Программа по внеурочной деятельности " Я- артист " по ФГОС.
Программа по внеурочной деятельности " Я- артист " по ФГОС.
Рабочая программа «Я - артист» является программой художественно-эстетической направленности, рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для учащихся 5-9 классов средней школы.
При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.
Организация театральной студии «Я - артист» в средней школе как одно из направлений дополнительного образования в свете внедрения ФГОС НОО.
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.
Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Программа театральной студии «Я - артист» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Специфическая цель курса «Я - артист» - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Программа «Я - артист» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Новизна программы состоит в том, что впервые большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача курса «Я - артист» - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В рабочей программе конкретизировано направление тренинга, который способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности " Я- артист " по ФГОС.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Гимназии №5……И.В. Рамазанова
«…...»………………..2015г.
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности
«Я - артист»
Составил учитель:
Живоглядова О.Н.
0212
Пояснительная записка
Рабочая программа «Я - артист» является программой художественно-эстетической направленности, рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для учащихся 5-9 классов средней школы.
При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.
Организация театральной студии «Я - артист» в средней школе как одно из направлений дополнительного образования в свете внедрения ФГОС НОО.
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.
Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Программа театральной студии «Я - артист» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Специфическая цель курса «Я - артист» - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Программа «Я - артист» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Новизна программы состоит в том, что впервые большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача курса «Я - артист» - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В рабочей программе конкретизировано направление тренинга, который способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с учащимися, рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.
Основная задача данной программы заключается в гармоничной дозировке в учебно-репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.
Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Педагог-режиссер — личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.
Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично.
В программе выделено два типа задач:
Первый тип - воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами детского театра.
Второй тип - образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено- эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Я-артист» - проверка действием множества межличностных отношений.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
В основе формирования способности к театральному анализу лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется прежде всего их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является театральное мастерство. В программе «Я-артист» предлагаются следующие формы работы:
- практические занятия;
- индивидуальные занятия;
- общественные мероприятия;
- концерты;
- групповые занятия.
«Я-артист» в средней школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует следующие цели:
1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,
2) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,
3) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Задачи программы
1. Развить художественно-эстетическое развитие учащегося.
2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.
3. Раскрыть творческие возможности.
4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые.
5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,
звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи,
темп, выразительность речи;
6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;
7. Проявить талант через самовыражение.
8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.
Обучающие задачи:
• формировать целостное представление об искусстве;
• сформировать навыки творческой деятельности;
• сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для
разных видов искусства;
• сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
• работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
• способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
• развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
• создать условия реализации творческих способностей;
• развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
• выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
• сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.
ЦЕЛЬ:
воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.
ЗАДАЧИ:
- в развитии:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов; развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других;
воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
К концу первого года обучения дети будут:
Знать:
-разнообразные игры, упражнения и их правила -считалки, скороговорки, упражнения речевого тренинга.
Иметь представление
- о средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима;
- о сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;
- об актерском этюде;
Будут уметь
- соблюдать правила игры,
- разрешать конфликты во время игр,
- ориентироваться в пространстве учебного помещения,
- бережно относиться к игровому реквизиту,
- передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.
Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).
На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.
На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.
По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.
ЦЕЛИ:
Развитие актёрской психотехники воспитанников;
Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
Воспитание партнерских отношений в работе.
ЗАДАЧИ
- в развитии:
развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами; развить актёрское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга;
развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
- в обучении:
научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра; научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия; научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за партнёров;
привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
К концу второго года обучения дети будут:
Знать:
-основы актерской грамоты; - способы и приемы тренировки памяти и внимания,
- как пользоваться микрофоном.
Иметь представление:
- о литературном сценарии,
- о сценическом воплощении роли,
- о приемах организации игровой аудитории.
Будут уметь
- согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены,
-организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
-пользоваться микрофоном,
-выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой;
- четко и выразительно говорить, исполняя роль.
- придумать и показать несложный сюжет, миниспектакль в малой группе.
Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти и внимания, скорость реакции, появятся навыки саморегуляции поведения - упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.
Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.
Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению - это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи, чем на художественную.
На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.
Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка спектакля.
ЦЕЛИ:
Развитие абстрактного творческого мышления;
Формирование профессиональных навыков и умений;
Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.
ЗАДАЧИ:
- в развитии:
Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;
Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;
Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.
- в обучении:
Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров; Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за общее творческое дело; привить культуру исполнительского мастерства; привить интерес к культуре речи.
К концу второго года обучения дети будут:
Знать:
- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.
- Игры и упражнения актерского тренинга.
- Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене. Уметь:
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
- Овладеют средствами творческого самовыражения
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы
- Навыки общения.
- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.
- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших.
Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.
Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных проектных работ.
ЦЕЛИ:
Формирование профессиональных навыков и умений Профориентационная работа с воспитанниками Практическое знакомство с профессией “режиссер”
ЗАДАЧИ:
В развитии:
Развивать голос, тело, психофизический аппарат
Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных работах В обучении:
Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.
Познакомить с основными законами режиссуры В воспитании:
Привить интерес к профессии “режиссер”
Воспитывать чувство ответственности за свою работу К концу четвертого года обучения воспитанник должен:
- правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;
- организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
- 5-10 новых скороговорок;
- 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.
УМЕТЬ:
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;
- произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Я-артист”:
• правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;
• выполнять организаторскую функцию;
Знать:
- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.
- Игры и упражнения актерского тренинга.
- Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене. Уметь:
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
Овладеют средствами творческого самовыражения
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы
- Навыки общения.
- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.
- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов приобретение обучающимися общественно-социальных знаний; введение в мир театра, его историю, а так же театрально - игровую деятельность.
Второй уровень результатов
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); расширение знаний обучающихся в области театрального искусства, знакомство с актёрской грамотой; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.; закрепление актёрских навыков обучающихся, углубление знаний в области проектно-исследовательской деятельности.
Условия реализации общеобразовательной программы.
Программа «Я-артист» рассчитана на учащихся средней школы, увлекающихся театрально-игровой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 36 занятий. В группе от 5 до 10 человек. Условия приёма детей - берем всех желающих.
Год обучения
Количество занятий
Количество детей в группе
В неделю
В год
1
1
36
10
2
1
36
10
3
1
36
10
4
1
36
10
По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.
Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
В программе используются следующие методы и формы:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
• Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т. к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
• Парная — рассчитать работу на двоих.
• Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
1. контролирует;
2. отвечает на вопросы;
3. регулирует споры;
4. даёт направление творческой деятельности.
При работе с детским коллективом режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.
Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что воспитанники совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: не учили, не требовали. Не следует раздражаться этим. Нужно постепенно, планомерно приучать воспитанников к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием необходимо привести студийцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.
Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от воспитанников, не обладая ею самому. Начинать следует с малого - будьте строго последовательны в своих действиях и в своих требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же, спектакль создаётся на репетиции. Но воспитанникам необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция - как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана - должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.
Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.
Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству актёра. Этюды позволяют развить у воспитанников внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной работе:
• этюды на проявление человеческих эмоций;
• этюды на выразительность жеста;
• этюды на органическое молчание;
• пластические этюды;
• этюды по нескольким заданным словам или предметам;
• этюды, основанные на стоп-кадрах;
• этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и фразеологизмов;
• этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);
• этюды на память физических действий;
• импровизационные блиц-этюды и т.д.
Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у воспитанников, так как импровизация является очень сложной сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актёрского дарования воспитанников. К заданиям такого рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.
Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:
- разминка;
- речевой тренинг;
- психофизический тренинг.
Это является необходимым условием готовности воспитанников к включению в творческий процесс перевоплощения.
Педагогу детской театральной студии необходимо всегда оставаться актёром, всегда неожиданным, интересным, способным захватить внимание воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог просто не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.
Учебно-тематическое планирование
й год обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика
(час)
Дата
проведения
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
Мастерство актёра:
10
3
13
3.
Сценическая речь:
10
2
12
4.
Постановочная работа.
10
-
10
5
Пластика.
6
-
6
Итого:
36
5
31
Содержание программы
1 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1.
Вводное занятие. Знакомство с волшебным миром театрального искусства. Урок-презентация.
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Что такое театр? Учимся быть артистами. Техника безопасности на занятиях.
Игры на знакомство и внимание. «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве Игры «Муравьи », «Кактус и ива»
2.
Мастерство актёра. Подвижные игры, игры на внимание, память, логику.
• Упражнения психофизического тренинга:
разогревающие - связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
основные - упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
3.
Мастерство актёра. Этюдная работа.
упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т. д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
актёрская оценка - это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
сценическое внимание - активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
5.
Мастерство актёра. Слуховое внимание. Знакомство с актёрским тренингом.
• Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)
6.
Сценическая речь. Урок-презентация. Тема:
Правила гигиены голоса
Способы закаливания голоса
«Актёрская школа. Сценическая речь»
7.
Актёрский тренинг. Этюдная работа. Упр. на развитие силы голоса.
Гигиенический и вибрационный массаж лица
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
8.
Упр. на развитие силы голоса. Знакомство с творчеством Агнии Барто. Чтение отрывков.
подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
дыхательный тренинг.
9.
Артикуляционная гимнастика. Чтение стихов Агнии Барто.
Артикуляционная гимнастика:
упражнения для языка;
упражнения для губ;
упражнения для челюсти.
Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»
10.
Конкурс на лучшего исполнителя скороговорок.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
11.
Постановочная работа.
Чтение стихотворений, постановка пластических этюдов. Подготовка к итоговому уроку-концерту.
Пластические этюды, этюды пристройки.
12.
Пластика.
Выполнение музыкально-ритмических упражнений под музыку. - упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).
упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.
упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
Игры на развитие двигательных способностей:
«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т. д.
Учебно-тематическое планирование
й год обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика
(час)
Дата
проведения
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
Мастерство актёра:
10
3
13
3.
Сценическая речь:
10
2
12
4.
Постановочная работа.
10
-
10
5
Пластика.
6
-
6
Итого:
36
5
31
Содержание программы 2 год _ обучения
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1.
Вводное занятие. Учение Станиславского.
Урок-презентация.
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год.
Как родился театр? Для чего нам нужен театр?
Основные моменты театрального ритуала
Как входить в театр
Как сидеть во время действия
Что делать во время антракта
Как одеться в театр
Когда и как в театре есть, пить, жевать жвачку.
2.
Мастерство актёра. Знакомство с
Игры на АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ :
понятием «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов .
«Назови предыдущего», «Узелок на память», «Лавата», «Испорченный телефон».
3.
Мастерство актёра. Этюдная работа.
упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т. д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
• одиночные этюды по темам:
этюды на эмоции,
на выразительность жеста,
на развитие органики.
4.
Пластика. Объяснение новых упражнений.
Продолжаем знакомиться с понятием «этюд».
Игра «Мокрые котята».
Одиночные этюды. Творческие задания на развитие пантомимики
• Разминка. Разогревающие упражнения на разные группы мышц.
5.
Одну простую сказку хотим мы показать. Цель: « Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки».
Разминка.
Игры на развитие двигательных способностей:
«Штанга», «Самолёты и бабочки».
Этюд на развитие творческого воображения. Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык - змея» Творческая игра «Что это за сказка».
6.
Мастерство актёра. Постучимся в теремок. Цель: «Объяснение новых упражнений.
Закрепление понятия «этюд». Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию»
Игры на развитие двигательных способностей «Баба- яга», «Гипнотизёр»
Театральная игра «Посмотри, что я делаю»
• Одиночные этюды на память физических действий.(сказка «Теремок»)
7.
Повторение пройденного материала. Характеристика персонажей русских народных сказок».
Чтение по ролям сказок «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и лиса». Анализ.
8.
Сценическая речь Составляющие дыхательного аппарата. Объяснение новых упражнений. Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала.
подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
дыхательный тренинг.
9.
Артикуляционная гимнастика:
упражнения для языка;
упражнения для губ;
упражнения для челюсти.
10.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
11.
Постановочная работа.
Читка по ролям. Застольный период. Знакомство с музыкой к сказке. Понятие: «Характер героя».
Постановка музыкальной сказки, по мотивам русской народной.
12.
-//-
Совершенствование умение детей передавать образы героев сказки. Репетиционный период.
13.
Итоговое занятие.
Русская народная сказка на новый лад.
Учебно-тематическое планирование
й год обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика
(час)
Дата
проведения
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
Мастерство актёра:
10
3
13
3.
Сценическая речь:
10
2
12
4.
Постановочная работа.
10
-
10
5
Пластика.
6
-
6
Итого:
36
5
31
Содержание программы
3 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1.
Вводное занятие. Техника
безопасности
«Театральные правила»
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год.
2.
Мастерство актёра.
Многообразие выразительных средств в театре.
Презентация. Просмотр отрывков из спектаклей. Объяснение новых упражнений.
Разбор этюдов.
Одиночные этюды (Подготовка к конкурсу чтецов)
3.
Значение поведения в актерском искусстве.
Одиночные этюды (Подготовка к конкурсу чтецов)
4.
Работа актёра над собой
Индивидуальная работа над ролью, над образом.
5.
Сценическая речь. Дыхание, голос, дикция
Учимся говорить по-разному. Развивать интонационный строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией
6.
Работа над текстом.
Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Речевой тренинг.
Требования к сценической речи.
Чтецкая выразительность.
Участие в конкурсе чтецов
7.
Пластика. Координация движений
Исполнение элементарных танцевальных движений под музыку.
8.
Движение и музыка. Экскурсия в ГДК.
Фестиваль танца в ГДК. Анализ танцевальных номеров, оценка, делимся впечатлениями. Что больше всего запомнилось.
9.
Постановочная работа.
Выбор пьесы, миниатюры
Знакомство детей со сценарием, обсуждение. Распределение ролей.
Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением («Придумки» - как показать то или иное действие)
Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен
Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим
Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны).
Генеральная репетиция
10.
Итоговое занятие.
Показ спектакля.
Учебно-тематическое планирование
й год обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
(час)
Практика
(час)
Дата
проведения
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
Мастерство актёра:
10
3
13
3.
Сценическая речь:
10
2
12
4.
Постановочная работа.
10
-
10
5
Пластика.
6
-
6
Итого:
36
5
31
Содержание программы 4 год _ обучения
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1.
Вводное занятие. Техника
безопасности
«Театральные правила»
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год.
2.
Мастерство актёра. Работа актёра над образом.
Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства - исполнительское мастерство актера. Этюды.
3.
Специфика актёрских задач
Я - предмет. Я - стихия. Я - животное. Я - фантастическое животное. Форма (законченность) и внешняя характерность.
Понятие «актёрская задача». Учимся её определять в своих ролях.
4.
Миниатюры на свободную тему.
Творческий проект. Возможности актера «превращать», преображать место, время, ситуацию, партнеров с помощью своего поведения. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино, театральном искусстве, живописи.
5.
Сценическая речь. Дыхание, голос, дикция
Беседа о выразительных возможностях звучащей речи.
Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения.
6.
Работа над текстом.
Краткие сведения о механизме голосообразования и некоторых особенностях звука: направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе.
Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком.
Упражнения, развивающие слух учащихся.
7.
Пластика. Координация движений
Равновесие. Движение каждой части тела по отдельности в разных плоскостях. Движение в пространстве. Взаимодействие партнёров друг с другом. Этюды.
8.
Движение и музыка
Мажор, минор. Темп, ритм, такт, сила звука. Развитие фантазии, попытки создания образа. Импровизация.
9.
Просмотр спектакля детского ТЮЗа в ГДК
Обсуждение по плану (примерно):
«Образ» спектакля, идея, жанр.
Персонажи и актёрская игра
Декорации и оформление
Своё мнение - что понравилось, не понравилось, не понял, показалось лишним и т.п.
10.
Постановочная работа.
Выбор пьесы, миниатюры
Знакомство детей со сценарием, обсуждение. Распределение ролей.
Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением («Придумки» - как показать то или иное действие)
Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен
Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим
Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны).
Генеральная репетиция
11.
Итоговое занятие.
Премьера
Методическое обеспечение
образовательного процесса:
Занятия проводятся: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Основные виды деятельности:
беседа;
экскурсии;
уроки сценической и музыкальной грамоты;
игровые виды деятельности;
вокально-хоровая работа;
слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
выразительное чтение;
игра на детских шумовых инструмента;
создание масок, костюмов, декораций;
участие в постановке спектакля.
Основные методы и технологии
Основным методом развития творческих способностей является импровизация:
хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;
импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом
присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.
Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным - это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
комбинированный;
первичного ознакомления материала;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.
Формы организации учебного занятия:
тренинг;
соревнование
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
светлое, просторное репетиционное помещение;
импровизированная сценическая площадка;
наличие музыкальной аппаратуры;
наличие методических пособий;
наличие фонотеки с различной музыкой;
стулья для воспитанников;
возможности для документальной видео и фото съемки.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:
Педагогическое наблюдение.
Собеседование.
Самооценка.
Отзывы детей и родителей.
Коллективное обсуждение работы.
Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.
Анкетирование.
Тестирование
Творческая практика.
Сценарии постановок.
Постановки.
Коллективная рефлексия.
Самоанализ.
Способы фиксации результата.
Фото-видеоотчеты.
2 Грамоты, дипломы.
Сценарии.
Анкеты.
Тесты.
Портфолио.
Отзывы.
Афиши.
Презентация творческого альбома «Мои достижения»
Основная цель работы группы каждого года обучения - СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА (тематической зарисовки, театральной миниатюры, учебного спектакля, "фестивального" спектакля).
Литература для учителя:
Агапова И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.
Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.
Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.
Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998. М., 2004.
Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.