Час общения с элементами тренинга
«Солнце дружбы нашего класса»
Цель занятия: создание дружеской атмосферы взаимопонимания,
доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом,
сплочение классного коллектива.
Задачи:
• углубить представления детей об общечеловеческих ценностях,
развить умения рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
• помочь детям создать свой образ «Я – друг», осознать качества
важные в дружбе, воспитать уважение к окружающим;
• развить навыки группового взаимодействия, необходимые для
установления, сохранения и поддержания дружеских
взаимоотношений.
Оборудование и материалы: мультимедийные средства (компьютер,
проектор, экран), презентация по теме занятия, бланки для упражнения “Я
– друг”, ватман с изображением круга солнца, бумага в форме солнечных
лучей, цветные маркеры, клеевые карандаши, ручки.
Предварительная работа с обучающимися:
Домашнее задание: найти и прочитать пословицы, поговорки о дружбе,
высказывания великих русских людей о дружбе.
Общая продолжительность занятия: 40 мин.
Ход занятия
Слайд 1.
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня занятие
будет посвящено очень важной и интересной теме: дружба. Ребята, вы
учитесь в одном классе, много времени проводите вместе в школе, поэтому
дружеские отношения очень важны, чтобы вы чувствовали себя в школе
комфортно, уютно.
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и
приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить
3
мир солнечного света».
Вопрос к детям: Вы согласны с этим? А чем дружба и солнце
похожи? (Ответы детей: согревают, дают свет, радость).
Тема нашего занятия: «Солнце дружбы нашего класса».
Слайд 2.
Девизом нашего занятия будут строки из замечательного стихотворения
М. Пляцковского.
«Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда — не беда,
Если рядом друзья настоящие!»
Упражнение-приветствие «Лучик солнца»
Ведущий: Давайте поприветствуем, друг друга, передавая по кругу
дружеское рукопожатие и пожелание, например «Я рада, видеть тебя,
желаю прекрасного настроения и т.д.». Пусть от нашего пожелания как от
лучика солнца всем станет теплее.
Упражнение создаёт положительный эмоциональный фон.
Разминка.
Упражнение «Дружба – это…»
Ведущий: Сейчас надо по кругу продолжить предложение «Дружба –
это…».
Слайд 3.
4
«Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности,
доверии, духовной близости, общности интересов» (Словарь русского
языка С.И. Ожегова).
Ведущий: Мы все разные и в то же время чем-то друг на друга
похожи. Предлагаю вам в этом убедиться.
Упражнение «Пересядьте все, кто...»
Ведущий: «Вы должны поменяться местами, сесть на
освободившийся стул». «Итак, начнём, пересядьте все, кто любит
мороженое, … у кого день рождение летом, ...любит купаться в море,
...ложиться спать вовремя, любит ходить в цирк, ...любит рисовать,
...любит читать книги, ...занимается спортом и ...кто учится в пятом
классе». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что
действительно у них есть много общего.
Мы узнали много нового друг о друге, что может нас тоже объединить.
Обратить внимание детей на тот факт, что друзья часто имеют
одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо
подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.
Ведущий: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей,
сохранение дружбы — это важнейшие качества человека.
Слайд 4.
Вопрос к детям: Какими качествами должен обладать друг? Каким он
должен быть? (Ответы детей...)
Слайд 5.
5
Обсудить с детьми выражение - «Людей привлекает в тебе именно то,
что тебя привлекает в людях».
Ведущий: Для того чтобы сейчас каждый из нас для себя понял,
какой он друг, я хочу предложить вам упражнение «Я — друг».
Упражнение «Я – друг» (Приложение 1).
Детям раздаются бланки для ответов:
Бланк ответов
к упражнению «Я – друг».
Составьте свою характеристику как друга (свой образ «Я – друг»),
отметив степень положительного качества (по пятибалльной системе)
Ведущий: Составьте свою характеристику, как друга (свой образ «Я –
друг»), отметив степень положительного качества (по пятибалльной
системе)
Оцените себя по пятибалльной системе
Ведущий: Итак, если вы были откровенны перед собой. То можете
увидеть, какое качество для дружбы вам необходимо развивать. А именно
осознание тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у вас
желание для их развития.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам.
Слайд 6.
Упражнение « Поводырь»
Ведущий: Это очень хорошее упражнение для создания в группе
Я
ДРУГ
1. Добрый 5 4 3 2 1
2. Верный, преданный 5 4 3 2 1
3. Щедрый,
Бескорыстный 5 4 3 2 1
4.Внимательный 5 4 3 2 1
5.Понимающий 5 4 3 2 1
6
атмосферы взаимного доверия.
Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза —
он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет
слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря
необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за
партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе
темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее.
Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие
способы общения (2–3 мин).
Поменяйтесь ролями.
Анализ упражнения: не было ли участникам страшно, уверенно ли они
себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько
принимали на себя ответственность за безопасность другого.
Вопрос к детям: Какому правилу дружбы учит это упражнение? (ответы
детей...)
Слайд 7.
Игра “Составьте пословицу, поговорку и мысли мудрых людей о
дружбе” (Приложение 2).
Дети делятся на четыре группы. Пословицы, поговорки и мысли мудрых
людей о дружбе предложены детям в разрезанном виде, для того чтобы
дети их составили. Каждой группе надо собрать по два предложения.
Пословицы и поговорки:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Крепкую дружбу, и топором не разрубишь.
3. Друзья познаются в беде.
4. Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.
Мысли великих мудрых людей
1.«Трусливый друг — страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга
надеешься» Л.Н. Толстой.
2.«Лучше явный друг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит
человечество» Петр I.
3.«Искренность отношений, правда в общении - вот дружба»
А.В. Суворов.
7
4.«Сам погибай – товарища выручай» А.В. Суворов.
Когда все группы готовы. Дети зачитывают первую часть предложения,
появившуюся на слайде, остальные стараются продолжить. Если
продолжить не получается, то продолжает группа, собиравшая данную
пословицу, поговорку, мысль мудрых людей.
Слайд 8.
Мысли великих мудрых людей
Слайд 9.
Лев Николаевич Толстой (один из самых значительных русских писателей
и мыслителей).
Слайд 10.
8
Пётр I Великий (царь московский и первый император всероссийский).
Слайд 11.
Александр Васильевич Суворов (великий русский полководец, не
потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере).
Слайд 12.
Александр Васильевич Суворов.
Слайд 13.
Вопрос к детям: Ребята, зачем человеку нужны друзья (Ответы детей...)
9
Слайд 14.
Ведущий. Значение дружбы в жизни человека состоит в то, что она
удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей — потребность
в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком.
Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг
друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, «пуд соли с ним съесть».
Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание
интересов другого, взаимное уважение.
Практикум «Солнце дружбы».
Ведущий: Ребята я предлагаю вам создать «солнце дружбы» нашего
класса. На доске закрепляется лист ватмана с изображением желтого круга,
символизирующего солнце. Ребятам предлагаются лучи для написания. На
лучах вы можете написать все, что Важно для дружбы. Можно написать
правило дружбы и качество настоящего друга. Фраза на лучах должна
начинаться со слов - «Я – друг».
Слайд 15.
Помочь вам могут следующие вопросы:
Честный ли ты с другом?
Добр ли ты?
Ты верный и преданный?
Терпелив ли ты?
10
Помогаешь ли справиться с бедой?
Ты интересен?
Приветливый ли ты человек?
Ты завидуешь другу?
Ты зазнайка?
Умеешь ли хранить тайну?
Внимательный ли ты к другому человеку?
Умеешь ли уступать другу?
Ты ссоришься с другом по пустякам?
Ты умеешь искренне радоваться успехам друга?
Слайд 16.
Когда надписи на лучах сделаны, дети выходят к доске и крепят лучи на
изображение солнца.
Ведущий. Сегодня мы с вами зажгли солнце дружбы нашего класса.
В этом солнце есть частичка каждого из вас. Поэтому оно получилось
таким красивым и тёплым.
Слайд 17.
Ведущий: А теперь давайте обсудим с вами правила дружбы, о
которых мы сегодня говорили. На слайде появляется первое правило
дружбы. Обсуждение: Согласны ли вы с этим правилом? Почему его
11
необходимо соблюдать? И т.д. (Ответы детей...).
Слайд 18.
Ведущий: Разрешите зачитать слова из стихотворения:
Давайте будем
Дружить друг с другом
Как птица – с небом
Как ветер – с лугом
Как парус – с морем,
Трава – с дождями
Как дружит солнце со всеми нами. (И. Меднин)
В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам правила дружбы.
(Приложение 3.)
Подведение итогов занятия.
Вопросы детям: Что понравилось больше всего сегодня на занятие?
Какие чувства у вас возникли? Что вам дало это занятие?
Слайд 19.
Ведущий: Спасибо, ребята за активную работу на занятии, мне было
приятно с вами общаться! Желаю вам верных друзей, крепкой дружбы и
замечательного дружного класса!
12
Список использованных источников.
1. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к
средней школе. - М. : Генезис., 2003
2. Селевко Г.К. Познай себя. - М.: Народное образование, НИИ школьных
технологий, 2006
3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней
школе. - М.: Генезис.,2005
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие. - М.:Генезис.,2001