kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами» для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по    для   11  класса    разработана на основании авторской программы   Е.Г. Баранюк, Н.В. Воронова   «Залог успеха. Управление собственными ресурсами, Москва, «Просвещение», 2009.

Базисный план предполагает на изучение  элективного курса  «Залог успеха. Управление собственными ресурсами»   34 часа в   год  по 1  часу в неделю.

В  основу разработки и реализации данного    курса заложен интегративный подход. Содержательная  интеграция выражается во взаимосвязи предметов, входящих   в образовательную область  «Обществознание» (история, экономика, философия, политика, право),   а также   связь с предметами и из других  образовательных областей (информатика,  речь и культура общения, биология, физическая  культура).  Содержание курса направленного на успешную социализацию старшеклассников. Курс  содержит модули, включающие теоретическую и практическую части. Темы для обсуждения касаются важных вопросов современной жизни: выбора профессии, способностей и возможностей человека, рационального использования собственности, здорового образа жизни. Теоретический и практический материал дается в форме презентаций, групповых тренингов, дискуссий, практических занятий.

Программа предусматривает оценивание по результатам совокупной деятельности на уроке.

Сейчас каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное – постоянно ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Необходимость получения психологического образования уже в школьные годы напрямую связана с обстоятельствами современной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей. Отсутствие психологической грамотности в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни. Приобретая психологические знания, школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях и эффективнее строить отношения с ними. Спецкурс “Психология успеха” способствует профилактике социальной дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Эта программа рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучатся широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Изучая методики и стратегии, учащиеся могут отработать эти умения в практической части курса на различных упражнениях. Темы, рассматриваемые в рамках данного спецкурса, сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами» для 11 класса »

Пояснительная записка

Рабочая программа по для 11 класса разработана на основании авторской программы Е.Г. Баранюк , Н.В. Воронова «Залог успеха. Управление собственными ресурсами, Москва, «Просвещение», 2009.

Базисный план предполагает на изучение элективного курса «Залог успеха. Управление собственными ресурсами» 34 часа в год по 1 часу в неделю.

В основу разработки и реализации данного курса заложен интегративный подход. Содержательная интеграция выражается во взаимосвязи предметов, входящих в образовательную область «Обществознание» (история, экономика, философия, политика, право), а также связь с предметами и из других образовательных областей (информатика, речь и культура общения, биология, физическая культура). Содержание курса направленного на успешную социализацию старшеклассников. Курс содержит модули, включающие теоретическую и практическую части. Темы для обсуждения касаются важных вопросов современной жизни: выбора профессии, способностей и возможностей человека, рационального использования собственности, здорового образа жизни. Теоретический и практический материал дается в форме презентаций, групповых тренингов, дискуссий, практических занятий.

Программа предусматривает оценивание по результатам совокупной деятельности на уроке.

Сейчас каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное – постоянно ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Необходимость получения психологического образования уже в школьные годы напрямую связана с обстоятельствами современной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей. Отсутствие психологической грамотности в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни. Приобретая психологические знания, школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях и эффективнее строить отношения с ними. Спецкурс “Психология успеха” способствует профилактике социальной дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Эта программа рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучатся широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Изучая методики и стратегии, учащиеся могут отработать эти умения в практической части курса на различных упражнениях. Темы, рассматриваемые в рамках данного спецкурса, сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.

 

Цель спецкурса: развитие социальной компетентности и активности через формирование психологической культуры учащихся

Задачи спецкурса состоят в следующем:

  1. Развитие у старшеклассников способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими, при этом анализируя мотивы, интересы и поступки других людей.

  2. Развитие уверенности в себе, в своих способностях и возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности;

  3. Осознание необходимости и способности быть субъектом общественной жизни и деятельности.

В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать:

  1. Теоретические основы психологии общения, возможные барьеры в общении.

  2. Средства общения: вербальные и невербальные.

  3. Характеристики уловок-манипуляций в общении, общие правила нейтрализации уловок-манипуляций.

  4. Психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения.

  5. Секреты “Психологии влияния”.

Учащиеся должны:

  1. Конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.

  2. Уметь анализировать мотивы, интересы и поступки других людей.

  3. Иметь уверенность в своих способностях.

  4. Быть уверенным в себе

  5. Отстаивать свои позиции конструктивными способами.

  6. Овладеть мастерством конструктивной критики.

  7. Рефлексировать свои поступки и поведение.

  8. Владеть приемами саморегуляции.

  9. Четко ставить цель и представлять возможные шаги по ее реализации.

Структура спецкурса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Количество

часов

1

МОДУЛЬ I: «Введение. Ресурсы, или что у нас есть для самореализации»

2

2

МОДУЛЬ II: «Рабочее время и свободное время»

3

3

МОДУЛЬ III: «Способности человека»

3

4

МОДУЛЬ IV: «Профессиональное самоопределение»

4

5

МОДУЛЬ V: «Информация как ресурс»

3

6

МОДУЛЬ VI: «Эффективное общение, познавание и понимание людьми друг друга в процессе общения»

5

7

МОДУЛЬ VII: «Рациональное использование собственности»

2

8

МОДУЛЬ VIII: «Здоровье и здоровый образ жизни»

4

9

МОДУЛЬ IX: «Стресс: найти и обезвредить. Профилактика стресса»

3

10

МОДУЛЬ X: «Культура поведения в конфликте и как её формировать»

3

11

МОДУЛЬ XI: «Как противостоять сильным людям и психология влияния»

2

Итого

34





Календарно-тематический план

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

 


1.Введение. Ресурсы, или что у нас есть для самореализации

2

 

1

02.09

Ресурсы человека

1

 Лекция с показом презентации

2

09.09

Управление собственными ресурсами

1

 



2.Рабочее время и свободное время

3


3

16.09

Время. Распределение времени

1

 

4

23.09

Практикум “ Распределение времени ”

1

Практическое занятие

5

30.09

Практикум “ Планирование ”

1

 Практическое занятие

 


3.Способности человека

3

 

6

07.10

Способности человека

1

 

7

14.10

Потенциал личности

1

 

8

21.10

Практикум “ Тренинг креативных способностей ”

1

Практическое занятие



4.Профессиональное самоопределение

4


9

28.10

Образование и способы его получения

1

 Лекция с показом презентации

10

11.11

Практикум “ Профессиональные интересы и склонности ”

1

Практическое занятие

11

18.11

Практикум “ Профессиональные интересы и склонности ”

1

 Практическое занятие

12

25.11

Профессии и специальности

1

 



5.Информация как ресурс

3


13

02.12

Информация как ресурс

1

 

14

09.12

Практикум “ Поиск информации”

1

Практическое занятие

15

16.12

Публичное выступление

1

 



6. Эффективное общение, познавание и понимание людьми друг друга в процессе общения

5


16

23.12

Коммуникативная культура. Конструктивная критика.

1

 

17

13.01

Деловое общение. Общение по телефону.

1

 Тренинги

18

20.01

Этика деловых отношений. Одежда и внешность успешного человека

1

 

19

27.01

Речевая культура делового человека

1

Практическое занятие

20

03.02

Презентация и самопрезентация

2

 Практическое занятие



7.Рациональное использование собственности

2


21

10.02

Потребности человека. Деньги

1

 

22

17.02

Кредиты, вклады и страхование

1

Лекция с показом презентации

 


8.Здоровье и здоровый образ жизни

4

 

23

24.02

Здоровый образ жизни

1

 

24

03.03

 Полезные и вредные привычки

1

 Практическое занятие

25

10.02

Цена здоровья


1


26

17.02

Практикум “ Консилиум”

1

Практическое занятие

 


9.Стресс: найти и обезвредить. Профилактика стресса

3

 

27

24.03

Стресс. Фазы развития стресса. Способы реагирования на стресс.

1

 Тренинги

28

07.04

Саморегуляция. Приемы саморегуляции

 

1

Практическое занятие

29

14.04

Профилактика стресса. Профилактика суицида

1

 Практическое занятие



10.Культура поведения в конфликте и как её формировать

3


30

21.04

Конфликт. Причины конфликтов. Стиль поведения в конфликте.

1

 

31

28.04

Стили поведения в конфликте.

1

 Тренинги

32

05.05

Конструктивное разрешение конфликтов. Сообщение о своих чувствах с помощью “Я-высказывания”

1

Практическое занятие



11.Как противостоять сильным людям и психология влияния

2


33

12.05

Стратегии успеха. Гибкость и устойчивость в достижении успеха

1


34

19.05

Итоговая диагностика эффективности курса

1



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Ресурсы, или что у нас есть для самореализации

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Знакомство. Упражнение “ Мои ресурсы”, “Мои успехи”, “Советы успешного человека”.

Проведение диагностики. Диагностический комплекс:

  1. Тест уверенности в себе (Е.Е. Ромек)

  2. Тест на определение самооценки (самооценка по Будасси).

  3. Тест оценки коммуникативных умений.

Тема 2. Рабочее время и свободное время

Время. Распределение времени. Планирование. Понятие “деловое общение”, “деловая беседа”, изучение фаз ведения деловой беседы, выявление их особенности. Развитие представлений о способах формирования первого впечатления, расположения к себе, создания благоприятной атмосферы. Сон. Отдых. Диагностическая часть: тест “коммуникативный контроль”. Практическая часть: упражнение “ В поисках потерянного времени”, “Организация отдыха”.

Тема 3. Способности человека

Понятие “способности”, “процесс социализации”; формирование представлений о социальных ролях и социальных нормах, видах социальных. групп. Понятие “лидерство”. Креативные способности. Тест на определение качеств лидера: “Хозяин своей судьбы”. Типы лидеров, осознание школьниками своих способностей к лидерству. Практическое упражнение: “Узел”.

Тема 4. Профессиональное самоопределение

Понятие “ успех”, правила постановки целей. Практическая часть: упражнение “Мои цели”, тест “ потребность в достижении успеха”. Упражнение “ Мои ресурсы”, “Мои успехи”, “Советы успешного человека”. Осознание учащимися собственных барьеров на пути к достижению успехов. Практикум. Упражнение: “Мои барьеры в достижении успеха”, “ Каким нужно быть”, “Распределение времени”. Тест “ Организованный ли вы человек?”

Тема 5. Информация как ресурс

Информация как ресурс. Информационная культура. Поиск информации. Практикум «Поиск информации»

Тема 6. Эффективное общение, познавание и понимание людьми друг друга в процессе общения

Демонстрация учащимся важности умения слушать для эффективной коммуникации. Развитие умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Знакомство с видами слушания и их особенностями. Освоение учащимися техник активного слушания, анализ их особенностей, развитие представлений об их правильном использовании. Практическая часть: упражнения “Шеренга”, “Надзиратели и заключенные”, “Слепой и поводырь”, “Рулет”, “Иностранец и переводчик”. Тест: “Умеете ли вы слушать?”

Понятие “невербальное общение”, выявление преимуществ понимания “языка” невербального общения. Понятие “межличностное пространство”, формирование представлений о дистанциях общения и их особенностях. Изучение приемов невербальной коммуникации, развитие представлений об интерпретации невербальных сигналов в общении, интерпретация поз. Практическая часть :тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?”, упражнение “Установление дистанции”.

Тема 7. Рациональное использование собственности

Потребности человека. Доходы. Заработная плата. Свободные деньги. Кредиты. Страхование. Тест “Умеете ли вы обращаться с деньгами?”. 

Тема 8. Здоровье и здоровый образ жизни

Понятие “аффирмация”, требования к аффирмациям, техника направленного воображения, правила построения образов. Практическая часть: упражнение “Лестница достижений”, “Цветок”, “Мой день через 10 лет . Понятие “психическая саморегуляция”, различные методы саморегуляции эмоциональных состояний. Практическая часть: упражнение “Самовнушение”, “Позитивное мышление”, “Кинг-Конг”, “ Прогулка по берегу моря”.

Тема 9. Стресс: найти и обезвредить. Профилактика стресса

Понятие “стресс”, влияние стресса на организм и психику человека. Фазы стресса. Способы реагирования на стресс, стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Диагностическая часть: тест “ Куда вы идете к стрессу или от него?”. Упражнение “Мозговой штурм”.

Тема 10. Культура поведения в конфликте и как её формировать

Понятие “конфликт”, виды и типы конфликта . Понятие “межличностный конфликт”, причины их возникновения, последствия конфликта. Знакомство с различными стилями поведения в конфликтной ситуации, их особенностями. Диагностика собственного стиля поведения в конфликте. Развитие умения распознавать различные стили поведения в конфликтной ситуации. Упражнение “Встреча на узком мостике”.Способы конструктивного разрешения конфликтов, преимущества сообщений в форме “я – высказывания”, правила построения “Я – высказываний”. Практическая часть: упражнение “Список эмоций”, “Как сказать”, “Мне не нравится”.

Тема 11. Как противостоять сильным людям и психология влияния

Получение практического опыта встречи с различными видами влияния, развитие умения выявлять их особенности и характеристики (конструктивность и неконструктивность). Тест “Манипулятор”.



Формы контроля и  методы  оценки знаний учащихся.

 Каждую тему спецкурса завершают практические упражнения, включающий изученный теоретический  материал, но позволяющий   оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях.

Темы рефератов и сообщений:

  1. Внутренняя  “коммуникация” как общение с самим собой.

  2. Невербальная коммуникация.

  3. Технология идеального общения Ч. Тойча и Дж. Тойч.

  4. Барьеры в общении и их преодоление.

  5. Регулирование конфликтов и стрессов.

  6. Построение публичного выступления.

  7. Феномен Вертера и суть принципа  социального доказательства.

  8. Принцип последовательности и его влияние на поведение людей.

  9. Как современная социология и психология может объяснить трагическую гибель двух знаменитых героев Шекспира – Ромео и Джульетты?

  10. Правило взаимного обмена и его роль в обществе.

  11. Корни предрассудков.

  12. Пристрастие к игре в свою пользу и самооценка.

  13. Рефлексия как потенциал плодотворного общения.

 Список  основной литературы: 

1. Залог успеха. Управление собственными ресурсами /программа под ред. Е.Г.Баранюк,

Н.В.Воронова. – Просвещение, 2009.

2. Найди свой путь. / Г.К.Селевко, О.Ю.Соловьева – М. Арсенал образования, 2012.

3. Практикум по психологии менеджмента / под ред. В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2011.

4. Пиз А. Говорите точнее / А. Пиз, Л. Гарднер. – М., 2005.

5. Психология современного подростка / Ред. Л.А. Регуш. – СПб., 2005.

6. Инструмент развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. Составители: Кроль Л.М., Пуртова Е.А., - М.: Независимая фирма «Класс», 2012.

7. Группа как инструмент психологической помощи. Витакер Д.С. – М.: Независимая фирма, «Класс», 2010.

8. Соловьёва Л. Говори свободно! / Л.Соловьева. – М., 2006.

9. Электронная версия журнала «Школьный психолог».

10. Электронный ресурс. Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок»

11. Электронная научно-педагогическая библиотека. Психология.

12. Фишер Р. Как развить ум вашего ребенка / Р. Фишер. – М., 2004.

13. Хейне П. Экономический образ мышления / П.Хейне. – М., 2002.



 Список  дополнительной литературы: 

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. -   М., 1986.

  2. Голфруа Ж., Что такое психология. -  М., 1992.

  3. Горянина В.А.  Психология общения.  - М., 2002.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. -  М., 2002.

  5. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М., 1996.

  6. Леонтьев А. А. Психологические механизмы и пути   воспитания  умений публичной речи. – М., 1972.

  7. Майерс Д. Социальная психология. – М., 2002.

  8. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. – М., 1990.

  9. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М., 2001.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безруких Елена Георгиевна

Дата: 25.07.2015

Номер свидетельства: 223537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства