Статья посвещена работе по психологическому соповожденияю летнего отдыха детей в лагере с дневной формой пребывания( диагностическая работа, просветительская, практические занятия).
Психологическое сопровождение летнего отдыха детей в лагере с дневной формой пребывания «Солнышко» на базе МКОУ «Архангельская СОШ»
Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.
В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация их оздоровления приобретает первостепенное значение.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.
Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.
На базе нашей школы функционирует лагерь с дневным пребыванием детей уже около 10 лет. Эту деятельность осуществляют начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели (преподаватели), педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник, музыкальный работник, учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования, работники дома культуры, а так же для обеспечения работы пришкольного лагеря используется школьная и детская библиотеки.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.
Задачи:
- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;
- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;
- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;
- повышение психологической компетентности педагогов, родителей
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
* Профилактика
- Диагностика (индивидуальная и групповая)
- Консультирование (индивидуальное и групповое)
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
- Коррекционная работа
- Психологическое просвещение
Формы и методы работы
- Познавательно-развлекательные игры
- Развивающие игры
- Ролевые игры
- Беседы
- Психологический тренинг
- Конструирование, рисование
- Музотерапия, сказкотерапия
- Предполагаемый результат.
В результате реализации данной программы предполагается сформировать индивидуальность каждого ребенка, ориентируясь на норму развития в соответствующем возрасте.
Содержание деятельности:
Работа педагога-психолога по сопровождению отдыха детей осуществляется в нескольких направлениях:
-работа с детьми;
-работа с педагогами;
-работа с родителями;
Основные виды деятельности:
-индивидуальное и групповое консультирование;
-диагностическая деятельность;
-просветительская деятельность;
-групповые формы занятий с детьми;
Диагностическая деятельность осуществляется в два этапа: в начале смены и в конце.
Диагностический блок включает: анкетирование, социометрию в отрядах, определение самооценки детей, уровня тревожности с использованием проективный методов исследования, рисуночные тесты.
Результаты такой диагностики служат ориентиром в организации деятельности школьников в начале и в конце смены; помогают выявить проблемы, касающиеся психологического и социального развития детей, дают возможность внести коррективы в деятельность педагога, вожатого.
Задачи: выявить познавательную и социальную активность, ценностные ориентации. ( Три отряда- экологической направленности, спортивный, разнопрофильный).
Уровень тревожности, психологический климат в отряде, отношение ребенка к пребыванию в лагере. В первые дни пребывания детей в лагере исследуется уровень тревожности воспитанников, т.к. 32% детей впервые посещают лагерь с дневным пребыванием. Цель: получение информации для разработки коррекционно-развивающей деятельности по созданию комфортных условий и эмоциональной стабильности.
С целью коррекции уровня тревожности, организуются групповые формы работы направленные на установление дружеских, доверительных отношений, снятию агрессивности, развитие коммуникативных и организаторских способностей, инициативности.
Групповые виды работы психолога в лагере применяются после организационного периода, когда необходимо развитие детского коллектива, взаимодействие внутри отряда.
Основные задачи групповых занятий
- Сплочение детского коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде.
- Обучение навыкам совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства.
- Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.
- Снижение уровня тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.
- Развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Профилактика конфликтных ситуаций.
- Снятие эмоционального напряжения.
II Индивидуальные консультации помогают ребенку справиться снегативными эмоциями, способствует предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций, решению бытовых проблем, проявить свои способности. Индивидуальные консультации поводятся для педагогов и родителей.
III. Просветительская деятельность. Одна из главных задач - пробудить у вожатого интерес к использованию психологических знаний. Этот вид деятельности включает: знакомство вожатых с возрастными особенностями ребенка и обучение эффективному использованию различных технологий работы с детьми. В процессе подготовки изучаются возрастные особенности, в соответствии с которыми предстоит предлагать формы деятельности в отряде или в лагере. Такие знания необходимы, т.к. позволяют сделать пребывание младшего школьника, подростка достаточно комфортным в лагере.
Перед началом смены проводятся семинары на тему:
« Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;
«Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;
« Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».
На протяжении всего периода работы лагеря для педагогов проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностик детей, с целью организации более эффективного отдыха и досуга детей и устранению имеющихся проблем.
Кроме того, психолог участвует в разработке программы лагеря. Педагоги детского лагеря моделирует воспитательное пространство, в котором каждый ребенок может найти для себя занятие, соответствующее его характеру и интересам.
Мероприятия психологической службы
1. Мероприятия
2. Цель мероприятий
3. Участники
Диагностический блок
1 Диагностика интересов и способностей учащихся.Выявить интересы и способности ребенка для эффективной организации работы лагеря. Воспитанники ДОЛ
2Выявление причин и уровня тревожности.Определить причины тревожности детей в период пребывания В ДОЛ. Воспитанники ДОЛ.
3 Социометрическая методика. Определение психологического климата в отряде. Воспитанники ДОЛ
5 Тест «Несуществующее животное».Выявить личностные особенности детей. Воспитанники ДОЛ
6 Рисуночные, графические тесты «Архитектор», «Школа зверей», «Домики». Определить отношение ребенка к пребыванию в ДОЛ. Воспитанники ДОЛ
Групповые занятия
1 Игра «Остров». Сплочение детского коллектива, обучение совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства 4-5 классы
2 Игра «ТУЗ»(талантливые, умные, задорные»). Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.2-3 классы
3«Комната друзей» псих.тренинг. Снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.1-5 классы
4«Символ отряда». Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде. 1-5 классы
5 Игра «Созвездие». Развитие дружеских отношений в отряде, индивидуальности каждого ребенка.1-3 классы
6 КВН « Кем быть». Содействие в расширении общей осведомленности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста в мире профессий. 5-7 классы
7«Девчонки+Мальчишки=?»сихол. тренинг. Способствовать развитию дружеских отношений между мальчиками и девочками, профилактика конфликтных ситуаций. 4-6 классы
8 Познавательно- развлекательная игра «Крестики-нолики». Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества, развитие творчества снятие эмоционального напряжения. 3-6 классы
9«Наполни смыслом каждое мгновенье…». Тренинговое занятие по профилактике стрессовых ситуаций. Учащиеся,педагоги.
10«Учимся говорить правду». Воспитание честности, открытости, профилактика лжи среди детей и подростков3-6 классы
Просветительская деятельность
1« Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;
Познакомить педагогов с возрастными особенностями детей, с целью грамотного организации режимных моментов и психолого-физических нагрузокПедагоги ДОЛ, педагог-психолог
2«Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;
Познакомить со способами стимулирования интереса и приемами развития творческой инициативы.
Педагоги ДОЛ, педагог-психолог
2« Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».
Расширить представления педагогов о формах и методах по сплочению детского коллектива и поддержания положительного эмоционального климата.Педагоги ДОЛ, педагог-психолог
Вывод:Результаты диагностической деятельности в начале смены и в конце дают возможность внести коррективы в деятельность всех педагогов работающих в лагере.
Проведенные исследования показали, что посещение детьми пришкольного лагеря дало им возможность лучше узнать друг друга (5%), научило находить взаимопонимание(17%), позволило проявить свои способности 21%, дало возможность заниматься любимым делом, т.е. реализовать себя в спорте, пении, рисовании и. т.д.-57%
Кривошеева Ю.Н.
Педагог-психолог