kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды и роль эмоций в жизни человека. Общее представление об эмоциях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды и роль эмоций в жизни человека. Общее представление об эмоциях.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим  людям, к самому себе и т. д.).

Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos - сила), повышающие жизнедеятельность организма астенические - ослабляющие ее.

Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.

Наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции.

П.В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоцио­нальное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект).

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Роль эмоций:

  1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про­исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции
  2. Управляющая роль эмоций.  Управляющие эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую),компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
  3. Дезорганизующая роль эмоций.  Вызывают  пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). А так же роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Функции эмоций:

  1. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.
  2. Мобилизующая функция эмоций. Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, а так же радость. Контролирует выброс в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством).
  3. Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. То есть на основе заложенных эмоций ранее.
  4. Санкционирующей функции эмоций  определяет безошибочное решение для человека, а именно идти на контакт с объектом или нет.
  5. Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Имеет внешнее выражение (экспрессию). Часто сочетается с защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Проявление эмоций.

Проявление эмоций выражается в мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Радость (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Печаль  Возникает торможение моторики, сужение кровеносных сосудов, ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая.

Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена Экспрессивность.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.

Эмоциональную память - способность эмоций долгое время храниться в памяти. 

Эмоции и личность С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.

Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми, видами деятельности и в отвращении к другим.

Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.

Совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя мо­ральных обязательств перед другими людьми и неукоснитель­ным следованием им.

Юмор — это эмоциональ­ное проявление такого отношения к чему-либо или  к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения.

Ирония - это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя назвать недобрым или злым.

Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Расположение эмоций по выражению лица.

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении.

Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве.

Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики, начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

 

Список литературы:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
  2. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды и роль эмоций в жизни человека. Общее представление об эмоциях.»

Общее представление об эмоциях

Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат.  emoveo  - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии  эмоции   определяются как переж ивание человеком в данный мом ент своего отношения к чему -либо (к данной или будущей ситуации, к другим  людям, к самому себе и т. д.).

  • В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат.  emoveo  - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
  • В психологии  эмоции 

определяются как переж ивание человеком в данный мом ент своего отношения к чему -либо (к данной или будущей ситуации, к другим  людям, к самому себе и

т. д.).

  • Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобрет ают особую глубину, имеют м ножество оттенков и сочетаний.
Немецкий философ И. Кант делил эмоции на   стенические   (от греч.  stenos  - сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические
  • Немецкий философ И. Кант делил эмоции на

  стенические   (от греч.  stenos  - сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические  - ослабляющие её.

  • Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и не совсем приятные.
  • Наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание его.
  • Более сложными являются другие эмоции- это

положительные (радость, восторг)

и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции.

П. В. Симонов выделяет   смешанные эмоции , когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в  «комнате ужасов»). В   зависимости от личностных (вкусов , интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей  людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по  интенсивности и длительности,

  • П. В. Симонов выделяет   смешанные эмоции , когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в

«комнате ужасов»).

  • В   зависимости от личностных (вкусов , интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей  людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
  • Эмоции различаются по

интенсивности и длительности,

  • В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.
Настроение
  • Настроение   это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.
Собственно  эмоции
  • Собственно  эмоции   — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости,

горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект
  • Аффект  -  быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом.
  • Чаще всего аффект является следствием конфликта.
  • Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия ( внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект ).
  • При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.
  • Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве.
  • После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.
Роль эмоций Отражательно-оценочная роль эмоций.  Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции.  Управляющая роль эмоций.  Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования ( ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться ). Управляющие эмоции выполняют разнообразные положительные функции:   защитную, мобилизующую, компенсаторную,сигнальную, Подкрепляющую (стабилизирующую),  которые часто совмещаются друг с другом.   Дезорганизующая роль эмоций. Вызывают пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). А так же роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели.

Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. 

Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции.

Управляющая роль эмоций. 

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования ( ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться ).

Управляющие эмоции выполняют разнообразные положительные функции:

защитную, мобилизующую,

компенсаторную,сигнальную,

Подкрепляющую

(стабилизирующую),

которые часто совмещаются друг с другом.

Дезорганизующая роль эмоций.

Вызывают пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). А так же роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели.

Функции эмоций

Функции эмоций

  • Защитная функция эмоций  
  • Мобилизующая функция эмоций  
  • Компенсаторная функция эмоций  
  • Санкционирующая функция эмоций  
  • Сигнальная функция эмоций  
Проявление эмоций

Проявление эмоций

  • Проявление эмоций выражается в мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
  • Радость (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
Печаль   Возникает торможение моторики, сужение кровеносных сосудов, ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая.
  • Печаль   Возникает торможение моторики, сужение кровеносных сосудов, ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая.

  • Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).
  • У разных людей проявление эмоций различно.
  • Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена Экспрессивность.
  • Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.
  • Эмоциональная память – это способность эмоций долгое время храниться в памяти.
Эмоции и личность С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как  органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся,  элементарные удовольствия и неудовольствия,  преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.  Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами,  людьми, видами деятельности и в отвращении к другим .

Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы:

  • ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.
  • Он обозначил их соответственно как
  • органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность,
  • предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.
  • К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся,

элементарные удовольствия и неудовольствия,

преимущественно связанные с удовлетворением

органических потребностей.

  • Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.

Они проявляются в восхищении одними предметами,

людьми, видами деятельности и в отвращении к другим .

Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.  Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.

  • Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.

  • Совесть . Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованиям им.
  • Юмор —  это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или  к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения.

  • Ирония это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще можно назвать недобрым или злым.
  •   Сатира   представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в  сарказме,  который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
  • Трагизм   - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.
Расположение эмоций по выражению лица

Расположение эмоций по выражению лица

  • Любые человеческие отношения основаны на эмоциях. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении.
  • Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из первых систем, усваиваемых с детства.
  • Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики, начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезается во внешний облик лица.
Список литературы      Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

Список литературы

 

  •    Немов Р.С.

Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

  •    Психология.  Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Виды и роль эмоций в жизни человека. Общее представление об эмоциях.

Автор: Кобзева Анна Андреевна

Дата: 10.06.2020

Номер свидетельства: 553081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развивающее занятие социального педагога  «Учусь общаться»"
    ["seo_title"] => string(72) "razvivaiushchieie-zaniatiie-sotsial-nogho-piedaghogha-uchus-obshchat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "311422"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459191459"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Консультация "Развитие эмоций у детей 4-6 лет в совместной с педагогом деятельности" "
    ["seo_title"] => string(96) "konsul-tatsiia-razvitiie-emotsii-u-dietiei-4-6-liet-v-sovmiestnoi-s-piedaghoghom-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174318"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107253"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей"
    ["seo_title"] => string(76) "rol_tieatral_noi_dieiatiel_nosti_v_razvitii_kommunikativnykh_navykov_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "450898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516287215"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации."
    ["seo_title"] => string(66) "igrovaia_deiatelnost_rebenka_s_ovz_rol_vzroslykh_v_ee_organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "519750"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568542304"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "рабочая программа внеурочной деятельности по изо. искусству в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izo-iskusstvu-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "122070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414147633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства