kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятия по формированию положительного психологического климата в 10-11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен школьным психологам, классным руководителям с целью помочь детям  найти личностный смысл и мотивацию учения и успеха для каждого старшеклассника.

Цель: развитие начальных знаний об общении; воспитание  этических норм поведения при общении друг с другом; развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формирование позитивного  принятия себя.

Просмотр содержимого документа
«Занятия по формированию положительного психологического климата в 10-11 классе »

Занятия по формированию

положительного психологического климата в 10-11 классе


Автор: Ильясова Любовь Ивановна, психолог Федоровской СШ Узункольского района, Костанайской области, Казахстан.

Данный материал предназначен школьным психологам, классным руководителям, с целью помочь найти личностный смысл и мотивацию учения и успеха для каждого старшеклассника.

Занятие 1. «Общение в классе»

Цель: развитие начальных знаний об общении; воспитать этические нормы поведения при общении друг с другом; развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

1. Приветствие

Цели: создание в группе доверительных отношений; эмоциональное сближение и оптимизация процесса взаимодействия в группе; формирование у детей положительного отношения друг к другу; повышение самооценки.

Упражнение выполняется по кругу.

Психолог: В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться.

2. Работа по теме занятия.

Обсуждение и принятие групповых правил.

Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы психолог постоянно обращается к ним.

Примерный перечень правил:

1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.

2. Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

3. Конфиденциальность.

4. Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.

5. Активность.

6. Искренность в общении.

7. Оценивается только поступок, а не личность человека.

1. Приветствие. «Комплимент»

Психолог предлагает каждому участнику сказать своему соседу какой-нибудь комплимент. Обращаться надо по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

3. Основная часть занятия.

Упражнение «Попроси шоколадку»

Психолог: Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашем классе самый справедливый? (голосование).

(Самый справедливый становится водящим, он садится по центру).

Психолог дает водящему шоколадку.

Психолог: Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

Анализ упражнения:

- Какой способ просьбы оказался самым эффективным?

Все начинается с общения.

Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»?

(Общение - это взаимодействие людей друг с другом для передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе - свое Я, а ты мне - свое Я.)

Психолог: Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

(Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Каким должно быть общение?

Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

- доверяйте тому, с кем общаетесь,

- уважайте того, с кем общаетесь,

- общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

Упражнение «Три закона общения»

Цель: знакомство с правилами общения.

Инструкция: Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Психолог дает инопланетянам инструкцию: «На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

- Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

- Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

- Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляне.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Анализ упражнения:

- Как вы себя чувствуете?

- Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

- Что помогло группе прийти к решению?

- Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

- Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Психолог. Подумайте над вопросом: «Почему люди ссорятся?» Запишите свои ответы в тетрадь. А теперь давайте их обсудим.

Все варианты ответов психолог записывает на доске:

Люди не понимают друг друга.

Не владеют своими эмоциями.

Не принимают чужого мнения.

Не считаются с правами других.

Пытаются во всем доминировать.

Не умеют слушать других.

Хотят умышленно обидеть друг друга.

Психолог: Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?

Примерные правила:

1) Активная работа на занятии каждого участника.

2) Внимательность к говорящему.

3) Доверие друг к другу.

4) Недопустимость насмешек.

5) Не выносить обсуждение за пределы занятия.

6) Право каждого на свое мнение.

Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит?

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности откровенно и сразу.

Упражнение «Что мешает нам в общении?»

Психолог: Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному?

Психолог: А как вы думаете, почему так происходит?

Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Психолог: Я предлагают Вам сделать рисунок «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг в центре и напишите букву Я. Нарисуйте лучи, на которых напишите те качества, которые вам помогают в общении, а рядом нарисуйте тучи, в которых напишите те черты, которые вам мешают при общении. Для того, что бы вам было легче вспомнить качества, вы можете использовать список слов.

Психолог: А теперь, используя свои рисунки, выберите повторяющиеся черты характера, которые помогают вам в общении и которые вам мешают вам в общении. Запишите их и назовите и всем.

Участники называют качества.

Упражнение «Я хочу, чтобы со мной общались…».

- А как вы хотите, чтобы с вами общались?

- А сейчас выполните такое задание. Используя цветные карандаши (красный, черный, зеленый), ответьте, но вопрос: «Я хочу, чтобы со мной общались..., если вы хотите чтобы с вами общались доброжелательно и вежливо, то нарисуйте круг красным цветом, если задиристо и требовательно, то зеленым цветом, если грубо, то черным цветом.

- На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.

- Посмотрите и скажите, в общем, как вы хотите, чтобы с вами общались?

- Исходя из того, что мы знаем какими чертами мы должна обладать для того что бы нормально общаться и как мы хотим чтобы с нами общались, давайте попробуем составить правила общения. Ваши предложения?

- А вот психологи предлагают такие правила общения.

Правила речевого поведения для говорящего:

- Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи;

- Будь вежливым.

- Не ставь в центр внимания собственное «Я».

- Ставь в центр внимания слушающего.

- Выбирай тему, интересную для партнера.

- Следи за логикой речи.

- Не старайся говорить громче собеседника.

Правила речевого поведения для слушающего:

- Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.

- Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.

- Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.

- Вовремя оценивай речь собеседника.

4. Рефлексия.

Психолог. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

5. Ритуала прощания.

Психолог объявляет ученикам об окончании занятия и предлагает им встать в круг, мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – да!

Занятие 2. «Один в поле не воин»

Цель: вербальное и невербальное общение; сплочение группы, обучение координации совместных действий; показать различные типы взаимоотношений друг с другом; осознание ответственности за другого человека; развитие эмпатии; создания благоприятного климата в классе

1. Приветствие. «Комплимент»

Психолог предлагает каждому участнику сказать своему соседу какой-нибудь комплимент. Обращаться надо по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

2. Основная часть занятия.

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы; помочь раскрепостить членов группы, установить контакты друг с другом и найти быстрое решение поставленной задачи.

Психолог предлагает участникам встать в тесный круг, им дается небольшой мячик и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Психолог фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, психолог просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, психолог просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Обсуждение упражнения

Психологический смысл упражнения: демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»).

Упражнение «Один в поле не воин»

Цель: помочь участникам осознать ответственность за другого человека; стимулировать эмпатию; создание благоприятного климата в классе.

Психолог просить выйти в центр круга одного человека. По сигналу, ученики стоящие вокруг начинают тянуть его каждый в свою сторону, обращаясь к нему с настойчивыми просьбами. По истечении одной минуты ведущие останавливают процедуру и предлагают другому участнику войти в круг. Побывать в роли «разрываемого» на части могут все желающие. По окончании упражнения группа делает выводы.

Обсуждение упражнения.

Что чувствовали, находясь в центре круга; что думали; что хотели сказать.

Участники обсуждают, каким образом можно облегчить участь «разрываемого на части» и как следует себя вести, чтобы не попасть в это положение.

Упражнение «Невидимая связь»

Цель: показать участникам различные типы взаимоотношений друг с другом.

Оборудование: моток прочных толстых нитей.

Психолог просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам психолог заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю. «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей.

И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Далее психолог продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить. «Воистину нить - эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы не связывались вновь. Такой узелок напоминал о прошлой споре.

Что сделали люди с подарком мудреца?

Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый».

Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Психолог на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! – обращается психолог.

Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми».

А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем….

Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло на себя».

Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте тех, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: «посадил себе на шею».

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Вопросы:

1. Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?

2. Что было легко, а что трудно, в этой игре?

3. Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Упражнение «Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Психолог просить участников встать в круг и закрыть глаза. Затем, не открывая глаз, психолог просить учеников перестроиться в квадрат.

(Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит участников).

После того, как квадрат построен, не открывая глаз, психолог спрашивает, все ли уверены, что они стоят в квадрате? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным). И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

3. Рефлексия.

Психолог. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

4. Ритуала прощания.

Занятие 3. «Предотвращение конфликтов»

Цели: отработать ситуации предотвращения конфликтов; закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.

