kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Психологическое сопровождение летнего отдыха детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена работе по психологическому соповожденияю летнего отдыха детей в лагере с дневной формой пребывания( диагностическая работа, просветительская, практические занятия).

Психологическое сопровождение летнего отдыха детей в лагере с дневной формой пребывания «Солнышко» на базе МКОУ «Архангельская СОШ»

Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.

В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения     (уменьшается процент здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация их оздоровления приобретает первостепенное значение.

Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.

Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.

На базе нашей школы функционирует лагерь с дневным пребыванием детей уже около 10 лет. Эту  деятельность осуществляют  начальник  лагеря, старшая вожатая, воспитатели (преподаватели), педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник, музыкальный работник, учитель физкультуры,  педагоги дополнительного образования, работники дома  культуры, а так же  для обеспечения работы  пришкольного лагеря используется школьная и детская библиотеки.

 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.

Задачи:

- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;

- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;

- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;

- повышение психологической компетентности педагогов, родителей

Виды деятельности  по психолого-педагогическому сопровождению

     *   Профилактика

  • Диагностика (индивидуальная и групповая)
  • Консультирование (индивидуальное и групповое)
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
  • Коррекционная работа
  • Психологическое просвещение

Формы и методы работы

  • Познавательно-развлекательные игры
  • Развивающие игры
  • Ролевые игры
  • Беседы
  • Психологический тренинг
  • Конструирование, рисование
  • Музотерапия, сказкотерапия
  • Предполагаемый результат.

В результате реализации данной программы предполагается сформировать индивидуальность каждого ребенка, ориентируясь на норму развития в соответствующем возрасте.

Содержание деятельности:

Работа педагога-психолога по сопровождению отдыха детей  осуществляется в нескольких направлениях:

-работа с детьми;

-работа с педагогами;

-работа с родителями;

Основные виды деятельности:

-индивидуальное и групповое консультирование;

-диагностическая деятельность;

-просветительская деятельность;

-групповые формы занятий с детьми;

 Диагностическая деятельность осуществляется в два этапа: в начале смены и в конце.

Диагностический блок включает: анкетирование, социометрию в отрядах, определение самооценки детей, уровня тревожности с использованием проективный методов исследования, рисуночные тесты.

Результаты такой диагностики служат ориентиром в организации деятельности школьников в начале и в конце смены; помогают выявить проблемы, касающиеся психологического и социального развития детей, дают возможность внести коррективы в деятельность педагога, вожатого.

Задачи: выявить познавательную и социальную активность, ценностные ориентации. ( Три отряда- экологической направленности, спортивный, разнопрофильный).

 Уровень тревожности, психологический климат в отряде, отношение ребенка к пребыванию в лагере. В первые дни пребывания детей в лагере исследуется уровень тревожности воспитанников, т.к. 32% детей впервые посещают  лагерь с дневным пребыванием.   Цель: получение информации для разработки коррекционно-развивающей деятельности по созданию комфортных условий и эмоциональной стабильности.

С целью коррекции уровня тревожности, организуются групповые формы работы направленные на установление дружеских, доверительных отношений, снятию агрессивности, развитие коммуникативных и организаторских способностей, инициативности.

Групповые виды работы психолога в лагере применяются после организационного периода, когда необходимо развитие детского коллектива, взаимодействие внутри отряда.

Основные задачи групповых занятий

  • Сплочение детского коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде.
  • Обучение навыкам совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства.
  • Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.
  • Снижение уровня тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.
  • Развитие  индивидуальности каждого ребенка.
  • Профилактика конфликтных ситуаций. 
  • Снятие эмоционального напряжения.

II Индивидуальные консультации помогают ребенку справиться снегативными эмоциями, способствует предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций, решению бытовых проблем, проявить свои способности. Индивидуальные консультации поводятся для педагогов и родителей.

III. Просветительская деятельность. Одна из главных задач - пробудить у вожатого интерес к использованию психологических знаний. Этот вид деятельности включает: знакомство вожатых с возрастными особенностями ребенка и обучение эффективному использованию различных технологий работы с детьми. В процессе подготовки изучаются возрастные особенности, в соответствии с которыми предстоит предлагать формы деятельности в отряде или в лагере. Такие знания необходимы, т.к. позволяют сделать пребывание младшего школьника, подростка  достаточно комфортным в лагере.

Перед началом смены проводятся семинары на тему:

« Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

«Развитие и стимулирование интереса  и творческих способностей детей»;

« Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

На протяжении всего периода работы лагеря для педагогов проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностик детей, с целью организации более эффективного отдыха и досуга детей и устранению имеющихся проблем.

Кроме того, психолог участвует в разработке программы лагеря. Педагоги детского лагеря моделирует воспитательное пространство, в котором каждый ребенок может найти для себя занятие, соответствующее его характеру и интересам.

Мероприятия психологической службы

1. Мероприятия

2. Цель мероприятий

3. Участники

Диагностический блок

1  Диагностика интересов и способностей учащихся.Выявить интересы и способности ребенка для эффективной организации работы лагеря. Воспитанники ДОЛ

2Выявление причин и уровня тревожности.Определить причины тревожности детей в период пребывания В ДОЛ. Воспитанники ДОЛ.

3 Социометрическая методика. Определение психологического климата в отряде. Воспитанники ДОЛ

5 Тест «Несуществующее животное».Выявить личностные особенности детей. Воспитанники ДОЛ

6 Рисуночные, графические тесты «Архитектор», «Школа зверей», «Домики». Определить отношение ребенка к пребыванию в ДОЛ. Воспитанники ДОЛ

Групповые занятия

1 Игра «Остров». Сплочение детского коллектива, обучение совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства 4-5 классы

2 Игра «ТУЗ»(талантливые, умные, задорные»). Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.2-3 классы

3«Комната друзей» псих.тренинг. Снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.1-5 классы

4«Символ отряда». Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде. 1-5 классы

5 Игра  «Созвездие». Развитие дружеских отношений в отряде, индивидуальности каждого ребенка.1-3 классы

6 КВН « Кем быть». Содействие в расширении общей осведомленности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста в мире профессий. 5-7 классы

7«Девчонки+Мальчишки=?»сихол. тренинг. Способствовать развитию дружеских отношений между мальчиками и девочками, профилактика конфликтных ситуаций. 4-6 классы

8 Познавательно- развлекательная игра «Крестики-нолики». Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества, развитие творчества снятие эмоционального напряжения. 3-6 классы

9«Наполни смыслом каждое мгновенье…». Тренинговое занятие по профилактике стрессовых ситуаций. Учащиеся,педагоги.

10«Учимся говорить правду». Воспитание честности, открытости, профилактика лжи среди детей и подростков3-6 классы

Просветительская деятельность

1« Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

Познакомить педагогов с возрастными особенностями детей, с целью грамотного организации режимных моментов и психолого-физических нагрузокПедагоги ДОЛ, педагог-психолог

2«Развитие и стимулирование интереса  и творческих способностей детей»;

Познакомить со способами стимулирования интереса и приемами развития творческой инициативы.

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

2« Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

Расширить представления педагогов о формах и методах по сплочению детского коллектива и поддержания положительного эмоционального климата.Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

Вывод:Результаты диагностической деятельности в начале смены и в конце дают возможность внести коррективы в деятельность всех педагогов работающих в   лагере.

Проведенные исследования показали, что посещение детьми  пришкольного лагеря дало им возможность лучше узнать друг друга (5%), научило находить взаимопонимание(17%), позволило проявить свои способности 21%, дало возможность заниматься любимым делом, т.е. реализовать себя в спорте, пении, рисовании и. т.д.-57%

 

Кривошеева Ю.Н.

Педагог-психолог

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение летнего отдыха детей »

МКОУ «Архангельская СОШ»


Психологическое сопровождение летнего отдыха детей

в лагере с дневной формой пребывания «Солнышко» на базе МКОУ «Архангельская СОШ»


Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.

В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация их оздоровления приобретает первостепенное значение.

Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.

Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.


На базе нашей школы функционирует лагерь с дневным пребыванием детей уже около 10 лет. Эту деятельность осуществляют начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели (преподаватели), педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник, музыкальный работник, учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования, работники дома культуры, а так же для обеспечения работы пришкольного лагеря используется школьная и детская библиотеки.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.

Задачи:

- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;

- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;

- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;

- повышение психологической компетентности педагогов, родителей

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению

* Профилактика

  • Диагностика (индивидуальная и групповая)

  • Консультирование (индивидуальное и групповое)

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая)

  • Коррекционная работа

  • Психологическое просвещение

Формы и методы работы

  • Познавательно-развлекательные игры

  • Развивающие игры

  • Ролевые игры

  • Беседы

  • Психологический тренинг

  • Конструирование, рисование

  • Музотерапия, сказкотерапия


Предполагаемый результат.

В результате реализации данной программы предполагается сформировать индивидуальность каждого ребенка, ориентируясь на норму развития в соответствующем возрасте.


Содержание деятельности

Работа педагога-психолога по сопровождению отдыха детей осуществляется в нескольких направлениях:

-работа с детьми;

-работа с педагогами;

-работа с родителями;

Основные виды деятельности:

-индивидуальное и групповое консультирование;

-диагностическая деятельность;

-просветительская деятельность;

-групповые формы занятий с детьми;


I. Диагностическая деятельность осуществляется в два этапа: в начале смены и в конце.

Диагностический блок включает: анкетирование, социометрию в отрядах, определение самооценки детей, уровня тревожности с использованием проективный методов исследования, рисуночные тесты.

Результаты такой диагностики служат ориентиром в организации деятельности школьников в начале и в конце смены; помогают выявить проблемы, касающиеся психологического и социального развития детей, дают возможность внести коррективы в деятельность педагога, вожатого.



Задачи: выявить познавательную и социальную активность, ценностные ориентации. ( Три отряда- экологической направленности, спортивный, разнопрофильный).



№1. Итоги исследования интересов, склонностей, способностей детей.

Май

Уровень тревожности, психологический климат в отряде, отношение ребенка к пребыванию в лагере. В первые дни пребывания детей в лагере исследуется уровень тревожности воспитанников, т.к. 32% детей впервые посещают лагерь с дневным пребыванием. Цель: получение информации для разработки коррекционно-развивающей деятельности по созданию комфортных условий и эмоциональной стабильности.

№2. Динамика изменения уровня общей тревожности детей



С целью коррекции уровня тревожности, организуются групповые формы работы направленные на установление дружеских, доверительных отношений, снятию агрессивности, развитие коммуникативных и организаторских способностей, инициативности.

Групповые виды работы психолога в лагере применяются после организационного периода, когда необходимо развитие детского коллектива, взаимодействие внутри отряда.

Основные задачи групповых занятий

  • Сплочение детского коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде.

  • Обучение навыкам совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства.

  • Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.

  • Снижение уровня тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка.

  • Профилактика конфликтных ситуаций. Снятие эмоционального

напряжения.

II Индивидуальные консультации помогают ребенку справиться с

негативными эмоциями, способствует предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций, решению бытовых проблем, проявить свои способности. Индивидуальные консультации поводятся для педагогов и родителей.

№3. Ситуации обращения за индивидуальными консультациями.


III. Просветительская деятельность. Одна из главных задач - пробудить у вожатого интерес к использованию психологических знаний. Этот вид деятельности включает: знакомство вожатых с возрастными особенностями ребенка и обучение эффективному использованию различных технологий работы с детьми. В процессе подготовки изучаются возрастные особенности, в соответствии с которыми предстоит предлагать формы деятельности в отряде или в лагере. Такие знания необходимы, т.к. позволяют сделать пребывание младшего школьника, подростка достаточно комфортным в лагере.

Перед началом смены проводятся семинары на тему:

« Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

«Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;

« Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

На протяжении всего периода работы лагеря для педагогов проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностик детей, с целью организации более эффективного отдыха и досуга детей и устранению имеющихся проблем.

Кроме того, психолог участвует в разработке программы лагеря. Педагоги детского лагеря моделирует воспитательное пространство, в котором каждый ребенок может найти для себя занятие, соответствующее его характеру и интересам.

Мероприятия психологической службы

№п/п

Мероприятия

Цель мероприятий

Участники


Диагностический блок

1

Диагностика интересов и способностей учащихся

Выявить интересы и способности ребенка для эффективной организации работы лагеря

Воспитанники

ДОЛ

2

Выявление причин и уровня тревожности.

Определить причины тревожности детей в период пребывания В ДОЛ

Воспитанники

ДОЛ

3

Социометрическая методика

Определение психологического климата в отряде

Воспитанники

ДОЛ

5

Тест «Несуществующее животное»

Выявить личностные особенности детей

Воспитанники

ДОЛ

6

Рисуночные, графические тесты «Архитектор», «Школа зверей», «Домики»

Определить отношение ребенка к пребыванию в ДОЛ

Воспитанники

ДОЛ


Групповые занятия

1

Игра «Остров»

Сплочение детского коллектива, обучение совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства

4-5 классы

2

Игра «ТУЗ»(талантливые, умные, задорные»

Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.

2-3 классы

3

«Комната друзей» псих.тренинг

Снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.

1-5 классы

4

«Символ отряда»

Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде

1-5 классы

5

Игра «Созвездие»

Развитие дружеских отношений в отряде, индивидуальности каждого ребенка

1-3 классы

6

КВН « Кем быть»

Содействие в расширении общей осведомленности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста в мире профессий.

5-7 классы

7

«Девчонки+Мальчишки=?»

психол. тренинг

Способствовать развитию дружеских отношений между мальчиками и девочками, профилактика конфликтных ситуаций

4-6 классы

8

Познавательно- развлекательная игра «Крестики-нолики»

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества, развитие творчества снятие эмоционального напряжения

3-6 классы

9

«Наполни смыслом каждое мгновенье…»

Тренинговое занятие по профилактике стрессовых ситуаций

Учащиеся,

педагоги.


10

«Учимся говорить правду»

Воспитание честности, открытости, профилактика лжи среди детей и подростков.

3-6 классы


Просветительская деятельность

1

« Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;


Познакомить педагогов с возрастными особенностями детей, с целью грамотного организации режимных моментов и психолого-физических нагрузок

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

2

«Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;


Познакомить со способами стимулирования интереса и приемами развития творческой инициативы.

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

2

« Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».


Расширить представления педагогов о формах и методах по сплочению детского коллектива и поддержания положительного эмоционального климата.

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

Вывод:

Результаты диагностической деятельности в начале смены и в конце дают возможность внести коррективы в деятельность всех педагогов работающих в лагере.

Проведенные исследования показали, что посещение детьми пришкольного лагеря дало им возможность лучше узнать друг друга (5%), научило находить взаимопонимание(17%), позволило проявить свои способности 21%, дало возможность заниматься любимым делом, т.е. реализовать себя в спорте, пении, рисовании и. т.д.-57%





Кривошеева Ю.Н.

Педагог-психолог




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическое сопровождение летнего отдыха детей

Автор: Кривошеева Юлия Николаевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Перспективный план работы старшего воспитателя ДОУ "
    ["seo_title"] => string(57) "pierspiektivnyi-plan-raboty-starshiegho-vospitatielia-dou"
    ["file_id"] => string(6) "243905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445853632"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "
    ["seo_title"] => string(46) "programma-sportivno-ozdorovitiel-nogo-lagieria"
    ["file_id"] => string(6) "174765"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424179187"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-dlia-doklada-profilaktika-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-siem-i-shkoly-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "238450"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444568680"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства