Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида"
Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида"
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида
В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования. На практике этот принцип может быть воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений, через разработку программ и проектов, направленных на сбережение и приумножение здоровья подрастающего поколения. Таким образом, в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирования у детей здорового образа жизни, через применение здоровьесберегающих технологии в образовательных учреждениях, как в первых институтах социализации детей.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом, поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса (как учебного, так и воспитательного) становится приоритетной задачей как массовых школ, внедряющих инклюзивное образование, так и специальных образовательных учреждений.
Решение данной задачи значительно усложняется в условиях специальной коррекционной школы, в которой обучаются дети с различной тяжестью умственной отсталости, синдромом Дауна имеющих множественные сопутствующие нарушения, а именно: нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), слуха и зрения, сенсорные нарушения, расстройство аутического спектра,
Данная категория детей имеет дефицитарное психическое развитие, сопровождающееся еще и соматическими расстройствами.
Неблагоприятные условия жизни до поступления в школу - интернат, ошибки и просчеты в воспитании, асоциальный образ жизни родителей - приводят к деформациям в эмоционально-волевой и нравственной сферах.
Заниматься сохранением и укреплением социального здоровья детей, формированием навыков здорового образа жизни невозможно, не вовлекая в данный процесс всю семью, однако при отсутствии семьи или в асоциальной семье, школа зачастую вынуждена брать на себя замещающую роль, связанную с преодолением уже существующих дефицитов в воспитании.
Педагогам, работающим с такими детьми, приходиться делать акцент на сохраненные психические процессы и прилагать усилия для нормальной социализации и адаптации ребенка к условиям обыденной жизни.
Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения воспитательных программ, содержащих систему просвещения и деятельность, гарантирующие формирование здорового образа жизни. В соответствии с этим, в школе – интернате № 115 разработана и действует целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ здорового образа жизни».
Воспитательная программа построена в соответствии с основными принципами Государственной политики в области образования, основанными на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободного развития личности.
Программа адресована обучающимся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста и их родителям и отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни детей. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации. Программные положения вытекают из того, что в соответствии с законами развития личности, в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных качеств.
В программе делается акцент на использование в воспитательной работе педагогических технологий и методических приемов для демонстрации воспитанникам значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Программа составлена на основе субъект - субъектного подхода в организации учебно-воспитательного процесса и предполагает активную субъектную позицию воспитанника, а также участие в её реализации всех субъектов образовательного процесса, что особенно важно в учреждении интернатского типа.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся и их родителей культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
Целью программы является воспитание у обучающихся и всех субъектов образовательного процесса культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Цель программы достигается через решение следующих задач:
Воспитать у обучающихся и всех субъектов образовательного процесса культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.
Сформировать представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Провести тематическую работу с родителями воспитанников, направленную на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Сформировать навыки самообслуживания и соблюдения правил личной гигиены воспитанников, способности к адекватной оценке своего состояния здоровья.
Обучить владению способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии;
Обучить воспитанников элементам релаксации и аутотренинга.
Осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Ознакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.
При реализации программы применяются следующие образовательные технологии: оздоровительная технология, технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Воспитательная программа предусматривает разнообразные формы работы с воспитанниками и их родителями:
-тематические теоретические коррекционно- воспитательные занятия «Почему мы болеем?», «Как организм себе помогает сам?», «Что нужно знать о лекарствах?», «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Пословицы и поговорки о здоровье», «Здоровый образ жизни»;
-тематические практические коррекционно- воспитательные занятия «Нетрадиционные формы оздоровления», «Тренинг здорового образа жизни», «Мойдодыр»;
-спортивные конкурсы « Быстрее, выше, сильнее», «Золотая осень»;
-экскурсии «Путешествие в страну «Здоровья», «Кто нас лечит?»;
-предметные утренники « Спеши делать добро»; «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»;
-викторины «Здоровая пища для всей семьи», «Помоги себе сам»;
-проведение совместных мероприятий с родителями: спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», поход выходного дня «Как вести себя на улице?», совместное воспитательное мероприятие «Домашняя аптечка».
Для того чтобы родители стали полноправными участниками оздоровительного процесса, в рамках реализации программы на базе школы-интерната функционирует детско-родительский клуб «Здоровячок». 70% родителей воспитанников начальных классов участвуют в работе клуба. Занятия в клубе проводиться один раз в месяц, и включают в себя просветительскую работу («Родительский лекторий»- цикл лекций для родителей) и проведение совместных мероприятий с детьми, причём родители являются не только участниками, но и организаторами данного вида деятельности.