1. Приветствие. «Комплимент»

Психолог предлагает каждому участнику сказать своему соседу какой-нибудь комплимент. Обращаться надо по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

2. Основная часть занятия.

Упражнение «Испорченный телевизор»

Цель: совершенствование навыков межличностного восприятия; эмоциональная разминка.

Участники сидят в кругу. Доброволец, желающий начать игру, изображает на лице какое-либо необычное выражение и показывает его только своему ближайшему соседу, прикрывшись от остальных участников. Сосед передает увиденное выражение дальше и т. д., пока оно не пройдет полный круг. Участник, находящийся непосредственно перед начавшим игру, показывает то, что до него дошло, уже всему кругу. После этого начавший игру демонстрирует всему кругу то выражение лица, с которого игра началась. При повторении упражнения целесообразно передавать выражение лица по кругу в другую сторону. Следует приготовить какой-либо предмет, которым участники смогут отгораживаться от круга при передаче выражения. Для этой цели хорошо подойдет настенная таблица или лист бумаги формата не меньше А3.

Анализ упражнения:

- Выражения лица, которые вы передавали друг другу, несли какую-либо информацию.

- Как вы думаете, какую именно?

- А под действием каких факторов эта информация так сильно исказилась?

Беседа «Предотвращение конфликтов».

- Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?

- Вспомните, что мешает позитивному общению людей?

- Поднимите руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не допускать конфликтных ситуаций?

Игра «Сгладь конфликт»

Цель: умение разрешения конфликта.

Инструкция: Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и определим основные методы урегулирования конфликтов.

Для начала необходимо разделимся на команды по три человека.

Задача каждой команды – придумать сценарий, в котором два человека представляют конфликтующие стороны, а третий – старается их примирить. Вам необходимо в течение пяти минут придумать конфликтную ситуацию и обыграть ее. Если у вас плохо с фантазией, мы можем предоставить вам несколько конфликтных ситуаций. (Дети придумывают сценарий и т.д.)

Ждем, когда все приготовятся и вызываем кого-то. Сначала в добровольном порядке, а потом в принудительном.

Упражнение «Моя проблема в общении»

Цель: умение преодолевать проблемы в общении.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Анализ упражнения:

-Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Упражнение «Дар убеждения»

Цель: формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.

Оборудование: спичечные коробки, цветная бумага.

Психолог вызывает двоих участников. Каждому из них дается спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Эстафета с шариками»

Цель: развитие коммуникации в парах; выработка умения действовать скоординированно с партнерами.

Оборудование: четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

Анализ упражнения:

- Какие эмоции возникли по ходу игры?

- Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете?

- Где еще нужны эти качества?

Упражнение «Ковер мира»

Цели: развитие умения решать конфликты с помощью переговоров и дискуссий.

Материалы: кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера; фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него - красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Стас и Данил хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого из класса есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер мира»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» нашего класса. Я напишу на нем имена всех учеников нашего класса, а вы должны мне помочь украсить его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Анализ упражнения:

- Почему так важен для нас «ковер мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что ты понимаешь под справедливостью?

3. Анализ занятия

- Можно ли постоянно контролировать свое состояние?

- Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

- Что для вас было самым трудным на занятии?

4. Ритуал прощания.

Предложенные занятия научат ребят адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, показаны возможные сценарии выхода из них. Старшеклассники научатся оказывать психологическую поддержку сверстникам и, если надо, просить о помощи. Ведь не секрет, что многие дети, да и взрослые тоже, боятся рассказать кому-то о своих проблемах, стесняются.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Занятия по формированию положительного психологического климата в 10-11 классе

Автор: Ильясова Любовь Ивановна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Анализ воспитательной работы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221492"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435326508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование мотиваций обучения первоклассников "
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniie-motivatsii-obuchieniia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "233289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443036733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Справка « Реализация программы  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни , экологической культуры в 1-3 классах». "
    ["seo_title"] => string(135) "spravka-riealizatsiia-proghrammy-formirovaniia-tsiennosti-zdorov-ia-i-zdorovogho-obraza-zhizni-ekologhichieskoi-kul-tury-v-1-3-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "125822"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415056212"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства