«Развитие эмоций у детей 4-6 лет в совместной с педагогом деятельности»
Встречаясь со многими людьми, мы, как в зеркале, отражаемся в них. Улыбка вызывает ответную улыбку, а злое, недовольное выражение лица встречается с раздраженной гримасой. От нашего настроения зависит не только наше здоровье, но здоровье и настроение других людей. Делясь со своими близкими радостью, вы тем самым помогаете их сердцам стучать ровно и весело. Отдавая окружающим часть своего плохого настроения, заставляете их сердца грустить. Приветливая улыбка часто помогает совершать самые настоящие чудеса: высушивать слезы у обиженного малыша, снимать сердечную боль у пожилого человека, гасить ссору между друзьями.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали, Л.С.Выгодский и Я.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Что такое «эмоция» - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг или внутри нас . Они являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Имеют большое значение в жизни детей: выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения), способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей, окрашивают поведение в целом, помогают приспособиться к ситуации, сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.п.) и все виды деятельности, являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического состояния.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Планируя свою работу, педагоги дошкольного возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития. Для того чтобы оценить и перестроить привычное в группе окружение под углом эмоционального развития ребенка, необходимо выделить условия, которые влияют на эмоциональную атмосферу ДОУ. К таким условиям относятся:
· отношения между участниками совместной жизнедеятельности ;
· режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;
· внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) ;
· организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты ;
· проведение психогимнастических упражнений с детьми.
Средний дошкольный возраст: на данном возрастном этапе необходимо дать первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе; учить различать эмоции по их схематическим изображениям; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию); развивать эмпатию (способность к сопереживанию). Для решения этих задач предлагаются следующие игровые приемы:
-игра «Кто в домике живет». Для игры подбираются коробки с отверстиями, в них кладутся предметы разной фактуры: гладкие, мягкие, жесткие, колючие. Дети ощупывают предметы и выражают свои впечатления (мимикой, движениями) от посещения того или иного домика;
-игра «Вкусно-невкусно» (« В мире запахов»)
-демонстрация изображения эмоции человека и пиктограммы. На таких занятиях учим детей определять настроение другого человека, формируем умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается. Оказалось, что многие дети не знают, как улучшить настроение другим, при этом что надо говорить, делать;
-упражнение «Зеркало»: по кругу передается зеркало, и дети изображают данную эмоцию;
-упражнение «Закончи предложение: мне радостно, когда…»
-упражнение «Нарисуй яблоко, которое…( грустит, радуется и т.д.);
-упражнение «Тренируем эмоции» (гимнастика для лица): удивись, как хитрая лиса; испугайся, как заяц, увидевший волка; погрусти, как ребенок, который хочет плакать;
-упражнение «Выбери такое же настроение»: рассмотреть пиктограмму , определить настроение и найти такое же у героев;
- упражнение «Соедини линиями» : на одной карточке может быть изображен воробышек и задание ребенку: соедини его с теми предметами, которых он боится ; другой вариант : что может понять настроение мальчику и т.п.
-беседы по произведениям художественной литературы ( например, почему в сказке «Три медведя» медведи рассердились? Кто-то трогал их вещи, кто-то съел их обед и т.д.);
-разыгрывание сценок, отрывков из сказок или рассказов ( по произведениям К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище»; С. Маршака «Котята», «Перчатки»)
-обсуждение личного опыта: ситуация страха, ситуация удивления;
-игра против плохого настроения: дети молча ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только они захотят поговорить, останавливаются напротив кого-нибудь и три раза сердито-пресердито произносят волшебные слова (договариваются в начале игры какие это будут слова, например, трах-тибетох или тух-тиби-тух). После этого продолжают разгуливать по комнате.
-слушание музыки и обсуждение ее характера.
-использование психогимнастики (этюды: «Кулек конфет», «Гроза», «Цветок», «Удивление» и т.д.). Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
В среднем дошкольном возрасте важно пополнить «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, страшный, страшно, злиться, злость, горе и т.д.), словосочетаниями, отражающими оттенки настроения (не очень злой, совсем не страшный), подбор синонимов (радостный-грустный, добрый-злой), находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния (злой- неприятный, грубый, сердитый; веселый-довольный, радостный, смеющийся), понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов (Маша-растеряша, добрый доктор Айболит и т.п.)
Старший дошкольный возраст: совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроения, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых; стимулировать проявления индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования. Для реализации данных задач рекомендуются следующие игры и упражнения:
-игра-ассоциация «Н а что похоже радость»: на какой- то цветок, животное, подарок, музыку, запах, звуки;
-игра «Что может тебе поднять настроение» или «Что может тебя испугать»;
- упражнение «Нарисуй свое настроение (какие цвета будешь использовать)»;
- упражнение «Проговори свой страх» ( темноты, одиночества, воды, животных, смерти,
злых сказочных персонажей, чужих людей);
-игра «Море волнуется»: море волнуется раз, два, три – фигура радости замри;
-игра «Уходи плохое настроение»: лечь на ковер, закрыть глаза и со всех сил кричать. При этом можно стучать руками и ногами по полу. По команде взрослого превратится в «звезду» и спокойно лежать, думая о приятном, желательно под музыку;
-игра «Кривые зеркала»: один ребенок «зеркало», а другой будет в него смотреться. Ребенок изображает эмоцию, а «зеркало» искажает и изображает другое настроение. Остальные дети отгадывают эмоции;
-упражнение «Повтори фразу (голос, интонация) с радостью, грустно и т.п.;
-игра «Азбука настроения»: покажи карточку, на которой герой удивлен… и т.д.;
-игра «Маски»: щипковыми движениями сделать отверстия в салфетках так , чтобы получилась маска, изображающая эмоцию;
-рисунок «Ромашка (солнышко) радости (другие эмоции);
-игра «Театр»: показать чувство только ртом или глазами, закрывая часть лица листком или веером. Остальные дети отгадывают;
-игра «Толкание»: разбиться на пары, выбрать способ толкания. Затем обсудить приятные и неприятные моменты игры;
-игра «Прорви круг»: все встают в круг, а один ребенок остается за кругом. Он пытается прорваться в круг в течение одной минуты;
-игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»: разбиться на пары и выполнять задания взрослого;
-игра «Угадай эмоцию»: дети берут карточку с изображением эмоции и не показывают ее другим. Задача: по схеме узнать эмоцию и изобразить ее с помощью голоса, движений лица и тела;
-игра «Прочитай письмо»: в древности, когда люди еще не могли писать, они зарисовывали свои впечатления. Задача: расшифровать эти письма;
-игра «Встреча эмоций»: встречаются разные настроения (которое вам нравиться и которое не нравиться). Выполняется в парах;
-упражнение «Положительные эмоции (друзья) и отрицательные эмоции (враги)»;
-упражнение «Добрые слова»: в кругу дети говорят добрые слова. Каждое доброе слово несет силу, энергию тому, кто сказал и тому, кому эти слова сказаны (Грубых слов не говорите, только добрые дарите);
-психогимнастика («Художник», «Штанга», «Возьми и передай», «Встреча с другом» и т.д.)
В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря «эмоциональной» лексики (безразличный, жалкий, жадный, ленивый, обиженный). При этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроения, прослеживать ассоциативные связи с цветом, адекватно использовать фразеологизмы (Царевна-Несмеяна, Золушка, Вовка-добрая душа, Гадкий утенок и т.п.)
Соответствующим образом организованная работа (игры, занимательные формы общения в совместной и самостоятельной деятельности) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить, и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.