В 2013 году в рамках работы клуба были проведены следующие мероприятия:
-Кросс «Золотая осень».
-Поход выходного дня.
-Презентация: «Папа, мама, я - спортивная семья».
-Конкурс плакатов «Мы против курения».
-Воспитательное мероприятие с использованием элементов релаксации и аутотренинга.
- Воспитательное мероприятие с использованием арттерапии.
- Конкурс рисунков «Береги здоровье смолоду».
-Игра «Мы за здоровый образ жизни».
Совместные действия подсистемы «родитель-ученик-педагог» раскрывают новые возможности применения здоровьесберегающих технологий.
Проведение совместных мероприятий не только формируют потребность в здоровом образе жизни, но объединяют родителей и детей, создают положительный климат в семье.
Воспитательная программа является долгосрочной. Мониторинг промежуточных результатов программы осуществлялся на основе применения методик: определение наличия устойчивых поведенческих реакций, изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, определение динамики настроения в группе (цветовой тест отношений – ЦТО, тест Люшера, тест Лутошкина «Цветопись»), организация просветительско-воспитательной работы с учащимися (методика Ю.В.Науменко), мотивация учащихся к занятиям физической культуры (методика Ю.В.Науменко), психофизическая комфортность образовательного процесса (Методика Ю.В.Науменко), определение эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (методика Ю.В.Науменко), изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н.Степанова), здоровьесберегающие методики Е.Д.Худенко, анкетирование родителей. Результаты мониторинга показали, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, не испытывать затруднений при переходе на среднюю ступень обучения, раскрыть свои творческие способности. За время действия программы произошло снижение процентного показателя детей, пропускающих занятия по болезни, всё реже возникают случаи асоциального поведения, улучшился морально - психологический климат в школьном коллективе. Согласно проведённому анкетированию участие родителей в здоровьесберегающем пространстве школы, совместных мероприятиях сыграли свою роль в создании и развитии благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Поэтому дальнейшей перспективой реализации программы является совместная работа педагогов и родителей, которая поможет детям стать истинно здоровыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" »
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании у воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
здорового образа жизни
В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования. На практике этот принцип может быть воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений, через разработку программ и проектов, направленных на сбережение и приумножение здоровья подрастающего поколения. Таким образом, в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирования у детей здорового образа жизни, через применение здоровьесберегающих технологии в образовательных учреждениях, как в первых институтах социализации детей.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом, поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса (как учебного, так и воспитательного) становится приоритетной задачей как массовых школ, внедряющих инклюзивное образование, так и специальных образовательных учреждений.
Решение данной задачи значительно усложняется в условиях специальной коррекционной школы, в которой обучаются дети с различной тяжестью умственной отсталости, синдромом Дауна имеющих множественные сопутствующие нарушения, а именно: нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), слуха и зрения, сенсорные нарушения, расстройство аутического спектра,
Данная категория детей имеет дефицитарное психическое развитие, сопровождающееся еще и соматическими расстройствами.
Неблагоприятные условия жизни до поступления в школу - интернат, ошибки и просчеты в воспитании, асоциальный образ жизни родителей - приводят к деформациям в эмоционально-волевой и нравственной сферах.
Заниматься сохранением и укреплением социального здоровья детей, формированием навыков здорового образа жизни невозможно, не вовлекая в данный процесс всю семью, однако при отсутствии семьи или в асоциальной семье, школа зачастую вынуждена брать на себя замещающую роль, связанную с преодолением уже существующих дефицитов в воспитании.
Педагогам, работающим с такими детьми, приходиться делать акцент на сохраненные психические процессы и прилагать усилия для нормальной социализации и адаптации ребенка к условиям обыденной жизни.
Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения воспитательных программ, содержащих систему просвещения и деятельность, гарантирующие формирование здорового образа жизни. В соответствии с этим, в школе – интернате № 115 разработана и действует целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ здорового образа жизни».
Воспитательная программа построена в соответствии с основными принципами Государственной политики в области образования, основанными на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободного развития личности.
Программа адресована обучающимся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста и их родителям и отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни детей. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации. Программные положения вытекают из того, что в соответствии с законами развития личности, в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных качеств.
В программе делается акцент на использование в воспитательной работе педагогических технологий и методических приемов для демонстрации воспитанникам значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Программа составлена на основе субъект - субъектного подхода в организации учебно-воспитательного процесса и предполагает активную субъектную позицию воспитанника, а также участие в её реализации всех субъектов образовательного процесса, что особенно важно в учреждении интернатского типа.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся и их родителей культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
Целью программы является воспитание у обучающихся и всех субъектов образовательного процесса культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Цель программы достигается через решение следующих задач:
Воспитать у обучающихся и всех субъектов образовательного процесса культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.
Сформировать представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Провести тематическую работу с родителями воспитанников, направленную на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Сформировать навыки самообслуживания и соблюдения правил личной гигиены воспитанников, способности к адекватной оценке своего состояния здоровья.
Обучить владению способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии;
Обучить воспитанников элементам релаксации и аутотренинга.
Осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Ознакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.
При реализации программы применяются следующие образовательные технологии: оздоровительная технология, технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Воспитательная программа предусматривает разнообразные формы работы с воспитанниками и их родителями:
-тематические теоретические коррекционно- воспитательные занятия «Почему мы болеем?», «Как организм себе помогает сам?», «Что нужно знать о лекарствах?», «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Пословицы и поговорки о здоровье», «Здоровый образ жизни»;
-тематические практические коррекционно- воспитательные занятия «Нетрадиционные формы оздоровления», «Тренинг здорового образа жизни», «Мойдодыр»;
-спортивные конкурсы « Быстрее, выше, сильнее», «Золотая осень»;
-экскурсии «Путешествие в страну «Здоровья», «Кто нас лечит?»;
-предметные утренники « Спеши делать добро»; «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»;
-викторины «Здоровая пища для всей семьи», «Помоги себе сам»;
-проведение совместных мероприятий с родителями: спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», поход выходного дня «Как вести себя на улице?», совместное воспитательное мероприятие «Домашняя аптечка».
Для того чтобы родители стали полноправными участниками оздоровительного процесса, в рамках реализации программы на базе школы-интерната функционирует детско-родительский клуб «Здоровячок». 70% родителей воспитанников начальных классов участвуют в работе клуба. Занятия в клубе проводиться один раз в месяц, и включают в себя просветительскую работу («Родительский лекторий»- цикл лекций для родителей) и проведение совместных мероприятий с детьми, причём родители являются не только участниками, но и организаторами данного вида деятельности.
В 2013 году в рамках работы клуба были проведены следующие мероприятия:
-Кросс «Золотая осень».
-Поход выходного дня.
-Презентация: «Папа, мама, я - спортивная семья».
-Конкурс плакатов «Мы против курения».
-Воспитательное мероприятие с использованием элементов релаксации и аутотренинга.
- Воспитательное мероприятие с использованием арттерапии.
- Конкурс рисунков «Береги здоровье смолоду».
-Игра «Мы за здоровый образ жизни».
Совместные действия подсистемы «родитель-ученик-педагог» раскрывают новые возможности применения здоровьесберегающих технологий.
Проведение совместных мероприятий не только формируют потребность в здоровом образе жизни, но объединяют родителей и детей, создают положительный климат в семье.
Воспитательная программа является долгосрочной. Мониторинг промежуточных результатов программы осуществлялся на основе применения методик: определение наличия устойчивых поведенческих реакций, изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, определение динамики настроения в группе (цветовой тест отношений – ЦТО, тест Люшера, тест Лутошкина «Цветопись»), организация просветительско-воспитательной работы с учащимися (методика Ю.В.Науменко), мотивация учащихся к занятиям физической культуры (методика Ю.В.Науменко), психофизическая комфортность образовательного процесса (Методика Ю.В.Науменко), определение эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (методика Ю.В.Науменко), изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н.Степанова), здоровьесберегающие методики Е.Д.Худенко, анкетирование родителей. Результаты мониторинга показали, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, не испытывать затруднений при переходе на среднюю ступень обучения, раскрыть свои творческие способности. За время действия программы произошло снижение процентного показателя детей, пропускающих занятия по болезни, всё реже возникают случаи асоциального поведения, улучшился морально - психологический климат в школьном коллективе. Согласно проведённому анкетированию участие родителей в здоровьесберегающем пространстве школы, совместных мероприятиях сыграли свою роль в создании и развитии благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Поэтому дальнейшей перспективой реализации программы является совместная работа педагогов и родителей, которая поможет детям стать истинно здоровыми.