kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор программы: Торшина Т. П. – учитель технологии КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева» отдела образования Шемонаихинского района».

Учреждение, реализующее программу:

Посёлок Усть – Таловка, КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева» отдела образования Шемонаихинского района».

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа: художественно-эстетическое воспитание, создание условия для максимального развития творческого потенциала, укрепление патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых особенно способствует изучение родной культуры и искусства.

Возраст детей: 5  классы.

Курс соответствует объему учебной нагрузки – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на углубление и систематизацию знаний учащихся по истории искусства народов, населяющих РК, включение их в общемировой контекст развития искусства, приобщение учащихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную и изобразительную  деятельность. Что соответствует приоритетам образовательной политики, изложенной в «Концепции развития образования Республики Казахстан» и нормативно закрепленной в Законе РК «Об образовании».

Реализация данной программы позволит не только приобщить детей к миру прекрасного, но и укрепить их патриотические чувства. Изучение Мира искусств народов Казахстана являются мощным воспитательным средством: создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство гордости за свою страну, толерантности, ответственности, взаимопомощи.

Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели раскрытия и развития творческих личностей, является создание условий для их деятельности по освоению декоративно-прикладного и изобразительного  искусства.

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:

стимулированию познавательных процессов;

развитию коммуникативных навыков;

развитию творческих способностей личности;

поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;

творческому использованию жизненного опыта детей;

самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:

Организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: микро группы, индивидуальные, самостоятельная работа.

Создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей и подростков в выставочной деятельности.

Создание информационной среды различными средствами (лекции,  беседы, игры, демонстрации, посещение музеев, выставок и т.д.).

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.

Календарно-тематическое планирование содержит: № занятий, наименования разделов, тем по программе, модулей и тем занятий, вид занятий, формы проведения уроков. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным требованиям педагогики и психологии детей школьного возрастов.

Программа удовлетворяет всем требованиям элективных курсов и рекомендуется к реализации.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс »


Министерство образования и науки Республики Казахстан

КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева»

отдела образования Шемонаихинского района



Утверждаю Согласовано

Директор школы на заседании РМ О

------------- Казак Л В ------------ Степанова ЕН









Программа элективного курса

«Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс











Программу разработала:

Торшина Т. П. – учитель технологии









с. Усть - Таловка

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиции древнего искусства народов прочно вошли в современную жизнь. В произведениях декоративно-прикладного искусства ярко и непосредственно выражены мысли и чувства, особенности быта, красота и своеобразие природы. Богатые возможности для ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов населяющих Республику Казахстан на уроках прикладного искусства. В программу включены темы с учетом специфических особенностей Республики Казахстан. Определен круг задач по ознакомлению детей с основами декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, изучаются типичные особенности казахского орнамента, использование орнамента в быту, одежде и др.

Программа курса «Искусство народов населяющих республику Казахстан» рассчитана на учащихся 5 классов. Введение подобного курса обусловлено насущной необходимостью не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания школьников, создать условия для максимального развития их творческого потенциала, но и укрепить патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых особенно способствует изучение родной культуры и искусства.

Цель данного курса:

– углубить и систематизировать знания учащихся по истории искусства народов, населяющих РК, включив их в общемировой контекст развития искусства, приобщить учащихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную и изобразительную деятельность.

Задачи курса:

- познакомить детей с историей возникновения и развития различных видов творчества. Научить ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.

- определить своеобразие декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусств;

- рассмотреть специфику интерпретации произведений в той и другой области искусства;

- представить общую канву развития мирового искусства (по видам искусства); определить место и роль искусства народов РК в общемировом контексте;

- через сравнительный анализ развития искусства соседних регионов выявить самобытность искусства казахского и славянского народа, подчеркнуть уникальность достижений мастеров в том или ином виде искусства;

- рассмотреть общие закономерности процесса взаимовлияния культур в области искусства.

- воспитывать уважение к национальным традициям, способствовать активному, целенаправленному формированию духовных интересов , интеллектуальных потребностей учащихся. Развивать способность своей деятельностью умножать красоту окружающего.

Курс соответствует объему учебной нагрузки – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Содержание курса реализуется на основе методов художественного обобщения, проблемно-поискового метода, посещения музея одной картины, совместного творчества, творческих заданий.

Формы проведения итогов реализации учебной программы является защита и оценка мини проекта.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Изучаемый курс для учащихся 5 классов.

Курс состоит из следующих разделов:

Iраздел: Искуство Казахского народа.

В данном разделе рассматриваются основные виды декоративно прикладного и изобразительного искусства казахского народа.

- 5кл – ДПИ казахского народа 10 час.

IIраздел: Искусство славянского народа.

Искусство славянского народа рассматривается на примерах самых распространенных и общеизвестных видах искусства: вышивка, бисероплетение, народные куклы, роспись и тд.

-5кл – ДПИ славянского народа 13 час.

IIIраздел: Современное искусство.

Раздел содержит материал по современным видам искусства и новым техникам: квиллинг, миллифиори, пуантилизм, коллаж и тд.

-5кл – современное декоративно - прикладное творчество 11 час.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • Специфику декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусства;

  • Виды декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел;

  • Виды и специфические особенности материалов, используемых в декоративно-прикладном искусстве;

  • Общие закономерности формообразования и композиции предметов декоративно-прикладного искусства;

  • Национальную специфику казахского и славянского декоративно-прикладного искусства;

  • Механизм и особенности процесса взаимовлияния культур в области декоративно-прикладного искусства, отражение его неоднозначных последствий на развитии национального искусства;

  • Анализируемые на уроках произведение многонационального изобразительного искусства, народное творчество родного края;

  • Отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

  • Систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции.

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать специфику различных видов декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов;

  • Выявлять и объяснять связь между функциями произведение декоративно-прикладного искусства и выбранным для него автором формой, материалом, декоративным решение;

  • Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства;

  • Выявлять самобытные и заимствованные черты в художественном образе;

  • Составлять простые композиции, используя различные мотивы орнамента, вышивки и т. д.;

  • Выполнять простые приёмы плетения;

  • Выполнять простейшие швы вышивки;

  • Видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства

  • В процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

  • При иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности времени и действия.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Декоративно-прикладное искусство народов, населяющих республику Казахстан»

5 класс всего 34 часа 1 час в неделю

Наименования разделов, тем по программе, модулей и тем занятий

Вид занятий

Формы проведения

Срок провед. занятий

теор

прак


Декоративно-прикладное искусство казахского народа 10 часов

1

Вводное занятие. ПТБ. Знакомство с программой.

1


беседа


2

Прикладное искусство казахского народа.

1


беседа


3

Казахский национальный орнамент.

1


беседа


4

Ковроделие.

1


беседа


5

Изготовление образца ковра


1

Урок-практика


6

Орнамент в национальном костюме. Национальная одежда.

1

1

Комбинированный


7

Виды плетения.


1

Урок-практика


8

Плетение в несколько нитей


1

Урок-практика


9

Итоговый урок.

1


Игра, конкурс


Декоративно-прикладное искусство славянского народа 13 часов

11

Декоративно-прикладное искусство славянского народа

1


беседа


12

Вышивка «вприкреп»


1

Урок-практика


13

Изготовление панно


1

Урок-практика


14

Бисероплетение

1


Беседа


15

Плоское плетение.


1

Урок-практика


16

Объёмное плетение

1


Беседа


17

Плетение цветка.


1

Урок-практика


18

Славянская кукла. Кукла из ниток.

0,5

0,5

Комбинированный


19

Обереги


1

Урок-практика


20

Кукла – закрутка.


1

Урок-практика


21

Изготовление куклы.


1

Урок-практика


22

Славянские игрушки.


1

Урок-практика


23

Итоговый урок


1

Игра,конкурс


Декоративно-прикладное искусство народов мира. 11 часов

24

Миллифиори

0,5

0,5

комбинированный


25

Квилинг. Заготовка материала

1


Беседа


26

Плоская композиция


1

Урок-практика


27

Объёмные изделия


1

Урок-практика


28

Оформление изделий


1

Урок-практика


29

Флористика

1


Беседа


30

Составление композиций


1

Урок-практика


31

Проект.


3



32

Защита проекта


1




ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

«Забытое искусство» Э. Н. Литвинец Академия развития Ярославль 1997 г.

«Искусственные и сухие цветы» Н. В. Аржанухина Академия развития Ярославль 1999 г.

«Мир бисера» И. Н. Крайнева Книжный клуб 2010 г.

«Бисер» Л. А. Божко Кристина и К 2010

«Родословная вещей» К. А. Буровик издательство «Знание» 1991 г.

«Фантазия и ваших рук творение» Н. П. Кочанова издательство «Ниола» 2009 г.

«Вышивка» М. Максимова М. Кузьмина Просвещение 1985 г.

Презентации с использованием ИКТ

- «Русская кукла»

- «Обереги»

- «Казахский национальный костюм»

- «Чудо чудное, диво дивное» (славянский костюм)

- «Славянская игрушка»

- «ДПИ славян»

- «Орнамент»

-«Казахский национальный орнамент»

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Торшина Татьяна Павловна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106692

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства