: повторение изученного.
Беседа, направленная на повторение изученного. Педагог предлагает перечислить основные эмоциональные состояния.
Упражнение « Угадайка». Далее педагог предлагает детям в парах выполнить упражнение на выражение и угадывания эмоциональных состояний. Инструкция: повернитесь в парах друг к другу. Договоритесь о том, кто первый показывает эмоциональное состояние, кто – угадывает. Затем поменяйтесь ролями и выполните это упражнение еще раз. Если ваш напарник правильно угадал эмоциональное состояние, жестом «здорово» покажите ему это.
VIII. Итог.
Последействие. По цепочке дети делятся с Гешой своими впечатлениями о занятии. Рассказывают, какое у них настроение, какое упражнение понравилось больше всего.