Калейдоскоп эмоций ( 5 класс)
– Как вы думаете, физическое и психологическое здоровье связаны между собой? Как?
– Сегодня мы познакомимся с понятием «эмоциональная грамотность»
– Как вы думаете, Что это такое? (Умение понимать свои чувства и чувства другого человека)
Эмоциональная грамотность – одна из предпосылок психологического здоровья
– А зачем нам это нужно делать? (Непонимание чувств другого человека может привести к конфликту).
– А какие чувства может испытывать человек:
- Когда читает книгу (Интерес)
- Когда наблюдает за восходом солнца? (Восхищение)
- Когда задумывается о будущем? (Страх, грусть)
- Когда идет на экзамен? (Волнение)
– Да, эмоции нам нужны и мы должны правильно их различать, чтобы не наделать ошибок.
Разбор ситуации
«Оставшись как-то одна дома, Маша решила помыть посуду и нечаянно разбила любимую чашку. Очень ей стало стыдно, расстроилась Маша, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: «Ни стыда у тебя, Маша, ни совести! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься от меня, уходишь от ответа!» Расплакалась тут Маша. А мам еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще и плачешь, себя жалеешь?!»
– В чем ошиблась мама? А Маша? А почему они не поняли друг друга?
– Как нужно было поступить им обоим?
Упражнение «Мусорное ведро»
– Для чего я поставила эту корзину?
– Зачем нужно избавляться от мусора?
– А если представить себе жизнь без мусорного ведра, что произойдет?
– Так же и с чувствами. У каждого из нас могут накапливаться чувства, ставшие ненужными, бесполезными. А некоторые сами любят копить чувства. Например, обиды и страхи.
– Сейчас на листочках напишите любое из старых ненужных чувств и выбросите в корзину. А листочках напишем «Я боюсь…», « Я обижаюсь …». Сверните их в комочки и выбросите.
– Напоследок – упражнение «Скульптура»
Дети разбиваются на 2 команды. Один из них скульптура, другие – скульпторы. Дети лепят фигуры
– ребенка, который ничего не боится;
– ребенка, который всем доволен.
Вы разбиваетесь на две команды. Каждая команда получает задание : вылепить определенную скульптуру. Вы выбираете, кто будет скульптурой, а кто будет лепить, и приступаете к работе. Когда все будет готово, вы покажете, что получилось. Вторая команда должна будет угадать, что заказали первой и наоборот.
После упражнения – рефлексия.
Обратная связь
– Спасибо, ребята за занятие. Мы сегодня с вами хорошо потрудились, думаю, вы немного познакомились с «эмоциональной грамотностью» и сможете использовать ее в своей жизни.
Учитель: сегодня мы с вами познакомимся с эмоциями. Узнаем, что это такое. Я вас призываю быть активными, активность будет отмечена и в конце урока самый активный ученик получит приз.
Дети соглашаются.
Учитель: в жизни человека очень важно понимать чувства других, это поможет вам устанавливать добрые взаимоотношения с другими людьми. Чувства передаются через эмоции. Вот о них мы сегодня и поговорим. Какие же бывают эмоции?
II. Объяснение нового материала.
1. Беседа.
Слайд 1 (название эмоций).
Учитель: Кто знаком с этими эмоциями? С какими именно эмоциями вы знакомы?
Когда они возникают?
Учащиеся называют эмоции, которые видят на слайде.
Учитель: Отрицательные и положительные эмоции. Какие эмоции можно отнести к отрицательным? А какие – к положительным? Какие вам больше нравятся?
Учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о своих эмоциях, которые сами переживали.
Учитель: а как они связаны с цветом. Какими цветами окрашены отрицательные эмоции? А какой цвет у положительных эмоций? Вам какие больше нравятся по цвету?
Учащиеся называют цвета.
Учитель: А как протекают эмоции? Когда человек радуется – что происходит? А когда грустит?
Учащиеся обсуждают, приводят примеры из своей жизни.
Слайд 2 (калейдоскоп эмоций).
Учитель: Эмоции можно узнать по выражению лица, положению тела, с помощью жестов.
Учащиеся обсуждают каждую эмоцию, показанную на слайде.
2. Закрепление теоретического материала.
Игра «Угадай эмоцию».
Слайды 8 – 10.
Учитель: ребята, нужно угадать по выражению лица (мимике) и положению тела (пантомимике) название эмоции у людей, изображенных на слайдах.
Учащиеся угадывают.
IV. Закрепление изученного.
- Упражнение в подборе к эмоции соответствующей пиктограммы.
Учащимся раздаются пиктограммы и по 3-5-7 эмоций на карточках.
Учитель: ребята, вам нужно подобрать к эмоциям, которые вы получили соответствующую пиктограмму. Объясните, почему вы выбрали именно эту пиктограмму? А затем перед зеркалом показать эмоции с помощью мимики, позы, жестов.
Учащиеся подбирают пиктограммы и по очереди показывают те эмоции, которые им выданы на карточке.
Теоретический материал для выполнения данного упражнения:
Когда нас посещает грусть, что происходит? Голова опущена, ничто не интересует. Когда человек грустит, то часто плачет.
