Программа элективного курса «Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс
Программа элективного курса «Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс
Автор программы: Торшина Т. П. – учитель технологии КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева» отдела образования Шемонаихинского района».
Учреждение, реализующее программу:
Посёлок Усть – Таловка, КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева» отдела образования Шемонаихинского района».
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа: художественно-эстетическое воспитание, создание условия для максимального развития творческого потенциала, укрепление патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых особенно способствует изучение родной культуры и искусства.
Возраст детей: 5 классы.
Курс соответствует объему учебной нагрузки – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на углубление и систематизацию знаний учащихся по истории искусства народов, населяющих РК, включение их в общемировой контекст развития искусства, приобщение учащихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную и изобразительную деятельность. Что соответствует приоритетам образовательной политики, изложенной в «Концепции развития образования Республики Казахстан» и нормативно закрепленной в Законе РК «Об образовании».
Реализация данной программы позволит не только приобщить детей к миру прекрасного, но и укрепить их патриотические чувства. Изучение Мира искусств народов Казахстана являются мощным воспитательным средством: создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство гордости за свою страну, толерантности, ответственности, взаимопомощи.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели раскрытия и развития творческих личностей, является создание условий для их деятельности по освоению декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
стимулированию познавательных процессов;
развитию коммуникативных навыков;
развитию творческих способностей личности;
поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
творческому использованию жизненного опыта детей;
самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
Организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: микро группы, индивидуальные, самостоятельная работа.
Создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей и подростков в выставочной деятельности.
Создание информационной среды различными средствами (лекции, беседы, игры, демонстрации, посещение музеев, выставок и т.д.).
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Календарно-тематическое планирование содержит: № занятий, наименования разделов, тем по программе, модулей и тем занятий, вид занятий, формы проведения уроков. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным требованиям педагогики и психологии детей школьного возрастов.
Программа удовлетворяет всем требованиям элективных курсов и рекомендуется к реализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс »
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева»
отдела образования Шемонаихинского района
Утверждаю Согласовано
Директор школы на заседании РМ О
------------- Казак Л В ------------ Степанова ЕН
Программа элективного курса
«Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс
Программу разработала:
Торшина Т. П. – учитель технологии
с. Усть - Таловка
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Традиции древнего искусства народов прочно вошли в современную жизнь. В произведениях декоративно-прикладного искусства ярко и непосредственно выражены мысли и чувства, особенности быта, красота и своеобразие природы. Богатые возможности для ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов населяющих Республику Казахстан на уроках прикладного искусства. В программу включены темы с учетом специфических особенностей Республики Казахстан. Определен круг задач по ознакомлению детей с основами декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, изучаются типичные особенности казахского орнамента, использование орнамента в быту, одежде и др.
Программа курса «Искусство народов населяющих республику Казахстан» рассчитана на учащихся 5 классов. Введение подобного курса обусловлено насущной необходимостью не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания школьников, создать условия для максимального развития их творческого потенциала, но и укрепить патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых особенно способствует изучение родной культуры и искусства.
Цель данного курса:
– углубить и систематизировать знания учащихся по истории искусства народов, населяющих РК, включив их в общемировой контекст развития искусства, приобщить учащихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную и изобразительную деятельность.
Задачи курса:
- познакомить детей с историей возникновения и развития различных видов творчества. Научить ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.
- определить своеобразие декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусств;
- рассмотреть специфику интерпретации произведений в той и другой области искусства;
- представить общую канву развития мирового искусства (по видам искусства); определить место и роль искусства народов РК в общемировом контексте;
- через сравнительный анализ развития искусства соседних регионов выявить самобытность искусства казахского и славянского народа, подчеркнуть уникальность достижений мастеров в том или ином виде искусства;
- рассмотреть общие закономерности процесса взаимовлияния культур в области искусства.
- воспитывать уважение к национальным традициям, способствовать активному, целенаправленному формированию духовных интересов , интеллектуальных потребностей учащихся. Развивать способность своей деятельностью умножать красоту окружающего.
Курс соответствует объему учебной нагрузки – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
Содержание курса реализуется на основе методов художественного обобщения, проблемно-поискового метода, посещения музея одной картины, совместного творчества, творческих заданий.
Формы проведения итогов реализации учебной программы является защита и оценка мини проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Изучаемый курс для учащихся 5 классов.
Курс состоит из следующих разделов:
Iраздел: Искуство Казахского народа.
В данном разделе рассматриваются основные виды декоративно прикладного и изобразительного искусства казахского народа.
- 5кл – ДПИ казахского народа 10 час.
IIраздел: Искусство славянского народа.
Искусство славянского народа рассматривается на примерах самых распространенных и общеизвестных видах искусства: вышивка, бисероплетение, народные куклы, роспись и тд.
-5кл – ДПИ славянского народа 13 час.
IIIраздел: Современное искусство.
Раздел содержит материал по современным видам искусства и новым техникам: квиллинг, миллифиори, пуантилизм, коллаж и тд.
-5кл – современное декоративно - прикладное творчество 11 час.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Специфику декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусства;
Виды декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел;
Виды и специфические особенности материалов, используемых в декоративно-прикладном искусстве;
Общие закономерности формообразования и композиции предметов декоративно-прикладного искусства;
Национальную специфику казахского и славянского декоративно-прикладного искусства;
Механизм и особенности процесса взаимовлияния культур в области декоративно-прикладного искусства, отражение его неоднозначных последствий на развитии национального искусства;
Анализируемые на уроках произведение многонационального изобразительного искусства, народное творчество родного края;
Отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
Систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать специфику различных видов декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов;
Выявлять и объяснять связь между функциями произведение декоративно-прикладного искусства и выбранным для него автором формой, материалом, декоративным решение;
Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства;
Выявлять самобытные и заимствованные черты в художественном образе;
Составлять простые композиции, используя различные мотивы орнамента, вышивки и т. д.;
Выполнять простые приёмы плетения;
Выполнять простейшие швы вышивки;
Видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства
В процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
При иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности времени и действия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Декоративно-прикладное искусство народов, населяющих республику Казахстан»
5 класс всего 34 часа 1 час в неделю
№
Наименования разделов, тем по программе, модулей и тем занятий
Вид занятий
Формы проведения
Срок провед. занятий
теор
прак
Декоративно-прикладное искусство казахского народа 10 часов
1
Вводное занятие. ПТБ. Знакомство с программой.
1
беседа
2
Прикладное искусство казахского народа.
1
беседа
3
Казахский национальный орнамент.
1
беседа
4
Ковроделие.
1
беседа
5
Изготовление образца ковра
1
Урок-практика
6
Орнамент в национальном костюме. Национальная одежда.
1
1
Комбинированный
7
Виды плетения.
1
Урок-практика
8
Плетение в несколько нитей
1
Урок-практика
9
Итоговый урок.
1
Игра, конкурс
Декоративно-прикладное искусство славянского народа 13 часов
11
Декоративно-прикладное искусство славянского народа
1
беседа
12
Вышивка «вприкреп»
1
Урок-практика
13
Изготовление панно
1
Урок-практика
14
Бисероплетение
1
Беседа
15
Плоское плетение.
1
Урок-практика
16
Объёмное плетение
1
Беседа
17
Плетение цветка.
1
Урок-практика
18
Славянская кукла. Кукла из ниток.
0,5
0,5
Комбинированный
19
Обереги
1
Урок-практика
20
Кукла – закрутка.
1
Урок-практика
21
Изготовление куклы.
1
Урок-практика
22
Славянские игрушки.
1
Урок-практика
23
Итоговый урок
1
Игра,конкурс
Декоративно-прикладное искусство народов мира. 11 часов
24
Миллифиори
0,5
0,5
комбинированный
25
Квилинг. Заготовка материала
1
Беседа
26
Плоская композиция
1
Урок-практика
27
Объёмные изделия
1
Урок-практика
28
Оформление изделий
1
Урок-практика
29
Флористика
1
Беседа
30
Составление композиций
1
Урок-практика
31
Проект.
3
32
Защита проекта
1
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Забытое искусство» Э. Н. Литвинец Академия развития Ярославль 1997 г.
«Искусственные и сухие цветы» Н. В. Аржанухина Академия развития Ярославль 1999 г.
«Мир бисера» И. Н. Крайнева Книжный клуб 2010 г.
«Бисер» Л. А. Божко Кристина и К 2010
«Родословная вещей» К. А. Буровик издательство «Знание» 1991 г.
«Фантазия и ваших рук творение» Н. П. Кочанова издательство «Ниола» 2009 г.
«Вышивка» М. Максимова М. Кузьмина Просвещение 1985 г.