Данный курс рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучиться широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конктретным ситуациям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основой для данной программы элективного курса «Психология успеха» для 10 – х классов послужила авторская программа Репуховой Яны Валерьевны, педагога-психолога МБОУ "СОШ №14" г. Братска.
Для разработки данной программы были проанализированы следующие учебные пособия: Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004; Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974; Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003; Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической самозащиты. Стресс-дистресс - проблема XX века. - М., 1997; Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. - М.: Магистр, 1998; Деркач А.А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. № 1. 1999; Столяренко Л.Д. Социальная психология – Ростов н/Д, 2009; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогрес, 1990; Фромм Э. Природа благополучия // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. - Минск: Вида-Н, 1998; Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 1999.
Рабочая программа по элективному курсу «Психология успеха» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- пояснительную записку;
- содержание тем учебного курса;
- календарно – тематическое планирование;
- перечень методического обеспечения.
Общая характеристика элективного курса:
Поиск себя, создание себя как успешного человека, лучшие люди Земли всегда начинали с решения двух главных вопросов: сначала – каким быть, а потом уже – кем быть.
«Сотвори свое успешное будущее» - означает суметь самому себя воспитать, сформировать свою готовность к реальной послешкольной жизни, свой характер и устремления, чтобы взрослая жизнь после школы стала счастливой, полезной для себя и для общества, полнокровной, обеспеченной и успешной.
Приоритетным направлением образования в условиях модернизации является развитие личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение. В нашем обществе ценится успех, но уже как свершившийся факт — редко кто задумывается над тем, как именно достигается этот успех. Так же в обществе, особенно в СМИ, пропагандируется искаженный образ успеха, успешной личности.
В существующих ныне образовательных программах мало разработаны вопросы о снятии избыточного напряжения со школьника, об обучении его методам противодействия стрессу, в том числе и информационному, не говоря уже о выработке навыков активного слушанья, самопрезентации и саморегуляции, так необходимых для достижения успеха. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей. Отсутствие психологической грамотности в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.
Старший школьный возраст (10-11 классы) – это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Данный элективный курс рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучиться широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Изучая методики и стратегии, учащиеся смогут применить эти умения в жизни. Темы, рассматриваемые в рамках данного курса, сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.
Структура курса. Элективный курс «Психология успеха» состоит из пяти разделов:
Введение.
Личность.
Коммуникация.
Психология влияния.
Технологии успеха.
Цель данного курса: сформировать психологическую готовность учащихся к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.
Задачи курса:
- развить у учащихся уверенность в себе, в своих способностях и возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности;
- усилить личностные ресурсы;
- обучить навыкам конструктивного поведения;
В результате изучения спецкурса учащиесядолжны
знать:
- теоретические основы психологии личности;
- психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения;
- правила межличностного взаимодействия;
- секреты “Психологии влияния”;
- технологии достижения успеха.
уметь:
- конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- быть уверенным в себе, в своих способностях;
- отстаивать свои позиции конструктивными способами;
- рефлексировать свои поступки и поведение.
- владеть приемами саморегуляции.
- четко ставить цель и представлять возможные шаги по ее реализации.
Спецкурс рассчитан на 1 год обучения (34 часа) и предназначен для учащихся 10-х классов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
содержание
кол-во часов
Знакомство. Введение.
2
Личность
7
Коммуникация
7
Психология влияния
7
Технологии успеха
8
Заключительное занятие
1
ИТОГО
34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
33 часа – 1 час в неделю
В связи с праздничными днями, количество уроков уменьшилось до 33 часов. По теме: «Знакомство. Введение» уменьшено на 1 час. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
№
п/п
№
урока в теме
наименование разделов и тем
дата проведения
по плану
по факту
приме
чания
Введение (1 час)
1
1
Понятие «Успех». Откуда берется успех.
07.09
Личность (7 часов)
2
1
Понятие «личность» в психологии.
14.09
3
2
Потенциал личности.
21.09
4
3
Уверенность в себе.
28.09
5
4
Самоорганизация.
05.10
6
5
Эмоции и чувства.
12.10
7
6
Потребности личности. Пирамида Маслоу.
19.10
8
7
Тренинговое занятие «Познай себя»
02.11
Коммуникация (7 часов)
9
1
Виды коммуникации.
09.11
10
2
Барьеры в коммуникации.
16.11
11
3
Вербальная и невербальная коммуникация.
23.11
12
4
Позиции в коммуникации.
30.11
13
5
Активное слушание.
07.12
14
6
Правила ведения беседы.
14.12
15
7
Коммуникативная игра «Пойми меня».
21.12
Психология влияния (8 часов)
16
1
Характеристика влияния.
11.01
17
2
Орудия влияния.
18.01
18
3
Манипуляция.
25.01
19
4
Масса. Толпа. Публика.
01.02
20
5
Убеждение, внушение, психическое заражение.
08.02
21
6
Механизмы защиты от влияния.
15.02
22
7
Паблик рилейшнз.
22.02
23
8
Тренинговое занятие «Я хозяин своей жизни»
01.03
Технологии успеха (9 часов)
24
1
Успех. Составляющие успеха.
15.03
25
2
Стратегии успеха.
29.03
26
3
Целеполагание. Планирование достижений.
05.04
27
4
Интеллект успеха.
12.04
28
5
Творчество как составляющая успеха.
19.04
29
6
Самостоятельность. Ответственность.
26.04
30
7
Препятствия. Пути их преодоления.
03.05
31
8
Ресурсы и сила.
10.05
32
9
Гибкость и устойчивость в достижении успеха.
17.05
Заключительное занятие (1 час)
33
1
Тренинговое занятие «Я - успешный человек»
22.05
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
общественно – научной предметной области
от ________________ № ________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ Свешникова В. Ф.
«_____» __________2016 г
Список используемой литературы:
Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974;
Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004;
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., Лист-Нью,1997.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003;
Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической самозащиты. Стресс-дистресс - проблема XX века. - М., 1997;
Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998;
Деркач А.А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. № 1. 1999;
Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.
Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997;
Куликов Л. Мозаика радости. СПб., 1997.
Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. - Изд-во Института Психотерапии, 2000.
Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. Психология для старшеклассников. М., 2002.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М., ЭКСМО-Пресс, 2001.
Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. 265 с.