Радость - улыбки, смех, радостные восклицания. При радости лицо расцветает улыбкой, уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радостно бывает тогда, когда что-то получается, ей сопутствует успех. Вас часто посещает радость?
Страх возникает тогда, когда человека что-то тревожит, он чего-то боится (темноты, злых сказочных персонажей, животных).
Кто знаком со страхом? Вы боитесь чего-нибудь?
Когда нам стыдно, что происходит? Глаза смотрят в сторону, взор обращен вниз, лицо краснеет, иногда горят уши, если очень стыдно. Когда нам бывает стыдно? Когда мы говорим неправду.
Гнев – человек расстроен и разозлен чем-то. У разгневанного человека брови сведены вместе, глаза широко раскрыты, руки сжаты в кулак. Иногда сжаты губы и стиснуты зубы, а иногда человек громко кричит. Он может сильно размахивать руками или топать ногами.
Скука наступает тогда, когда человеку нечего делать, не может найти себе занятия.
Есть пословица: «От скуки на все руки», она говорит о том, чтобы разогнать скуку, человек берется за любое дело, и будет все уметь. Кому бывает скучно?
Интерес возникает к чему-то конкретному: к игре, к музыке, к человеку. Говорят: «мне с ним интересно» или «у нас с ней общие интересы». Это очень полезная эмоция, она помогает человеку развиваться.
Отвращение – крайне неприятное чувство, иногда возникает к какой-то пище, которую человек не любит и не может переносить запах. Также когда в семье живет больной человек, и от него могут быть неприятные запахи, возникает эмоция отвращения. Человек боится заразиться болезнью или испачкаться.
Восхищение наступает тогда, когда мы видим что-то красивое, что нам очень нравится: цветок, картину, пейзаж. Оно связано с поездками в незнакомые нам красивые места, с путешествиями.
Обида возникает на человека, который не разрешает делать то, что хочется, или не покупает то, что очень хочется (ребенок просит купить игрушку, не хочет идти домой с улицы).
Удивление бывает кратковременным, быстро наступает и быстро проходит. Причиной удивления может быть что-то внезапное и неожиданное.
Удивление сопровождается широко раскрытыми глазами и ртом.
Удовольствие возникает от приятных мыслей, переживаний, ощущений, получаемых во время забав и развлечений. Сопровождается смехом, закатыванием глаз, иногда держатся за живот (смех от удовольствия).
2. Обучение возможности регуляции своего эмоционального состояния.
Упражнение: «Стряхни».
Учитель: Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных эмоций.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие эмоции, тяжелые заботы и плохие мысли о себе и других – слетают с вас как с гуся вода.
Потом стряхните свои ноги. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.
Дети выполняют упражнение.
Обсуждение: как изменилось ваше самочувствие после выполнения задания?
Мини-лекция: «Как управлять своими эмоциями»
Учитель: Негативные эмоции мешают нам сосредоточиться и собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?
- Можно поговорить с людьми, которые вас поймут и посочувствуют, которым вы доверяете (психологу, классному руководителю, родственникам).
- Если находишься в этот момент один, можно поколотить подушку.
- Можно надуть воздушный шарик, поместить туда плохие эмоции и лопнуть его или отпустить в окно.
- Громко спеть свою любимую песню.
- Погулять на природе.
- Послушать спокойную музыку.
- Подышать уступами: 3-4 коротких выдоха подряд, затем 3-4 коротких вдоха и т.д.
- Воспользоваться электронными тренажерами, установленными на компьютере в кабинете психолога.
Учащиеся слушают, соглашаются.
V. Рефлексия.
Упражнение: «Рисуем настроение»
Учитель: ребята, вам надо нарисовать свое настроение, в котором вы сейчас пребываете. Дети получают заготовки пиктограмм – пустые овалы, рисуют соответствующую эмоцию. Звучит классическая музыка.
Учитель: теперь мы приклеим ваше настроение на один общий лист.
Учащиеся приклеивают на лист формата А–3, получается «Мир эмоций» класса.
VI. Домашнее задание.
Записать, какие эмоции вы будете проявлять при общении с окружающими вас людьми (эмоция – человек - ситуация).
VII. Подведение итогов занятия.
Учитель: сегодня мы с вами познакомились с разными эмоциями. Кто помнит, какие это были эмоции?
Учащиеся называют.
Учитель: научились их различать. Как они различаются? С помощью чего можно определить, какая эмоция присутствует у человека?
Учащиеся: с помощью мимики, позы, жестов, цвета.
Учитель: говорят: у него на лице все написано (по выражению лица). Когда плохое настроение, человек одевается в темные цвета, когда радостное – в светлые, яркие.
Научились справляться с плохими эмоциями и освобождаться от них.
Наше занятие хотелось бы закончить стихотворением:
Когда добро излучаешь,
Радостью, светом сияешь,
Вокруг пространство меняется,
И в жизни все получается.
Учитель: вы сегодня были все молодцы, проявили активность, кто-то больше, кто-то меньше, поэтому каждый получает в подарок вот такую пиктограмму (учитель дарит учащимся пиктограммы) с эмоцией «радость» и надписью «Тебе грустно? Улыбнись!» А самому активному дается еще одна пиктограмма («а ты можешь кому-то подарить эту пиктограмму, может быть, у него улучшится настроение»).
Большое спасибо за работу!