kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие с элементами тренинга "Память и внимание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга

Тема: Память и внимание.

Цель: развитие  у учащихся таких качеств как внимание и память.

Задачи:

  • Дать определение таким понятиям как «Память», «Внимание».
  • Рассказать об основных видах памяти и внимания.
  • Закрепить полученные знания на практике.

Оборудование: на листах понятия «Память», «Внимание», классификация основных видов памяти, виды внимания, презентация, компьютер, таблички с буквами, мультик.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях как память и внимание. Но для начала давайте поделимся своим настроением. Для этого  первый участник жестами показывает свое настроение, а следующий повторяет настроение предыдущих,  и показывает свое и т.д.

2. Информационный блок.

            Сейчас,  ребята,  мы разберем с вами основные понятия, которыми будем пользоваться на нашем занятии. Итак, память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации;то совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.

Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные.

Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма.

Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.

Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.

Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

                      Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. 

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны друг с другом.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

3. Практический блок.

                      Вы прослушали основную информацию, а сейчас давайте немного попрактикуемся.

Упражнение 1. Мне надо 3 человека.  Ваша задача запомнить, каждую мелочь на своем ряду. После ребята отворачиваются, на ряду что-либо меняется, ребята поворачиваются и стараются понять, что же именно поменялось. Анализ упражнения

Упражнение 2. Как только появится кружок, запомните его положение и щелкните по нему левой кнопкой мыши. Затем появится следующий. Не перепутайте его с первым, щелкните именно по нему и запомните положение уже двух кружков. И так далее. Старайтесь сосредоточиться и ни на что не отвлекайтесь. Раскрою один секрет, позволяющий их улучшить: местоположение кружков гораздо лучше запоминается, если мысленно рисовать фигуры, которые они составляют. Их расположение на экране может ассоциироваться с цифрой, какой-то геометрической фигурой, самолетом, человечком и т.п.

                      Почти все легко запоминают до 5-8 кружков. Больше 15 запоминают люди с хорошей памятью. Если ваш результат 25-30 кружков — у вас замечательная, тренированная память. По нашим данным больше 50 кружков запоминают люди, которых вполне можно назвать гениями. Таким образом, если ваши достижения не превышают 10 запомненных кружков, вам непременно стоит тренировать свою память при помощи этого теста-тренажера. Но, даже если вы спокойно запоминаете 20 кружков, вам все равно есть куда стремиться. Человек способен на очень многое. Ваш мозг — это неизведанная страна. Внимание на презентацию.

Упражнение 3. А сейчас мы посмотрим,  насколько вы умеете сосредотачивать свое внимание. Ваша задача, сосредоточить сове внимание на том, чтобы посчитать сколько раз встречается буква л, причем на экран будет транслироваться мультик. (10 букв)

4. Заключительный блок.

Рефлексия. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что вы прогуливаетесь по осеннему лесу. Под ногами шуршит листва.  А сейчас вы вышли на большую поляну. Что вы на ней видите? Откройте глаза. Опишите свои чувства.

Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Память и внимание" »

Занятие с элементами тренинга

Тема: Память и внимание.

Цель: развитие у учащихся таких качеств как внимание и память.

Задачи:

  • Дать определение таким понятиям как «Память», «Внимание».

  • Рассказать об основных видах памяти и внимания.

  • Закрепить полученные знания на практике.

Оборудование: на листах понятия «Память», «Внимание», классификация основных видов памяти, виды внимания, презентация, компьютер, таблички с буквами, мультик.


Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях как память и внимание. Но для начала давайте поделимся своим настроением. Для этого первый участник жестами показывает свое настроение, а следующий повторяет настроение предыдущих, и показывает свое и т.д.

  1. Информационный блок.

Сейчас, ребята, мы разберем с вами основные понятия, которыми будем пользоваться на нашем занятии. Итак, память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации; это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.

Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные.

Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма.

Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.

Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.

Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. 

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны друг с другом.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

  1. Практический блок.

Вы прослушали основную информацию, а сейчас давайте немного попрактикуемся.

Упражнение 1. Мне надо 3 человека. Ваша задача запомнить, каждую мелочь на своем ряду. После ребята отворачиваются, на ряду что-либо меняется, ребята поворачиваются и стараются понять, что же именно поменялось. Анализ упражнения

Упражнение 2. Как только появится кружок, запомните его положение и щелкните по нему левой кнопкой мыши. Затем появится следующий. Не перепутайте его с первым, щелкните именно по нему и запомните положение уже двух кружков. И так далее. Старайтесь сосредоточиться и ни на что не отвлекайтесь. Раскрою один секрет, позволяющий их улучшить: местоположение кружков гораздо лучше запоминается, если мысленно рисовать фигуры, которые они составляют. Их расположение на экране может ассоциироваться с цифрой, какой-то геометрической фигурой, самолетом, человечком и т.п.

Почти все легко запоминают до 5-8 кружков. Больше 15 запоминают люди с хорошей памятью. Если ваш результат 25-30 кружков — у вас замечательная, тренированная память. По нашим данным больше 50 кружков запоминают люди, которых вполне можно назвать гениями. Таким образом, если ваши достижения не превышают 10 запомненных кружков, вам непременно стоит тренировать свою память при помощи этого теста-тренажера. Но, даже если вы спокойно запоминаете 20 кружков, вам все равно есть куда стремиться. Человек способен на очень многое. Ваш мозг — это неизведанная страна. Внимание на презентацию.

Упражнение 3. А сейчас мы посмотрим, насколько вы умеете сосредотачивать свое внимание. Ваша задача, сосредоточить сове внимание на том, чтобы посчитать сколько раз встречается буква л, причем на экран будет транслироваться мультик. (10 букв)

  1. Заключительный блок.

Рефлексия. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что вы прогуливаетесь по осеннему лесу. Под ногами шуршит листва. А сейчас вы вышли на большую поляну. Что вы на ней видите? Откройте глаза. Опишите свои чувства.

Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за внимание! До новых встреч!























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Занятие с элементами тренинга "Память и внимание"

Автор: Журавлева Марина Александровна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок общения с элементами тренинга "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-obshchieniia-s-eliemientami-trieningha"
    ["file_id"] => string(6) "161969"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422290534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся  5 класса  ( с умеренной умственной отсталостью)"
    ["seo_title"] => string(114) "korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "276410"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452711461"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Занятие «Весенний ветерок» с ребенком с коммуникативным нарушением с использованием элементов логоритмики"
    ["seo_title"] => string(118) "zaniatiie-viesiennii-vietierok-s-riebienkom-s-kommunikativnym-narushieniiem-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-loghoritmiki"
    ["file_id"] => string(6) "290621"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455005132"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по внеурочной деятельности " Я- артист " по ФГОС."
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-artist-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "253165"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447526770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства